Способы изменения внутренней энергии

Разделы: Физика


Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Задачи занятия:

  • образовательные – сформировать понятия о способах изменения внутренней энергии тела, способствовать формированию умений по проведению и объяснению результатов физических опытов.
  • развивающие – стимулировать познавательную активность ребят, способствовать развитию интереса к предмету, умению формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, формированию самооценки.
  • воспитательные – способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, формированию способностей в принятии совместного решения.

Учебно-методическое обеспечение: Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – Дрофа, 2000-2008.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийный проектор, наглядная презентация, лабораторное оборудование для эксперимента.

Время реализации занятия: 45 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. I стадия.ВЫЗОВ

  • Прочитайте тему урока.
  • Что вы уже знаете об этом?
  • Чего вы ожидаете или испытываете потребность узнать?
  • Почему вам это нужно знать?

Учитель: Сегодня мы изучаем тему: “Способы изменения внутренней энергии тела”.

Однако перед тем как вы начнете работу с литературой, давайте немного подумаем о том, как, по-вашему, мнению, можно изменить внутреннюю энергию тела. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и ручку и в течение 3 минут запишите все, что вы знаете об этом или вам кажется, что вы это знаете.

После того как вы закончили свои записи, обсудите их с товарищами в группе.

Заслушивание выдвинутых гипотез, заполнение столбца №1 “Бортового журнала” (таблица №1):

Таблица №1

1.Предполагал

2.Установил экспериментально

3.Узнал из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Систематизируем ваши гипотезы. Но вначале ответим на вопросы. (Приложение 1 «Повторим»). Внесите коррективы в «Бортовой журнал».

3. Стадия II. ОСМЫСЛЕНИЕ

Учитель: Вы выдвинули гипотезы. А как проверить их правильность? Учащиеся отвечают. Какие эксперименты могли бы подтвердить ваши гипотезы? У вас 3 минуты на размышление.

После того, как учащиеся завершат свое обсуждение, и запишут свои идеи на листе бумаги, они получают карточки с заданиями – в помощь. (Приложение 2): группы №1-3 – задание 1, группа №4 (сильные учащиеся) – задание 2.

Экспериментальная работа.

Учитель предлагает учащимся сверить свои идеи с результатами опытов. Для подтверждения выдвинутых гипотез необходимо провести физический эксперимент и подтвердить свои идеи. Презентация проведенных опытов: группа №1 выполняет опыт 1 и 2 , группа №2 выполняет опыт из вопроса 3 и 4, группа №3 выполняет опыт 5 и 6, группа №4 выполняет опыты согласно своему заданию. По окончанию работы заполняется столбец №2 “Бортового журнала”.

Учитель: Обсудите в группе результаты опытов. Подготовьте общий ответ. (Презентация проведенных опытов.)

Работа с учебником.

Теперь пора перейти к изучению темы, сейчас вы будете читать учебник «Физика-8» А.В.Перышкина, параграф 3.

Однако по мере чтения вы должны будете делать пометки на полях. Пометки могут быть следующие:

  • «+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
  • «» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;
  • «V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
  • «?» – поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи вы будете делать четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Теперь, пожалуйста, начните читать.

Корректировка знаний осуществляется с помощью маркировочной таблицы.

После того, как все участники закончат читать, действуйте следующим образом.

Теперь, когда вы прочли статью, остановитесь и подумайте, что вы прочли. Какие знания подтвердились, какие нет? А теперь каждый сделает индивидуальную таблицу пометок, с тем, чтобы занести полученную информацию по категориям.

Маркировочная таблица

«+»

«–»

«

«?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И так далее по тексту.

Учитель: Обсудите в группе прочтенные материалы, по мере необходимости возвращаясь к тексту. Сначала рассмотрите те вопросы, по которым имелось всеобщее согласие. Затем, обсудите разногласия, и вопрос о том разрешила ли, полученная ими информация все противоречия и неясности. Подготовьте общий ответ. Заполните столбец №3 “Бортового журнала” (таблица №1).

Учитель: Подведем итоги. Поделитесь информацией о том, что вы узнали нового, изучив теоретический материал в учебнике.

4. Стадия III. РЕФЛЕКСИЯ

  1. Учащимся предлагается ответить на вопросы. (Приложение 1, раздел «Решение задач»)
  2. Работа в группах. Составление синквейна. (Приложение 3)
  3. Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Приложение 4)

5. Домашнее задание. § 3; Л. № 921, 934, 928*.

Список литературы:

  1. Абрамова Г. В. «Урок физики в 8-м классе «Виды теплообмена», МОУ СОШ № 11г. Калининград.
  2. Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл. / Авт.-сост. А. И. Сёмке. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.