Цели урока:
- закрепление практических умений и навыков вычисления процентов;
- развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
- расширение знаний о природных особенностях и культурных достопримечательностях Свердловской области.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Постановка целей урока перед учащимися (слайд 1, приложение).
Учитель: «Ребята, сегодня урок будет необычным. Мы совершим путешествие по Свердловской области. Но сначала надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь, хорошо ли вооружены знаниями».
2. Актуализация знаний. Работа устно (слайд 2, приложение).
- Выразить проценты в виде десятичной дроби: 1%, 7%, 15%, 118%, 2,4%, 0,2%.
- Выразить десятичные дроби в процентах 0,74; 0,09; 1,26.
- Найти 3% от 200.
- Найти число, 50% которого равны 28.
- Какой процент составляет 6 от 30?
- Число 100 увеличили на 20%. Сколько стало?
- Число 1000 уменьшили на 10%. Сколько стало?
Учитель завершает этот этап урока словами: «Итак, отправляемся в путь! А вот и карта!» (слайд 3, приложение).
3. Решение задач.
Учитель: «Начинаем наше путешествие. Мы плывём по реке Исеть, на правом берегу видим невысокую скалу, по форме напоминающую арку, сложенную наклонными пластами древних известняков. Это - Каменные ворота» (слайд 4, приложение).
«Движемся дальше. Знаете, в Свердловской области насчитывается более 60 рек общей протяженностью свыше 68 000 км. Наиболее крупные: Тура, Чусовая, Исеть.
В реках области встречаются: щука, окунь, ерш, плотва, лещ, налим, гольян, карась (слайд 6, приложение). Промысловое значение имеют: пелядь, сиг, ряпушка. Есть ценные породы рыб: нельма, муксун, хариус» (слайд 5, приложение).
«А вот и первая задача!» (слайд 7, приложение)
- Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак?
Один ученик решает задачу с тыльной стороны доски, остальные – в тетради. Учитель осуществляет визуальный контроль.
«Давайте проверим!» (слайд 8, приложение)
«Хорошо, можно сварить уху, подкрепиться и … в путь!»
«Мы движемся к городу Сысерть (слайд 9, приложение). Там открыт дом-музей Павла Петровича Бажова, уральского писателя, создателя уникальных сказов (слайд 10, приложение). А вы знаете их героев?»
«Вот следующее задание!» (слайд 11, приложение)
- Расшифруй год рождения П.П.Бажова.
Ученики решают самостоятельно.
1) Найди 40% от 45.
Учитель: «Ваш ответ…»
2) Найди число, 0,1% которого составляет 0,079.
Учитель: «Ваш ответ…»
Учитель: «Правильно, Бажов родился в 1879 году. Нам пора!» (слайд 12, приложение)
«Мы добрались до границы между Европой и Азией, которая проходит в нескольких километрах от центра Свердловской области – города Екатеринбурга».
«Снова задача»(слайд 13, приложение)
- Территория Свердловской области составляет 194 800 км2. Более 70% покрыто лесами. Какую территорию занимают леса Свердловской области?
Учащиеся находят решение самостоятельно. Используется взаимопроверка тетрадей соседями по парте.
«Давайте проверим!»(слайд 14, приложение)
«Мы в лесу! » (слайд 15, приложение)
«Животный мир Свердловской области достаточно разнообразен. Из млекопитающих встречаются обитатели тайги: лось, бурый медведь, росомаха, соболь».
Соболь – представитель рода куниц. Средних размеров стройное, изящное животное. Бурый медведь — хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных наземных хищников(слайд 16, приложение).
- А вы знаете, что масса бурого медведя свыше 180 килограммов?
Осенью вес медведя увеличивается на 20%. Сколько килограммов будет весить медведь осенью? (Слайд 17, приложение)
Учитель вызывает ученика. Ученик решает у доски, остальные учащиеся записывают решение в тетради.
«Проверим!»(слайд 18, приложение)
- 180 : 100 = 1,8 (кг) – это 1%
- 1,8 × 20 = 36 (кг) – это 20%
- 180 + 36 = 216 (кг) – вес медведя осенью.
«На юго-западе Свердловской области, куда мы сейчас движемся, в нижнем течении реки Серга, расположен природный парк «Оленьи ручьи» (слайд 19, приложение).
Здесь удивительные по красоте пейзажи».(Слайд 20, приложение)
«Задача». (Слайд 21, приложение)
- В пещере обнаружено 200 литров пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса для 25 человек, если один человек в день расходует 1% от всего количества воды?
Задачу решают по группам.
Физпауза «Отдохнём!» (слайд 22, приложение).
«Проверим!»(слайд 23, приложение)
«Отправляемся дальше. В Свердловской области более 1250 памятников истории и культуры. Познакомимся с главными достопримечательностями.
- Невьянская наклонная башня - это уникальный памятник архитектуры первой четверти XVIII века. Имя архитектора-строителя неизвестно. Отклонение от вертикали вверху 1,86 метра на юго-запад.(слайд 24, приложение)
- Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе собраны 24 образца старинной деревянной архитектуры.(слайд 25, приложение)
- Верхотурский кремль - единственный каменный кремль, сохранившийся на Урале, построен в 1698-1712 годах.(слайд 26, приложение)
Главное богатство – люди. По численности населения область занимает пятое место среди всех субъектов Российской Федерации (3,2% населения России)».
«Задача» (слайд 27, приложение)
- Численность Свердловской области – 4700 000 человек. Сельское население составляет 13% всего населения. Чему равна численность сельского населения области?
Задание выполняют самостоятельно, один ученик комментирует своё решение (слайд 28, приложение).
- 4 700 000 : 100 = 47 000 (чел) – это 1%
- 47 000 × 13 = 611 000 (чел) составляет сельское население
«Закончим наше путешествие на одной из высочайших вершин Уральских гор» (слайд 29, приложение).
«Задача» (слайд 30, приложение)
- Самая высокая точка Свердловской области – Конжаковский камень-1569 м над уровнем моря. Самая высокая гора в Восточной Европе – Эльбрус- 5642 м.
Какую часть составляет высота Конжаковского камня от высоты Эльбруса?
Ответ округли до тысячных и вырази в процентах.
«Проверим! »(слайд 31, приложение)
Учитель: «Вот и настала пора вернуться домой! » (слайд 32, приложение)
4. Домашнее задание.
Составить и решить задачу на нахождение процентов от числа, нахождения числа по его проценту, какой процент составляет одно число от другого (одну на выбор).
5. Подведение итогов. Выставление оценок.