Разработка урока технологии по теме "Нитяная графика"

Разделы: Технология


Цель: создать условия для всестороннего изучения и комплексного применения знаний в процессе построения угла и заполнения его в технике ниточного дизайна на основе развития творческого мышления.

Задачи:

  1. Формировать практические умения и навыки построения и заполнения угла в технике ниточного дизайна.
  2. Способствовать применению полученных знаний в решениях проблемных ситуаций; активизировать развитие познавательного интереса, творческого мышления, воображения.
  3. Прививать учащимся интерес к искусству, умение работать в группе; формировать самостоятельность мышления, творческие способности.

Оборудование:

Интерактивная доска, инструкционные карты к практической работе (приложение 1), презентация (приложение 2), карточки – цветы с заданиями, работы, выполненные в технике ниточного дизайна, лучики из желтой цветной бумаги для учащихся, солнце из бумаги (крепится на доску), бабочки из цветной бумаги оранжевого, желтого, голубого, фиолетового цветов, картон, нитки, игла, ножницы.

План урока:

1. Организационный момент.

а) вход в урок;

б) эмоциональный настрой.

2. Повторение изученного материала.

а) выполнение задания в группах (карточки – цветы);

б) вставить пропущенные слова в предложения;

3. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

- установить соответствие между иллюстрациями и понятиями.

4. Изучение нового материала.

а) вступительное слово учителя;

б) выступление учащихся с опережающим заданием;

в) просмотр картин;

г) техника заполнения угла.

5. Практическая работа.

а) повторение правил техники безопасности;

б) поэтапное выполнение работы.

6. Проверка понимания учащимися нового материала.

а) ответы учащихся на вопросы теста;

б) взаимопроверка.

7. Подведение итогов урока.

а) учитель подводит итог;

б) оценивание работы учащихся на уроке;

в) диагностика “Бабочки”.

8. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

- три уровня д/з.

 Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение 2, слайд 1)

Вступительное слово учителя и учащихся на фоне музыки:

Учитель: Добрый день! Я рада встрече с вами! Посмотрите на меня, улыбнитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. За окном замечательный весенний день.

Ученица 1:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.

Ученица 2:

Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.

Ученица 3:

Пришла пора цветения
И, значит, настроение у всех людей – весеннее!

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы прекрасное весеннее настроение сопровождало нас на протяжении всего урока.

2. Повторение изученного материала.

Учащиеся да начала урока делятся на три группы. На столе у каждой группы лежат цветы – карточки, на обратной стороне которых написаны задания – вопросы из ранее изученных тем. Ученицы обсуждают варианты ответов, отвечают и крепят цветы на доску.

Учитель: А сейчас следующее задание. На интерактивной доске написаны предложения (Приложение 2, слайд 2), вам необходимо вставить по смыслу пропущенные слова. Прочтите самостоятельно, кто догадался – поднимите руку и впишите слова на доске.

3. Подготовка учащихся к изучению нового материала. (Приложение 2, слайд 3)

Учитель: Вам необходимо установить соответствие между операциями, изображенными на рисунках и их названиями.

Учащиеся выполняют задание, перемещая таблички с названием к соответствующим картинкам. Остается без названия картинка с изображением ИЗОНИТИ.

Учитель: Почему вы не можете определить название данной операции?

Учащиеся: Мы не знаем, не учили.

Учитель: А, может быть, кто – то из вас раньше видел подобные схемы?

(Ответы учащихся)

4. Изучение нового материала.

Учитель: (опора на знания учащихся) На данной картинке изображена схема вышивания в технике нитяной графики. (Картинку необходимо сдвинуть вверх, открывается название – НИТЯНАЯ ГРАФИКА)

(Приложение 2, слайд 4)

- Тема нашего урока так и называется “Нитяная графика”.

- Девочки, кто из вас слышал это название?

- Давайте выяснить что же оно означает (учитель подводит учащихся к выводу: изображение нитками).

Учитель:

Существует несколько названий нитяной графики: изонить, изографика, ниточный дизайн. Эта техника очень интересная.

Ученица 1: Как вид искусства нитяная графика впервые появилась в Англии в 17 в. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток: они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате появлялись ажурные кружевные изделия. В настоящее время искусство нитяной графики находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для выполнения сувениров.

Ученица 2: Техника изонити не требует дорогих материалов – только цветные яркие нити и плотную основу. В качестве основания можно использовать бархатную бумагу, картон. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине.

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть картины, выполненные в данной технике.

(Приложение 2, слайды 5-7)

Продолжателем традиций народных мастеров Англии является доктор химических наук, профессор, декан химического факультета Белорусского государственного университета ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРАНИЦКИЙ.

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, он называет живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны (именно сделаны) из декоративных гвоздей, переплетенных яркими цветными шелковыми нитками.

При внимательном рассмотрении таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются по – разному из-за изменяющихся условий отражения света от шляпок гвоздей и ниток. И всякий раз по-новому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой.

- Понравились вам эти картины?

- Что именно поразило вас?

- Хотели бы вы научиться выполнять работы в технике изонити?

- Это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать свои композиции. Для освоения техники необходимо знать, как заполняется угол, окружность и дуга

(Приложение 2, слайд 8)

- Сегодня на уроке мы будем учиться заполнять угол. Из углов вы сможете создавать композиции. Вот некоторые примеры.

(Приложение 2, слайд 9)

Учитель показывает работы учащихся, выполненные на основе заполнения угла.

(Приложение 2, слайд 10)

Учитель: Посмотрите на доску. Это принцип заполнения угла. (Учитель комментирует принцип выполнения работы)

5. Практическая работа.

- Девочки, как вы думаете, какие инструменты и материалы нам понадобятся для выполнения работы?

- Но, прежде чем приступить к выполнению работы, мы должны вспомнить…ПТБ.

У вас на столах лежат лучики.

1 группа – пишут правила безопасной работы с иглой.

2 группа – с ножницами.

3 группа – при работе с нитками.

(Учащиеся читают вслух правила, дополняют, затем крепят лучики на доску к солнцу)

(Приложение 2, слайд 11)

Учитель: Я предлагаю прочесть вам еще несколько ПТБ и соблюдать их во время работы.

- На столах у вас лежат инструкционные карты, (Приложение 1) в них описаны этапы работы.

(Приложение 2, слайд 12)

Девочки читают этапы работы и выполняют задание.

6. Проверка понимания учащимися нового материала.

Учащиеся выполняют тест.

(Приложение 2, слайд 13 - 14)

Проверяют, обменявшись тетрадями, сравнивая свои ответы с ответами на доске. Выставляют оценки.

7. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы сегодня учились?

- Покажите друг другу свои работы. (Учитель дает оценку работам учащихся)

- Как вы считаете, вы научились заполнять угол в технике изонити? Сложно было выполнять работы?

- Наша доска похожа на весеннюю поляну. Я предлагаю ее “оживить”, прикрепив бабочек. Бабочки не простые, волшебные, они расскажут о вашем настроении.

(Приложение 2 , слайд 15)

9. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Уровень 1:

Обязательный минимум – понятно и посильно любому ученику:

- самостоятельно начертить угол любой величины и заполнить его в технике нитяной графики.

Уровень 2:

Тренировочный - его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу:

- составить композицию из углов (не менее 3-х) и заполнить в технике нитяной графики.

Уровень 3:

Творческое задание – выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой:

- придумать сказку или рассказ о возникновении техники нитяной графики;

- составить кроссворд или ребусы.

Приложение 3, 4