Разработка урока по теме "Обобщение по теме "Причастие""

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений по теме «Причастие», совершенствовать умение находить и выделять знаками препинания причастные обороты, повторить орфограммы, изученные в разделе «Причастие»;
  • Развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), развивать навыки устного выступления монологической речи; воспитывать любовь к своему языку, своей культуре, воспитывать ответственность за сказанное слово.

Ход урока

1. Организация начала урока. Актуализация опорных знаний.

Послушайте загадку, о чём она?

Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку: Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И. Даль

Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастный»?

Составьте словосочетание с этим словом.

Сформулируйте тему нашего урока.

Определим цель урока, я запишу её на доске.

2. Проверка домашнего задания

А) Какова роль причастий и причастных оборотов в нашей речи?

Б) Какова сфера употребления причастий?

В) Всегда ли уместно употребление причастий?

3. Закрепление знаний, умений, навыков

Работа с текстом № 1 .

Текст № 1

Люди ходящие по траве вырастающ..й за высокой решёткой, толкающие и пристающие к гуляющим, плюющие на дрожки, выгуливающие животных загрязняющ..х парк кусающ..х (не) выполняющих правил поведения, являются штрафующ..мися.

Отрывок из фельетона Владимира Ардова «Суконный язык»

Почему текст вызывает у вас улыбку?

Всегда ли уместно употребление такого количества причастий?

Послушаем историко-лингвистический комментарий (подготовленный ученик):

А) Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов.

М.В.Ломоносов «Российская грамматика»

В) В устной речи причастия большей частию избегаются. А.С. Пушкин

Вставим пропущенные орфограммы, вспомним о правописании окончаний причастий.

Объясним правописание частицы НЕ с причастиями.

Карточка ученику для работы у доски. Исправление речевых ошибок в предложениях, объяснение их.

Карточка:

А) Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит более высокую отметку.

Б) Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать.

В) Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже начали поступать в продажу.

Проверка ученика, работавшего у доски:

А) нарушение видовременных отношений.

Б) У причастий нет категории наклонения.

В) Нарушение в выборе действительного причастия возвратным значением вместо страдательного.

Запишем исправленный вариант, выделяя причастные обороты.

Работа с текстом № 2

Текст № 2

Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так и думает.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономично. Не заставляйте окружающих заслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своём языке: не будьте самовлюблённым болтуном.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Определите стиль данного текста. Докажите. Какова основная мысль текста?

Где и как она выражается? От выделенных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени полной формы.

  • Окрашивают – окрашенный,
  • Узнать – узнанный,
  • Заслушивать – заслушанный.

Сколько Н вы написали в причастиях? Почему?

Что нужно сделать с причастиями, чтобы они писались с одним Н?

Как определили, какая гласная должна стоять перед суффиксом НН в страдательных причастиях?

4. Итог урока

Напишем на листе, что мы знаем о причастии. Задание выполняется по рядам, первая парта начинает рассказ, вторая продолжает и т.д. Последняя пара редактирует текст и озвучивает всё.