Урок по теме "Проценты"

Разделы: Математика, География


Цели урока:

  • закрепление практических умений и навыков вычисления процентов;
  • развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
  • расширение знаний о природных особенностях и культурных достопримечательностях Свердловской области.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Постановка целей урока перед учащимися (слайд 1, приложение).

Учитель: «Ребята, сегодня урок будет необычным. Мы совершим путешествие по Свердловской области. Но сначала надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь, хорошо ли вооружены знаниями».

2. Актуализация знаний. Работа устно (слайд 2, приложение).

  • Выразить проценты в виде десятичной дроби: 1%, 7%, 15%, 118%, 2,4%, 0,2%.
  • Выразить десятичные дроби в процентах 0,74; 0,09; 1,26.
  • Найти 3% от 200.
  • Найти число, 50% которого равны 28.
  • Какой процент составляет 6 от 30?
  • Число 100 увеличили на 20%. Сколько стало?
  • Число 1000 уменьшили на 10%. Сколько стало?

Учитель завершает этот этап урока словами: «Итак, отправляемся в путь! А вот и карта!» (слайд 3, приложение).

3. Решение задач.

Учитель: «Начинаем наше путешествие. Мы плывём по реке Исеть, на правом берегу видим невысокую скалу, по форме напоминающую арку, сложенную наклонными пластами древних известняков. Это - Каменные ворота» (слайд 4, приложение).

«Движемся дальше. Знаете, в Свердловской области насчитывается более 60 рек общей протяженностью свыше 68 000 км. Наиболее крупные: Тура, Чусовая, Исеть.

В реках области встречаются: щука, окунь, ерш, плотва, лещ, налим, гольян, карась (слайд 6, приложение). Промысловое значение имеют: пелядь, сиг, ряпушка. Есть ценные породы рыб: нельма, муксун, хариус» (слайд 5, приложение).

«А вот и первая задача!» (слайд 7, приложение)

  • Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак?

Один ученик решает задачу с тыльной стороны доски, остальные – в тетради. Учитель осуществляет визуальный контроль.

«Давайте проверим!» (слайд 8, приложение)

«Хорошо, можно сварить уху, подкрепиться и … в путь!»

«Мы движемся к городу Сысерть (слайд 9, приложение). Там открыт дом-музей Павла Петровича Бажова, уральского писателя, создателя уникальных сказов (слайд 10, приложение). А вы знаете их героев?»

«Вот следующее задание!» (слайд 11, приложение)

  • Расшифруй год рождения П.П.Бажова.

Ученики решают самостоятельно.

1) Найди 40% от 45.

Учитель: «Ваш ответ…»

2) Найди число, 0,1% которого составляет 0,079.

Учитель: «Ваш ответ…»

Учитель: «Правильно, Бажов родился в 1879 году. Нам пора!» (слайд 12, приложение)

«Мы добрались до границы между Европой и Азией, которая проходит в нескольких километрах от центра Свердловской области – города Екатеринбурга».

«Снова задача»(слайд 13, приложение)

  • Территория Свердловской области составляет 194 800 км2. Более 70% покрыто лесами. Какую территорию занимают леса Свердловской области?

Учащиеся находят решение самостоятельно. Используется взаимопроверка тетрадей соседями по парте.

«Давайте проверим!»(слайд 14, приложение)

 «Мы в лесу! » (слайд 15, приложение)

«Животный мир Свердловской области достаточно разнообразен. Из млекопитающих встречаются обитатели тайги: лось, бурый медведь, росомаха, соболь».

Соболь – представитель рода куниц. Средних размеров стройное, изящное животное. Бурый медведь — хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных наземных хищников(слайд 16, приложение).

  • А вы знаете, что масса бурого медведя свыше 180 килограммов?

Осенью вес медведя увеличивается на 20%. Сколько килограммов будет весить медведь осенью? (Слайд 17, приложение)

Учитель вызывает ученика. Ученик решает у доски, остальные учащиеся записывают решение в тетради.

«Проверим!»(слайд 18, приложение)

  1. 180 : 100 = 1,8 (кг) – это 1%
  2. 1,8 × 20 = 36 (кг) – это 20%
  3. 180 + 36 = 216 (кг) – вес медведя осенью.

«На юго-западе Свердловской области, куда мы сейчас движемся, в нижнем течении реки Серга, расположен природный парк «Оленьи ручьи» (слайд 19, приложение).

Здесь удивительные по красоте пейзажи».(Слайд 20, приложение)

«Задача». (Слайд 21, приложение)

  • В пещере обнаружено 200 литров пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса для 25 человек, если один человек в день расходует 1% от всего количества воды?

Задачу решают по группам.

Физпауза «Отдохнём!» (слайд 22, приложение).

«Проверим!»(слайд 23, приложение)

«Отправляемся дальше. В Свердловской области более 1250 памятников истории и культуры. Познакомимся с главными достопримечательностями.

  • Невьянская наклонная башня - это уникальный памятник архитектуры первой четверти XVIII века. Имя архитектора-строителя неизвестно. Отклонение от вертикали вверху 1,86 метра на юго-запад.(слайд 24, приложение)
  • Музей деревянного зодчества в Нижней Синячихе собраны 24 образца старинной деревянной архитектуры.(слайд 25, приложение)
  • Верхотурский кремль - единственный каменный кремль, сохранившийся на Урале, построен в 1698-1712 годах.(слайд 26, приложение)

Главное богатство – люди. По численности населения область занимает пятое место среди всех субъектов Российской Федерации (3,2% населения России)».

«Задача» (слайд 27, приложение)

  • Численность Свердловской области – 4700 000 человек. Сельское население составляет 13% всего населения. Чему равна численность сельского населения области?

Задание выполняют самостоятельно, один ученик комментирует своё решение (слайд 28, приложение).

  • 4 700 000 : 100 = 47 000 (чел) – это 1%
  • 47 000 × 13 = 611 000 (чел) составляет сельское население

«Закончим наше путешествие на одной из высочайших вершин Уральских гор» (слайд 29, приложение).

«Задача» (слайд 30, приложение)

  • Самая высокая точка Свердловской области – Конжаковский камень-1569 м над уровнем моря. Самая высокая гора в Восточной Европе – Эльбрус- 5642 м.
    Какую часть составляет высота Конжаковского камня от высоты Эльбруса?

Ответ округли до тысячных и вырази в процентах.

«Проверим! »(слайд 31, приложение)

Учитель: «Вот и настала пора вернуться домой! » (слайд 32, приложение)

4. Домашнее задание.

Составить и решить задачу на нахождение процентов от числа, нахождения числа по его проценту, какой процент составляет одно число от другого (одну на выбор).

5. Подведение итогов. Выставление оценок.