Методика создания и применения электронной базы по физике для использования в учебном процессе и подготовке учащихся к экзаменам ГИА и ЕГЭ (Приложение 2)
Цели урока:
- закрепить понятие «сила трения», навыки изображения сил на чертеже;
- ввести алгоритм решения задач по динамике;
- выработать навыки нахождения проекции сил, записи основного уравнения динамики в векторном виде и для проекции на оси ординат.
Методы обучения: дедуктивный, проблемно-поисковой, самостоятельная работа. Создаются проблемные ситуации с помощью задач.
Форма организации учебного процесса: фронтальная.
Методические рекомендации:
- Главное в процессе изложения нового материала – добиться, чтобы каждый ученик разобрался в каждой части алгоритма, чтобы не оставалось «темных пятен». Над этим учитель работает и на последующих уроках.
- Во время объяснения учителя ученик не должен вести записей. Он слушает учителя. Отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает. Этот момент позволяет сосредоточить внимание учеников на объяснении нового материала. Слушать и одновременно вести записи в 10 классе умеют только самые сильные учащиеся. Большинство ребят, записывая что-то за учителем, теряют нить рассуждений, пропуская отдельные важные моменты и не получают поэтому единой целостной картины.
- Учитель быстро и четко, используя рисунки и чертежи, повторяет весь ранее изложенный материал. В зависимости от уровня обученности класса и оставшегося времени фронтально с учащимися отрабатываются шаги решения задач.
- Можно сканировать решение ученика заданной задачи, вывести на экран и дать оценку выполненной работы. Такой шаг должен быть доброжелательным и корректным по отношению к ученику.
- Предлагается учащимся перенести презентацию урока на свои электронные носители для закрепления материала и отработку решений дополнительных задач по теме «Силы трения при движении тела по окружности».
ХОД УРОКА
Человек знает физику, если он умеет решать задачи. Э.Ферми
1. Проверка домашнего задания(10 мин.)
– Ответы учащихся §38,39 (физика-10, Г.Я.
Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский);
– Карточки В-1 и В-2.
2. Фронтальная работа с классом (5 мин.)
Ученики сидят за партой и отвечают, не вставая, на заданный вопрос. Если ответ не полный или неверный, его дополняют другие учащиеся. В конце самоконтроля учитель объявляет, кто из ребят отвечал лучше, чьи ответы были более грамотными и глубокими, выставляя балл к зачету ученика.
3. Контроль «Силы в природе»
- Что такое сила тяжести? Направление? Формула расчета сила тяжести.
- Что такое сила упругости? Направление? Формула расчета силы упругости.
- Что такое сила трения? Направление? Формула расчета силы трения.
- Какое движение называется равномерным? Чему равно ускорение?
- Какое движение называется равноускоренным? Направление ускорения?
- Какое движение называется равнозамедленным? Направление ускорения?
- Формулировка второго закона Ньютона.
- Запись второго закона Ньютона в векторном виде.
4. Объяснение нового материала, основанное на дидактическом материале в презентации «Методика решения задач по динамике» (13 мин.) (Приложение 1)
– Прямолинейное движение тела (слайд 6)
– Равномерное, равноускоренное движение (слайд 7)
– Равнозамедленное движение под действием силы,
направленной под углом к горизонту (слайд 8)
– Тело прижато к опоре (слайд 9)
Обрабатываются навыки изображения сил,
ускорения, запись второго закона Ньютона в
векторном виде, навыки нахождения проекции сил,
запись основного управления динамики в
векторном виде и для проекции на оси координат.
Далее учитель знакомит ребят с алгоритмом
решения задач на второй закон Ньютона.
Ученики должны записать алгоритм в рабочую тетрадь в кратком виде:
Алгоритм решения задач по динамике
- Краткая запись условия; СИ.
- Чертеж. Направление сил, ускорения.
- Выбрать СК.
- Запись второго закона Ньютона в векторном виде.
- Запись второго закона Ньютона в проекциях на оси X и Y.
- Решить систему уравнений.
- Проверить числовой ответ на соответствие к задаче и записать его.
5. Закрепление (13 мин.)
Решение задачи №250 по сборнику задач (Автор А.П.
Рымкевич) (слайд 10).
Запись решения учащиеся переписывают в рабочую
тетрадь. Если класс быстро усваивает алгоритм
решения задач, учитель предлагает решить
самостоятельно задачу №263. Первое правильное
решение оценивается на «Отлично» и открывается
решение задачи на слайде 11.
Движение тела по наклонной плоскости (слайд 12)
Напоминание о тригонометрических величинах. Запись на доске формул тригонометрических функций:
- равноускоренное, равнозамедленное движение (слайд 13)
- равномерное движение, соскальзывание (слайд 14).
Рассматривается решение задачи №288 (первой
части по алгоритму)
Ученики переписывают решение в общем виде, без
подстановки данных известных величин. Устно, без
записи в тетрадь рассматривается решение 2-й
части задачи по алгоритму в общем виде.
Если класс хорошо подготовлен, то можно решение
2-й части задачи №288 дать на самостоятельную
работу. Оценить первое правильное решение на
«отлично» и открыть слайд с решением задачи или
сканировать решение и вывести на экран.
6. Заключение (3 мин.)
– Повторить фронтально с учащимися пункты
алгоритма решения задач.
– Повторить общность логики рассуждений при
решении задач, вычленить шаги из которых
складывается метод решения.
7. Задание на дом (1 мин.)
Знание алгоритма!
- «удовлетворительно» – №250;
- «хорошо» – №263, №288;
- «отлично» – №283, №274.