Урок в 9-м физико-математическом классе по теме "Метод координат"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • обобщение и систематизация изученного материала;
  • формирование умения применять алгебраический аппарат к решению геометрических задач;
  • развитие познавательной деятельности, творческих способностей у учащихся, воспитание интереса к предмету.

Ход урока

  1. Математический диктант.
  2. Решение сложных задач.
  3. Историческая справка (физкультминутка).
  4. Повторение теории для решения более сложных задач.
  5. Решение более сложных задач.
  6. Задание на дом.

Оборудование: плакат по теме, мультимедийный проектор, (можно карточки с математическим диктантом и теоретическим опросом).

Урок начинается с математического диктанта, где предложены простейшие задачи в координатах.

Вариант 1.

1. Найдите координаты середины отрезка АВ, если

А(3;-4), В (-3;6).

2. Найдите длину отрезка КВ, если К(-6;-3), В(2;3).

3. Напишите уравнение окружности, если ее центр – точка (4;5), а радиус равен 3.

4. Найдите координаты вектора АВ, если А(2;-5), В(-3;4).

5. Выяснить взаимное положение прямой  и окружности .

6. Доказать, что отрезок АВ, где А(-1;6), В(-1;2) является диаметром окружности

Вариант 2.

1. Найдите координаты середины отрезка АВ, если

А(-2;3), В (6;-3).

2. Найдите длину отрезка КВ, если К(-3;8), В(2;-4).

3. Напишите уравнение окружности, если ее центр – точка (4;5), а радиус равен 2.

4. Найдите координаты вектора АВ, если А(-1;6), В(3;-2).

5. Выяснить взаимное положение прямой  и окружности .

6. Доказать, что отрезок АВ, где является диаметром окружности

Данный математический диктант можно проверить в классе (самопроверка, проектор и т. д.). Задание №6 можно разобрать в классе в зависимости от сложившейся ситуации.

Итак, переходим к решению задач. Давайте еще раз уточним, в чем состоит практическое применение метода координат:

а) удобным способом вводится ПДСК;

б) условие задачи записывается в координатах;

в) решение задачи проводится с помощью алгебраических вычислений.

Первой задачей будет доказательство известной теоремы за курс геометрии 8 класса, которой вы неоднократно пользовались в своей работе.

Задача 1. В параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон. Доказать.

Решение.

Введем ПДСК так, чтобы вершина А параллелограмма АВСD совпала с началом координат, сторона AD совпала с осью ОХ, а вершины В и С находились в первой координатной четверти. Тогда вершины параллелограмма получат координаты

А(0;0), B(a;0), С(b;c), D(a+b;с).

Используя формулу расстояния между двумя точками, находим:

, , ,

Отсюда: .

.

Таким образом .

Задача 2. Даны две точки А и В. Найдите множество всех точек координатной плоскости М, для каждой из которых выполняется условие  .

Решение.

Введем ПДСK так, чтобы А(0;0), В(а;0), где АВ=а, М(x;y)-произвольная точка плоскости.

Условие запишется в виде:

. Сделав соответствующие преобразования, получим выражение . Этим уравнением задается окружность  с центром в точке (-а;0), т.е. в точке, симметричной точке В относительно точки А.

Устали? Тогда я могу предложить вам интересную историческую справку-эпизод из жизни великого ученого, философа, надеюсь, вы сами узнаете какого.

Историческая справка.

1618 год. Прохожих мало. Молодой солдат в форме армии Морица Оранского со скучным видом ходит по мостовой. Цель- найти развлечение. Около одной из деревянных труб с наклеенными объявлениями - толпа. Солдат прислушивается- на его лице досада- говорят на чисто голландском языке. Ясно, что предмет разговора – лист бумаги, приклеенный к тумбе. « Что здесь написано?»- по-французски говорит он. Его не понимают. Один из тех, к кому обращается солдат, смотрит на француза с интересом и говорит, что переведет, но с условием, что солдат принесет ему решение всех задач. Голландец представился- преподаватель физики, медицины и математики - Бекман, а на плакате конкурс на решение задач. Решивший получит титул лучшего математика города. На следующее утро солдат постучал в дверь Бекмана. Еще ни не случалось, чтобы кто-нибудь сразу решил все задачи, над которыми ломали головы общепризнанные авторитеты. Этот француз, родом из Турени, воспитывался в иезуитской коллегии ЛА ФМШ, там же изучал математику. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятие переменной величины и функции. Его именем названа алгебраическая кривая третьего порядка, а также прямоугольная система координат на плоскости и в пространстве.

Догадались? Конечно, это Рене Декарт.

Продолжаем работу дальше.

Прежде чем начать решать более сложные задачи, я хотела бы повторить теорию, которую мы с вами выучили за то время, которое нам было отведено для этой темы.

Примерный теоретический опрос.

1. Общий вид уравнения прямой.

2. Угловой коэффициент в уравнении прямой. Его геометрический смысл.

3. Общий вид уравнения прямой, проходящей через точку в заданном направлении.

4. Общий вид уравнения прямой, проходящей через две данные точки.

5. Уравнение прямой в отрезках.

6 Что понимается под углом между прямыми?

7. Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых.

(Все, что сейчас повторили дети могут видеть на плакате или на доске).

Переходим к решению более сложных задач. Иногда для решения задач можно не вводить ПДСК, а пользоваться лишь теоретическим аппаратом изученной темы.

Задача 3.Составить уравнение окружности, описанной около треугольника, образованного прямыми , ,.

Решение.

Прямые  и  взаимно перпендикулярны, т. к. их угловые коэффициенты обратны по величине и противоположны по знаку, т. е . треугольник, образованный данными прямыми, прямоугольный. Таким образом, эти прямые содержат катеты треугольника, а прямая - содержит гипотенузу.

Найдем координаты точек пересечения катетов и гипотенузы, для чего решим системы уравнений.

 и . Решением первой системы является точка (-3;-1), решением второй-точка (7;1).

Найдем координаты центра окружности, которая лежит в центре гипотенузы по формуле нахождения координаты середины отрезка: . Таким образом, центр окружности имеет координаты (2;0).

Радиус окружности найдем по формуле расстояния между точками .

Уравнение окружности имеет вид:

Задача 4. Вершины треугольника АВС имеют координаты А(6;4), В(-9;4),С(-9;-16).

а) Найдите длину медианы АЕ;

б) Написать уравнение высоты ВD;

в) Найдите точку пересечения медианы и высоты.

Решение.

а) Точка Е –середина ВС. По формуле координаты середина отрезка точка Е имеет координаты (-9;-6).

По формуле нахождения расстояния между двумя точками

.

б) Составим уравнение прямой АС по формуле уравнения прямой, проходящей через две точки:

, т.е. .

Уравнение ВD составим по формуле уравнения пря мой, проходящей через точку В с заданным угловым коэффициентом.

Т.к. BD перпендикулярна АС, то угловой коэффициент BD равен .Уравнение BD примет вид: .

в). Для нахождения точки пересечения медианы АЕ и высоты ВD напишем уравнение АЕ и решим систему из двух уравнений.

Уравнение АЕ: , т.е. .

.Таким образом, точка пересечения медианы и высоты имеет координаты

Задача5. В окружность вписан равносторонний треугольник АВС. Определить координаты вершин В и С, если точка А лежит на оси Ох.

Решение.

1) Уравнение задает на плоскости окружность с центром в начале координат и . Т.к. точка А лежит на оси Ох, то А(4;0) или А(-4;0).

2) Рассмотрим случай, если А(4;0). Точки В и С лежат во второй и третьей координатных четвертях соответственно. Пусть точки К и - точки пересечения сторон треугольника АВ и АС с осью Оy.

3) Из треугольника ОАК найдем ОК: .

4) Запишем уравнение прямой АВ в отрезках:  или .

5) Найдем точку пересечения прямой АВ и окружности, для чего решим систему уравнений: . Таким образом, точка В(-2;).

6) Из треугольника  найдем .

Уравнение прямой АС:  или

7) Для нахождения координат точки С решим систему уравнений . Точка .

Ответ: В(-2;), .

Задание на дом. Задача №5 из классной работы (точка А(-4;0); №1002; №1010б.