Тип урока: Обобщающий. Систематизация знаний учащихся.
Форма урока: Проектная лаборатория. Расчет проектов на строительство.
Цель урока:
- Закрепить умения и навыки решения задач, применяя признаки равенства треугольников;
- Дальнейшее углубление навыков решения задач;
- Знакомство с историческим материалом;
- Развитие у каждого ребенка самостоятельной активной деятельности;
- Развивать логику мышления;
- Воспитывать внимание, аккуратность, интерес к предмету.
План урока
- Организационный момент.
- Экзамен по технике безопасности
- Получение заданий каждой лабораторией и работа над расчетами.
- Защита проектов каждой лабораторией.
- Производственная гимнастика
- Историческая справка.
- Решение задач (индивидуально).
- Контроль и отчет О.Т.К.
- Итог урока.
Презентация - приложение 1.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас с вами урок необычный. Тема урока: «Решение задач с применением признаков равенства треугольников». У нас на уроке будут работать три творческих лаборатории и (отдел технического контроля) О.Т.К.
- Лаборатория – Лаборатория по разработке проектов строительства мостов и тоннелей.
- Лаборатория – Лаборатория по разработке проектов электрокоммуникаций.
- Лаборатория – Лаборатория по проведению нефтепроводов и газопроводов.
2. Экзамен по технике безопасности.
(Контрольные вопросы, Тест) Слайд 5, приложение 1.
- Что называется треугольником?
- Какие треугольники называют равнобедренными?
- Когда два треугольника называют равными?
- Свойство углов при основании равнобедренного треугольника.
- Признак равнобедренного треугольника.
- Первый признак равенства треугольников.
- Второй признак равенства треугольников.
- Третий признак равенства треугольников.
- Что называется биссектрисой треугольника?
- Что называется медианой треугольника?
- Что называется высотой треугольника?
- Свойство медианы равнобедренного треугольника.
1) Назвать равные треугольники.
2) Назвать равные элементы треугольников.
3) По какому признаку равны треугольники:
Ответ:
1) – 1
2) – 3
3) – 2
4) -1
5) -1
6) – 2
7) - 3
8) - 1
9) -2
3. Работа в лабораториях.
В наши лаборатории поступил заказ на выполнение некоторых расчетов. Каждой лаборатории выдается папка с заданием. (Задача с готовым чертежом.)
Задание для лаборатории №1
Требуется определить длину тоннеля, который нужно проложить в горе, чтобы построить новую автомагистраль Краснодар – Сочи.
Задание для лаборатории №2
Требуется определить длину телефонного кабеля, который нужно проложить от телефонной станции до замка, который находится на острове.
Задание для лаборатории №3
Требуется определить длину трубы газопровода, проложенного по дну озера.
4. Защита проектов.
Проверка проектов О.Т.К.
1) Нужно выбрать такую точку О, чтобы въезд и выезд из тоннеля были видны и можно измерять эти расстояния, затем отложить равные отрезки ОС=ОА, ОD=ОВ, лежащие на прямых ВО и АО. Мы получим два треугольника АОВ и СОD которые равны по 1-му признаку (ОС=ОА, ОD=ОВ – равны по построению <АОВ=<СОD-вертикальные. Из равенства треугольников получаем равенство сторон АВ=СD. СD мы можем измерять. Какой длины СD ( например 50м), значит и длина тоннеля - а это отрезок АВ будет 50 м. (Слайд 6, приложение 1)
2) Возьмем точку О на берегу с замком, и отметим равные отрезки ОВ=ОС. На доступной части отрезка АВ отметим отрезок ВК и на отрезке ВС отметим равные отрезки ВМ и СN.
Отметим точку Р, так чтобы СР= КВ и NР= КМ. Получили треугольники КВМ и СРN, которые равны по 3-му признаку.
Найдем точку D – это пересечение прямых АО И СР. Треугольники АВО и DСО равны по 2-му признаку (ВО= ОС по построению, углы СОD и АОВ –вертикальные, <С = <В из доказанного. ΔКВМ = ΔРСN, из равенства треугольников следует равенство сторон АВ=СD. Значит телефонный кабель нужно взять такой длины, какой длины отрезок СD. (например 125 м) (Слайд 7, приложение 1)
3) Возьмем точку О проведем отрезки ОВ = ОN и отметим точку С на прямой АВ и также отложим равные отрезки ОС и ОМ, получим равные треугольники ВОС и МОN – по 1-му признаку(ВО= ОN, ОС=ОМ по построению <ВОС=<NОМ- вертикальные). Отметим точку Р, Лежащую на прямых АО и МN. ΔАОС=ΔРОМ - по 2-му признаку (<М=<С из равенства треугольников ВОС и МОN, <АОС = <РОМ – вертикальные, СО=ОМ- по построению).
Из равенства треугольников получим равенство сторон АС=МР, но мы имеем ВС= MN, следовательно АВ= АС-ВС и NР= МР- МN, значит длина тоннеля по дну озера АВ равна длине отрезка NР.Если длина NР = 1 км, то и длина газопровода тоже 1км. (Слайд 8, приложение 1)
5. Производственная гимнастика
Слайд 9, приложение 1
6. Исторический экскурс. Слайд 10, приложение 1.
Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (VIв. до н.э.). Ему принадлежит открытие следующих теорем:
Последней теореме Фалес нашел важное практическое приложение. В гавани Милета был построен дальнометр, определяющий расстояние до корабля в море. Он представлял собой три вбитых колышка А,В,С, причем АВ=ВС и размеченную прямую СК ┴СА. При появлении корабля на прямой СК находили точку D, такую, чтобы точки D,В,Е оказывались на одной прямой, как это видно из чертежа |
Слово О.Т.К.
Каждая лаборатория успешно справилась со своим заданием: «Молодцы». Вашим лабораториям предлагается еще пакет с заданиями. (Задания разноуровнего характера по 7 карточек каждой лаборатории) (Слайд 11, приложение 1)
1)*Дано: ЕN∩MD=O; <E= <N; ЕО= ОN
Доказать: <M = <D; ED = MN (Слайд 12, приложение 1)
2)*Дано: АD∩СВ = О; АО = ОD; СО = ОВ
Доказать: АВ= СD; <A = <D (Слайд 13, приложение 1)
3)**Дано: EF = PQ; <FEP= <QPЕ или <1=<2
Доказать: ЕQ= FP; <F=<Q (Слайд 14, приложение 1)
4)**Дано: ΔМNТ и ΔMST; MN= MS; <NMT= <SMT или <1=<2
Доказать: NT= TS; <N = <S (Слайд 15, приложение 1)
5)***Дано: ΔАВХ; АХ= ВХ; АС = ВD
Найти: равные треугольники и доказать их равенство. (Слайд 16, приложение 1)
6)*** Дано ХР∩QY =O
XQ = XY; QP = YP.
Доказать:QO=OY; <XQP =<XYP? (Слайд 17, приложение 1)
7)***Дано: ΔАХD; АВ= СD;ВО= ОСХВ = ХС
Доказать: ΔАХD р/б (Слайд 18, приложение 1)
О.Т.К. проверяет задания и заполняет ведомости каждой лаборатории. Приложение 2
№п/п |
Фамилия Имя |
Ответы на вопросы |
Тест |
Практическая задача |
Самостоятельная работа |
Итоговая оценка |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание: п.п.20 -27 №39,40 подготовиться к контрольной работе.