Цель урока:
- обобщение и систематизация изученного материала;
- формирование умения применять алгебраический аппарат к решению геометрических задач;
- развитие познавательной деятельности, творческих способностей у учащихся, воспитание интереса к предмету.
Ход урока
- Математический диктант.
- Решение сложных задач.
- Историческая справка (физкультминутка).
- Повторение теории для решения более сложных задач.
- Решение более сложных задач.
- Задание на дом.
Оборудование: плакат по теме, мультимедийный проектор, (можно карточки с математическим диктантом и теоретическим опросом).
Урок начинается с математического диктанта, где предложены простейшие задачи в координатах.
Вариант 1.
1. Найдите координаты середины отрезка АВ, если
А(3;-4), В (-3;6).
2. Найдите длину отрезка КВ, если К(-6;-3), В(2;3).
3. Напишите уравнение окружности, если ее центр – точка (4;5), а радиус равен 3.
4. Найдите координаты вектора АВ, если А(2;-5), В(-3;4).
5. Выяснить взаимное положение прямой и окружности .
6. Доказать, что отрезок АВ, где А(-1;6), В(-1;2) является диаметром окружности
Вариант 2.
1. Найдите координаты середины отрезка АВ, если
А(-2;3), В (6;-3).
2. Найдите длину отрезка КВ, если К(-3;8), В(2;-4).
3. Напишите уравнение окружности, если ее центр – точка (4;5), а радиус равен 2.
4. Найдите координаты вектора АВ, если А(-1;6), В(3;-2).
5. Выяснить взаимное положение прямой и окружности .
6. Доказать, что отрезок АВ, где является диаметром окружности
Данный математический диктант можно проверить в классе (самопроверка, проектор и т. д.). Задание №6 можно разобрать в классе в зависимости от сложившейся ситуации.
Итак, переходим к решению задач. Давайте еще раз уточним, в чем состоит практическое применение метода координат:
а) удобным способом вводится ПДСК;
б) условие задачи записывается в координатах;
в) решение задачи проводится с помощью алгебраических вычислений.
Первой задачей будет доказательство известной теоремы за курс геометрии 8 класса, которой вы неоднократно пользовались в своей работе.
Задача 1. В параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон. Доказать.
Решение.
Введем ПДСК так, чтобы вершина А параллелограмма АВСD совпала с началом координат, сторона AD совпала с осью ОХ, а вершины В и С находились в первой координатной четверти. Тогда вершины параллелограмма получат координаты
А(0;0), B(a;0), С(b;c), D(a+b;с).
Используя формулу расстояния между двумя точками, находим:
, , ,
Отсюда: .
.
Таким образом .
Задача 2. Даны две точки А и В. Найдите множество всех точек координатной плоскости М, для каждой из которых выполняется условие .
Решение.
Введем ПДСK так, чтобы А(0;0), В(а;0), где АВ=а, М(x;y)-произвольная точка плоскости.
Условие запишется в виде:
. Сделав соответствующие преобразования, получим выражение . Этим уравнением задается окружность с центром в точке (-а;0), т.е. в точке, симметричной точке В относительно точки А.
Устали? Тогда я могу предложить вам интересную историческую справку-эпизод из жизни великого ученого, философа, надеюсь, вы сами узнаете какого.
Историческая справка.
1618 год. Прохожих мало. Молодой солдат в форме армии Морица Оранского со скучным видом ходит по мостовой. Цель- найти развлечение. Около одной из деревянных труб с наклеенными объявлениями - толпа. Солдат прислушивается- на его лице досада- говорят на чисто голландском языке. Ясно, что предмет разговора – лист бумаги, приклеенный к тумбе. « Что здесь написано?»- по-французски говорит он. Его не понимают. Один из тех, к кому обращается солдат, смотрит на француза с интересом и говорит, что переведет, но с условием, что солдат принесет ему решение всех задач. Голландец представился- преподаватель физики, медицины и математики - Бекман, а на плакате конкурс на решение задач. Решивший получит титул лучшего математика города. На следующее утро солдат постучал в дверь Бекмана. Еще ни не случалось, чтобы кто-нибудь сразу решил все задачи, над которыми ломали головы общепризнанные авторитеты. Этот француз, родом из Турени, воспитывался в иезуитской коллегии ЛА ФМШ, там же изучал математику. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятие переменной величины и функции. Его именем названа алгебраическая кривая третьего порядка, а также прямоугольная система координат на плоскости и в пространстве.
Догадались? Конечно, это Рене Декарт.
Продолжаем работу дальше.
Прежде чем начать решать более сложные задачи, я хотела бы повторить теорию, которую мы с вами выучили за то время, которое нам было отведено для этой темы.
Примерный теоретический опрос.
1. Общий вид уравнения прямой.
2. Угловой коэффициент в уравнении прямой. Его геометрический смысл.
3. Общий вид уравнения прямой, проходящей через точку в заданном направлении.
4. Общий вид уравнения прямой, проходящей через две данные точки.
5. Уравнение прямой в отрезках.
6 Что понимается под углом между прямыми?
7. Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых.
(Все, что сейчас повторили дети могут видеть на плакате или на доске).
Переходим к решению более сложных задач. Иногда для решения задач можно не вводить ПДСК, а пользоваться лишь теоретическим аппаратом изученной темы.
Задача 3.Составить уравнение окружности, описанной около треугольника, образованного прямыми , ,.
Решение.
Прямые и взаимно перпендикулярны, т. к. их угловые коэффициенты обратны по величине и противоположны по знаку, т. е . треугольник, образованный данными прямыми, прямоугольный. Таким образом, эти прямые содержат катеты треугольника, а прямая - содержит гипотенузу.
Найдем координаты точек пересечения катетов и гипотенузы, для чего решим системы уравнений.
и . Решением первой системы является точка (-3;-1), решением второй-точка (7;1).
Найдем координаты центра окружности, которая лежит в центре гипотенузы по формуле нахождения координаты середины отрезка: . Таким образом, центр окружности имеет координаты (2;0).
Радиус окружности найдем по формуле расстояния между точками .
Уравнение окружности имеет вид:
Задача 4. Вершины треугольника АВС имеют координаты А(6;4), В(-9;4),С(-9;-16).
а) Найдите длину медианы АЕ;
б) Написать уравнение высоты ВD;
в) Найдите точку пересечения медианы и высоты.
Решение.
а) Точка Е –середина ВС. По формуле координаты середина отрезка точка Е имеет координаты (-9;-6).
По формуле нахождения расстояния между двумя точками
.
б) Составим уравнение прямой АС по формуле уравнения прямой, проходящей через две точки:
, т.е. .
Уравнение ВD составим по формуле уравнения пря мой, проходящей через точку В с заданным угловым коэффициентом.
Т.к. BD перпендикулярна АС, то угловой коэффициент BD равен .Уравнение BD примет вид: .
в). Для нахождения точки пересечения медианы АЕ и высоты ВD напишем уравнение АЕ и решим систему из двух уравнений.
Уравнение АЕ: , т.е. .
.Таким образом, точка пересечения медианы и высоты имеет координаты
Задача5. В окружность вписан равносторонний треугольник АВС. Определить координаты вершин В и С, если точка А лежит на оси Ох.
Решение.
1) Уравнение задает на плоскости окружность с центром в начале координат и . Т.к. точка А лежит на оси Ох, то А(4;0) или А(-4;0).
2) Рассмотрим случай, если А(4;0). Точки В и С лежат во второй и третьей координатных четвертях соответственно. Пусть точки К и - точки пересечения сторон треугольника АВ и АС с осью Оy.
3) Из треугольника ОАК найдем ОК: .
4) Запишем уравнение прямой АВ в отрезках: или .
5) Найдем точку пересечения прямой АВ и окружности, для чего решим систему уравнений: . Таким образом, точка В(-2;).
6) Из треугольника найдем .
Уравнение прямой АС: или
7) Для нахождения координат точки С решим систему уравнений . Точка .
Ответ: В(-2;), .
Задание на дом. Задача №5 из классной работы (точка А(-4;0); №1002; №1010б.