Урок природоведения в 4-м классе по теме "Тундра"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром, установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий; помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охранять, т.е. над решением экологических проблем; формировать умение пользоваться атласом.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Природоведение», демонстрационная карта природных зон России, таблица «Тундра», географические атласы «Мир и человек», выставка книг о Тундре, детские энциклопедии, журналы «Юный натуралист», гербарии растений, бэйджики: у учащихся – название группы, у учителя – консультант.

Тип урока: приобретение новых знаний.

Форма урока: урок-конференция.

Ход урока

I. Психологический настрой.

– Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю отличного настроения и интересной работы на уроке.

II. Повторение пройденного материала.

Экспресс-опрос (ответы учащихся на листочках).

  1. Арктика – ледяная зона. (да)
  2. Зимой в Арктике полярная ночь. (да)
  3. Летом в Арктике тепло. (нет)
  4. Растительный мир Арктики многообразен. (нет)
  5. На птичьих базарах собираются чайки, гагарки, кайры. (да)
  6. У животных Арктики тонкий мех. (нет)
  7. На островах Арктики находятся научные станции. (да)
  8. В заповеднике «Остров Врангеля» под охраной жирафы, слоны, крокодилы. (нет)
  9. Моржи похожи на тюленей, но гораздо крупнее их. (да)
  10. Население Арктики занимается рыболовством, охотой на моржей, белых медведей. (да)

III. Изучение нового материала.

1) Подготовка к изучению нового.

Ребята, сегодня урок мы проведем в виде конференции. А может кто-нибудь знает, что такое конференция? (ответы учащихся)

Конференция – (от лат. конферо – собираю) съезд, совещание, собрание членов коллективных организаций, ученых.

На конференции мы заслушаем выступления нескольких групп:

(на доске)

  • Синоптики
  • Ботаники-наблюдатели
  • Биологи-наблюдатели
  • Эксперты-экологи
  • Эксперты-медики
  • Этнографы

– Прочитайте, пожалуйста, тему урока-конференции. Подумайте, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы. (ответы учащихся)

(на доске)

  • Климат
  • Животный мир
  • Растительный мир
  • Занятие населения
  • Экология

– На прошлом уроке руководители групп получили задания, которые они выполняли вместе с членами своих групп. Мы познакомимся поближе с их работой. Я сегодня буду выступать в роли консультанта.

2) Организация восприятия и осмысления новой информации.

(Работа с атласами и картой природных зон России)

На доске висит демонстрационная карта природных зон России.

– Посмотрите на карту природных зон и найдите остров Новая Земля, полуостров Таймыр, полуостров Ямал. Это все Тундра. Слово «тундра» в переводе с финского значит «бесплодная», или «враждебная». Как вы думаете, а почему? (ответы учащихся)

– А кто может ответить, на каких материках расположена тундра? (Евразия и Северная Америка)

– О местонахождении данной природной зоны можно сказать, что она занимает побережье морей Северного Ледовитого океана.

– Итак, предоставим слово группе синоптиков, а остальные будут слушать их и заполнять таблицу.

Руководитель группы знакомит учащихся с изученной литературой и значением слова синоптик – специалист по прогнозированию погоды.

Заслушивание доклада о климате Тундры.

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Тундра занимает площадь около 3 млн.км2, протягиваясь вдоль северного побережья Северной Америки и Евразии сплошной полосой шириной до 500 км. Тундра встречается на некоторых островах близ Антарктиды.

В Тундре нет чёткой границы между весной и летом, летом и осенью. Зима там долгая, 7-9 месяцев и очень суровая (мороз до – 50 градусов). Зимой много дней бушует пурга. Вспыхивают северные сияния.

Лето короткое, не больше 2-3 недель и прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, иногда даже выпадает снег. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. В тундре много воды, высокая степень влажности почвы и воздуха. Большие пространства заняты болотами. Тундра – это царство холода, снега, пронизывающего ветра, многолетней мерзлоты, метелей, буранов.

Комментарии консультанта-учителя.

Тому, кто впервые увидит эту природную зону зимой, укутанную снегами, она покажется белой пустыней. Когда бушует пурга, отдаляться от дома рискованно, т.к. можно заблудиться.

Тёплый период в тундре короткий. Днём температура в летний день бывает от 10 до 25 градусов тепла. Поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. Ниже слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает. Многолетняя мерзлота не пропускает воду. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная.

– Какой вывод можно сделать? (климат Тундры очень похож на климат Арктики, но менее суров)

– Следующее выступление готовят ботаники-наблюдатели.

Руководитель группы знакомит учащихся с изученной литературой и значением слова ботаник – специалист, изучающий растения.

Заслушивание доклада о растительном мире Тундры (с использованием гербария).

Каждый, кто попадает в тундру, сразу обращает внимание на олений лишайник, или ягель. Он служит основной пищей для северных оленей.

Здесь растут морошка, голубика, брусника, карликовая береза, полярная ива, различные мхи. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. У поверхности земли теплее, ветер слабее. Тундра красива весной. Все оживает. Растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три-четыре месяца наступит зима.

Комментарии консультанта-учителя.

Тундровые растения прижимаются к поверхности почвы, образуя густые побеги в форме подушки. Так они приспособились к жизни в тундре. Зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от мороза и ветра.

Ведущую роль играют багульник, разноцветные маки, дриада, одуванчики, камнеломки, незабудки. Они развиваются в условиях особого светового режима. Благодаря этому даже за короткий период они успевают получить много света.

Типичная тундра представляет собой безлесное пространство с низким покровом. Основу их составляют мхи и лишайники. Деревьев в тундре нет. Человека, впервые попавшего в тундру, особенно удивляют карликовые деревья. Если приглядеться, замечаешь, что у них настоящие листочки, мелкие и короткие. Местами заросли поднимаются в рост человека и выше.

– Какой вывод можно сделать? (растения низкорослые, так они приспособились к жизни)

Физминутка (эмпатия).

Вы устали? Встаньте и представьте себя березкой. Как расположены ветви у березки? Дети поднимают руки.

Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце.. Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, а на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали? Ветер раскачивает березки все сильнее и сильнее. (дети имитируют ветер) Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80, 100 км /ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км/ч. Что с нашей березкой?

– Следующее выступление приготовил эксперт-медик. Мы заслушаем доклад о лекарственных растениях Тундры. (с использованием гербария)

Брусника похожа на карликовый куст. Она сохраняет на зиму зелёные листья, и они не вымерзают под снежным покровом. Ягоды брусники поспевают в августе. Они плотно прижаты друг к другу. Эти бардовые ягоды не только вкусные, но и полезны, как мочегонное средство, их принимают при диабете. Кроме того, листья брусники используют как лекарство при болезнях почек, печени, желудка.

Мох – сфагнум ещё в первую мировую войну использовали как заменитель ваты. Да и раны скорее заживают.

Высота голубики достигает в высоту 100 см или 1 м. Листья голубики снизу имеют голубоватую окраску. На зиму они опадают. Плодоносит голубика в августе. Ягоды в период созревания сизого цвета. Из них приготавливают морс, варенье, кисель.

Комментарии консультанта-учителя.

Голубичный сок полезен при анемии, лихорадящих состояниях, при заболевании печени. Голубику применяют как витаминное и общеукрепляющее средство. В ней большое содержание аскорбиновой кислоты. Эвенки сухой порошок коры веток голубицы используют для присыпки на свежие раны.

– -Следующее выступление группы биологов: энтомологов, орнитологов, зоологов.

Руководитель группы знакомит учащихся с изученной литературой и значением слов, энтомолог – специалист, изучающий насекомых, орнитолог – специалист, изучающий птиц, зоолог – специалист, изучающий животных.

Заслушивание докладов о животном мире Тундры. (с использованием иллюстраций животных)

1) Утки, кулики прилетают в тундру на лето. Там птицы выводят потомство, а на зиму улетают в тёплые края. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. Ноги у белой куропатки к зиме покрываются белыми перьями до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу не проваливаясь. Белая куропатка занесена в Красную книгу России. Белая сова – хищная птица. У неё плотное оперение, защищающее её от ветров. На брюхе и лапках очень густые и длинные перья. Благодаря им сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток.

Комментарии консультанта-учителя.

В тундре обитают редкие птицы: белый журавль, розовая чайка, краснозобая казарка, серые гуси. Каждая из этих птиц – замечательное украшение природы. Сами они и их гнёзда должны быть неприкосновенны.

2)Летом в тундре много мошек и комаров. Их личинки развиваются в водоёмах тундры, где для них достаточно пищи.

3)Звери тундры: песец, горностай, северный олень, лемминги, волки. горностай – хищное млекопитающее. Зимой белеет. Он хорошо плавает, ловко забирается на деревья. Питается горностай грызунами. Разоряет птичьи гнёзда. Линяет 2 раза в год. Мех горностая – очень ценный. Лемминги питаются травой, ягодами, корой, активны весь год. Гнёзда строят в углублениях грунта. Эти животные могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Песец – хищное млекопитающее. Зимой мех у него снежно-белый, летом – грязно-бурого цвета. Голубой песец – главный объект пушного промысла и звероводства. Совы и песцы едят леммингов и кормят своё потомство.

Комментарии консультанта-учителя.

Животный мир тундры богаче, чем в Арктике. Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. Северные олени живут стадами, так им удобнее добывать корм и защищаться от хищников. Стада кочуют по тундре. Летом они питаются травой, листьями растений, ягодами, грибами, а зимой ягелем, который выкапывают копытами из-под снега.

– Какой вывод можно сделать? (животные приспособились к природным условиям Тундры)

– Послушаем этнографа – специалиста, изучающего быт, культуру народа.

Заслушивание доклада о занятии населения.

Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Основное занятие населения – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Круглый год животные на пастбищах. Люди ездят на оленьих упряжках. Кроме оленеводства местные жители охотятся, занимаются рыбалкой, ведут добычу полезных ископаемых.

Комментарии консультанта-учителя.

В зоне тундры в нелёгких условиях живут люди. По традиции эскимосы, коренные жители Севера, всегда охотились и занимались рыболовством. Они ездили на санях и строили временные жилища из снега и льда – иглу. Сегодня у некоторых есть аэросани с бензиновым двигателем и современные дома. В домах есть электричество и телефон. Обогреваемые дома ставят на сваи, чтобы не повредить вечную мерзлоту. Если она растает, то земля в этом месте осядет.

– Послушаем эколога.

Природа тундры ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления нужны годы. Поэтому движение в некоторых местах там запрещено. Охота на песцов, уток, куропаток ограничена. Но браконьеры часто нарушают законы об охране и использовании животного мира, правила охоты. На севере России, на полуострове Таймыр, большой участок тундры взят под строгую охрану. Там гнездятся сокол-сапсан и краснозобая казарка, обитают дикие северные олени.

Комментарии консультанта-учителя.

Для природы тундры губителен огонь. Выжженный пожарами ягель не восстанавливается десятилетиями. В тундре идёт добыча газа и нефти. Но прокладка трубопроводов для нефти и газа губительна для пастбищ. Большие беды несут аварии на трубопроводах.

– Какой вывод можно сделать? (к природе тундры люди должны относиться очень бережно)

IV. Итог урока.

Проверим ваши таблицы.

На доске появляется таблица:

Природная зона Положение зоны Климат Растения Животные Занятия населения
Тундра Вдоль берегов Северного Ледовитого океана Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная, морозная зима, метели Морошка, брусника, карликовая берёза, полярная ива, голубика, мхи Северный олень, горностай, песец, лемминг, волк, белая сова, куропатка, сокол-сапсан Оленеводство, рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых

V. Рефлексия.

Чем можно объяснить изменение природы нашей Родины с севера на юг? (Удалена зона тундры от экватора. Чем ближе к экватору, тем больше поверхность получает тепла, т.к. солнце поднимается выше над горизонтом).

Спасибо нашим участникам конференции!

VI. Домашнее задание.

Выполнить в рабочей тетради №34-40 на стр. 17-20.