Любой уголок природы, даже в городе,
может дать человеку и образование и
экологическую мудрость.
В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.
Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Для повышения его эффективности необходимо дополнить базовое образование в этой области дополнительными формами, вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы.
Экологическое воспитание и образование в современных условиях должно обеспечить следующее:
- расширение экологических знаний учащихся (урок);
- привитие навыков экологической культуры (внеклассные мероприятия);
- развитие потребностей гармоничного общения с природой (урок, внеклассное мероприятие);
- установка стабильного интереса к экологическим особенностям своей местности;
- выработка потребности поддерживания собственного экологического здоровья личности.
Цель экологического воспитания: создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению местной экологической обстановки.
Опытно-экспериментальная летняя практика обучающихся 5, 6 классов естественнонаучного профиля является связующим звеном интеграции биологии и географии. Проведение практики осуществляется в ходе организации и проведения цикла экскурсий.
Экскурсия — одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Программами по географии и биологии предусмотрен в осеннее и весеннее время обязательный минимум учебных экскурсий: в курсе природоведения в 5 классе — 2 экскурсии, при изучении физической географии в 6 классе - 2 экскурсии на природу.
Во время экскурсий происходит накопление у школьников правильных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и эколого-биологических понятий. На экскурсиях на природу учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические и биологические объекты и хозяйственную деятельность людей. Вырабатываются навыки охраны и рационального использования природных ресурсов. Именно работа по охране природы позволяет учащимся увидеть и понять на практике сложные и многогранные связи взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека.
Одна из важных задач работы в природных условиях— выявление объектов природы, подлежащих особой охране. В соответствии с Законом об охране природы Российской Федерации режим охраняемых территорий устанавливается для памятников природы (отдельные геологические обнажения, пещеры, исторически и биологически ценные деревья и т.п.) и охраняемых урочищ (лесные массивы, озера, участки речных долин, побережья водохранилищ, участки ценных степей, места обитания редких животных и т.п.). Помимо чисто природных объектов необходимо охранять и ценные культурные ландшафты — парки, сады и т.д. Особо следует учитывать памятники историко-мемориального значения, к числу которых чаще всего относятся природные объекты, связанные с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся лиц.
В результате всей работы составляются серии различных карт по охране природы. Основные среди них: карта разрушений природных условий, карта преобразования природы и карта объектов, подлежащих охране.
Материал, накопленный в ходе экскурсий, может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках и во внеклассной работе по предмету, служить основой для проектной деятельности обучающихся.
Однако, во время учебного процесса проведение учебных экскурсий становится невозможным ввиду многочисленности класса, урочной системы обучения. Таким образом, изучение природных и хозяйственных объектов и явлений целесообразно проводить в ходе организации опытно-экспериментальной практики
Цель: Обеспечение единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды.
Задачи:
- организовать различные виды деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды своей местности;
- повысить уровень интеллектуального развития через практическое применение общеучебных знаний, умение и навыков по биологии и географии;
- обеспечить творческую самореализацию учащихся в экскурсионной деятельности;
- научить обобщать, анализировать, находить закономерности и противоречия, делать выводы;
- сформировать экологическую культуру.
При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные комплексы и экологические системы. Изучение взаимосвязей между слагающими компонентами подводит школьников к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов и экосистем является их целостность. Изменение одного из компонентов неизбежно вызывает изменение всех остальных; при этом могут возникнуть необратимые процессы. Познание закономерностей развития и процессов, происходящих в природе, способствует формированию мировоззренческой убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе и ее естественным ресурсам.
Таким образом, учебные экскурсии составляют важное звено в системе обучения биологии и географии. Содержание экскурсий, практических работ и выясняемых причинно-следственных связей усложняется от класса к классу, наращивается степень трудности заданий, предусмотренных программой и способствующих последовательному формированию биологических и географических понятий.
На экскурсиях в 5 и 6 классе следует рассмотреть геологическое строение, рельеф, воды, почвы, растительность, показать взаимосвязи между ними и выяснить характер хозяйственного использования территории, влияния деятельности человека и необходимости ее охраны.
Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и растительностью позволяет подвести учащихся к пониманию того, что растительность, развиваясь в определенных условиях микроклимата, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на растительность, а, следовательно, на весь природный комплекс в целом.
Задания по географии, выполняемые в ходе экскурсий
- Изучить геологическое обнажение — зарисовать обнажение пластов пород, измерить их видимую мощность, взять образцы пород из каждого пласта,
- Измерить относительную высоту местности с помощью нивелира.
- Определить крутизну склона эклиметром и на глаз.
- Определить правый и левый берег реки, среднюю ширину и глубину русла реки (на плесе и перекате).
- Выяснить, как влияют слагающие местность породы на формы рельефа,
- Выяснить, какая существует связь между слагающими местность породами и глубиной залегания подземных вод.
- Выяснить, как используются в хозяйстве земли и воды (реки, озера, пруды, источники) местности, где проходит экскурсия.
- Пронаблюдать процессы, изменяющие рельеф, измерить глубину и длину оврага.
- Определить скорость течения реки и установить, какая существует связь между рельефом и характером течения реки.
Задания по биологии, выполняемые в ходе экскурсий
- Описать растительность водораздела, склона и днища долины, оврага на ботанических площадках.
- Собрать гербарий древесной, кустарниковой и травянистой растительности на изучаемом участке.
- Описать почвенное обнажение или разрез в разных экосистемах (на водоразделе, в лесу, в пойменном лугу, склонах долины, пустыре).
- Выяснить, какая существует связь между: а) рельефом и условиями увлажнения; б) условиями увлажнения и растительностью; в) растительностью и почвами; г) растительностью и животными.
- Пронаблюдать за развитием растений в зависимости от условий произрастания: на склонах различной экспозиции, в лесу, на опушке, лугу, пустыре и т.п.
- Выяснить хозяйственное использование земель и природных ресурсов.
- Выявить степень влияния антропогенного фактора на экосистемы
Каждая экскурсия состоит из трех периодов:
- подготовительного;
- полевого;
- камерального.
Подготовительный период проводится на вводном занятии и включает:
а) выбор района для изучения природы;
б) составление заданий микрогруппам.
В этот период происходит деление отряда на микрогруппы по 5-6 человек. В ходе каждой экскурсии группы выполняют задания. Результаты изучения местности и наблюдения записывают в полевой дневник. По итогам всей практики каждая группа готовит отчетную работу по практике, которая оформляется в альбомах.
Полевой период осуществляется во время экскурсии или похода. Состоит из изучения природных комплексов и экосистем, наблюдения за их развитием. Изучение природных комплексов проводится методами наблюдения, описания, сбора природного материала.
Работа на местности начинается со вступительной беседы учителя, в которой ставятся задачи исследования и кратко характеризуются природные комплексы и экосистемы в данном районе.
Первое задание — составление топографического плана участка. На заранее подготовленную основу наносят все необходимые данные: границы основных растительных группировок (лесов, лугов, болот), ручейки, дороги, колодцы и т.п., а также линии будущих комплексных профилей. Затем переходят к прокладке профилей на местности.
Все промеры, отсчеты записываются в дневнике. На каждой точке наблюдений закладывается ботаническая площадка, роется почвенный шурф и описывается почва, указывается хозяйственное состояние и использование участка. Если профиль пересекает геологическое обнажение, оно обязательно описывается. В случае отсутствия обнажений данные о геологическом строении для нанесения их на профиль берутся из литературы.
Описание на точке наблюдения ведется по следующему плану:
- запись адреса точки описания;
- описание почв (строение, механический состав, плотность);
- описание растительности (развитие растений, сопоставляется ход их развития в зависимости от места произрастания: на склонах разной экспозиции, в лесу, на опушке и т.д.);
- описание влияния хозяйственной деятельности человека, указывая тенденцию развития природных процессов.
Камеральный период. После завершения полевой части работы каждая микрогруппа приступает к обработке и оформлению полученного материала.
В камеральных условиях учащиеся пишут отчет, в который включаются географическое положение участка, его размеры и границы, задачи исследования, даты начала и окончания работы.
Затем дается общая характеристика местности: геологическое строение (по литературным и картографическим источникам, описаниям обнажений), рельеф, почвенно-растительный покров, поверхностные и грунтовые воды (на основании литературных источников и личных наблюдений).
Заканчивается отчет выводом о хозяйственном использовании изучаемой территории и освещением вопроса об охране природы.
Каждый отряд в зависимости от выполненного задания оформляет графические материалы (графики, рисунки, фотографии), составляет коллекции почв, горных пород, гербарий.
Материал, накопленный в ходе экскурсий, может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках и во внеклассной работе по биологии и географии, служить основой для проектной деятельности обучающихся.