Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Вода. Свойства воды"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Уточнить и расширить знания о значении воды для живых существ.
Организовать исследование детьми основных свойств воды.
Познакомить с фильтрованием как одним из способов очистки загрязнённой воды.

2. Развивать умение работать в группах, анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к воде – как источнику жизни на Земле.

Оборудование: иллюстрации водоёмов, глобус, сосуд с водой, колба с газоотводной трубкой, фильтр, воронка, мел, соль, пробирки, горячая вода, снег. лакмусовые полоски, стаканчики с водой, карта Хабаровского края.

Техническое обеспечение:

  1. ПК – 1 (на 17 чел.).
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.

Программное обеспечение:

  1. ЦОР “Природа-человек-общество”.
  2. ЦОР “Природа-человек-общество-3. Человек и природа – 3.1.Природа и деятельность / 3.1.3 Игровые сюжеты/3.1.3/04 Сложи волну”.
  3. ЦОР “Природа-человек-общество-2 Природа/2.1.1.Демонстрации 2.1.1./03 Красота и богатство природы Земли: №3 Водопад, №6 Ниагарский водопад,№11 Океанское побережье”.
  4. ЦОР “Природа-человек-общество-2 Природа 2.1 Что такое природа 2.1.1Демонстрации 2.1.1./04 Красота и богатство отдельных участков России: №21 Озеро Байкал, №55 Восточная Сибирь”.

5. Презентация.

Ход урока

1. Организационный момент:

Встали ровно. – Посмотрите всё ли готово к уроку?

– Улыбнитесь друг другу. – Подарите мне свои улыбки. – Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. (Сели ровно).

Итак, у нас урок, окружающий мир. – Сегодня мы будем исследователями и испытателями. – А о чём же сегодня пойдёт речь? (О воде).

– Как догадались? (Красивые картины, в стаканах у детей вода).

– Но прежде, чем начинать новое давайте вспомним прошлые темы. – Что вам было задано на дом? (Изучали воздух, свойства воздуха).

2. Систематизация знаний:

1). (Тест): с использованием перфокарт. Выбери свойства воздуха: а) плодородие; б) при охлаждении сжимается; в) прозрачен;

г) твёрдый; д) имеет запах; е) не имеет запаха; ё) растекается; ж) бесцветен; з) плохо проводит тепло, и) при нагревании расширяется.

Проверка: б, в, е, ж, з, и. (Сигнальные светофоры).

- Просигнальте у кого так? – Кто ошибся 1 раз, 2 раза?

2). Проверка ответов на проблемные вопросы по группам и индивидуально:

Дети читают сами вопрос и отвечают, дополняя друг друга, демонстрируют плакаты, которые рисовали дома. (приложение 2)

Отчего загрязняется воздух?

Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

/ПО №1/

Вывод:

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины?

Вывод:

Почему в окнах устанавливают двойные рамы?

(меховая одежда, снег защищает посевы от вымерзания)

Вывод:

1.ЦОР “Природа-человек-общество-3. Человек и природа – 3.1.Природа и деятельность – 3.1.1 Демонстрации-3.1.1/04 Загрязнение окружающей среды человеком-12 Выброшенные на берег киты”.

3. Объяснение нового материала:

– Мы знаем что человек, животные и растения не могут жить без воздуха. А что входит в состав воздуха? (азот, кислород, углекислый газ).

-Ещё одной важной составной частью воздуха является вода.

-Если мы выглянем в окно, где нам встретится вода , даже зимой? (снег, лёд, иней)

-Так о чём сегодня пойдёт разговор? (о воде)

-Вам предлагаются проблемные вопросы. На которые мы должны в течение урока дать ответ?

Проблемный вопрос на доске: 1. Почему вода – одно из самых главных богатств Земли?

2. В чём сходство, а в чём различие межу свойствами воды и воздуха?

4. Физминутка:

Рыбки плавали в водице.
Веселились все в ручье.
То сожмутся – разожмутся.
То зароются в песке.

Беседа учителя. ( С использованием глобуса, иллюстраций с изображением озёр, рек, морей, океанов, водопадов.)

/ПО № 2,3,4/

ОТВЕТ на 1-ый проблемный вопрос.

Почему вода – одно из самых главных богатств на Земле?

(Без воды не смогут жить люди, животные, растения).

2) Практическая работа: по группам: “Лаборанты”, “Экологи”, “Гидрологи”, “Валеологи”, работа с учебником. (приложение 1)

ОПЫТ №1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в воде? О каком свойстве воды это говорит?

1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску ПРОЗРАЧНА;

Экологи: демонстрируют воду из Амура, (Особенности амурской воды, почему река так названа). – РЕКА АМУР В ПЕРЕВОДЕ С КИТАЙСКОГО

“ ЧЁРНЫЙ ДРАКОН”.

РЕКЕ ДАЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ ИЗ – ЗА ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ПЕСКА, КОТОРОЕ

НЕСЁТ С СОБОЙ В АМУР РЕКА СУНГАРИ, А ПРОТЕКАЕТ ОНА ПО ПУСТЫНЕ, ГДЕ БЫВАЮТ ПЫЛЬНЫЕ БУРИ.

ПОЭТОМУ МОЖНО СДЕЛАТЬ ТАКОЙ ВЫВОД:

“ Если в Амуре много песка, то значит в Амурской воде много примесей”.

Опыт №2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых на рисунке учебника. Имеет ли вода цвет?

1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску БЕСЦВЕТНА;

Валеологи: “Здесь можно добавить: если вода в Амуре имеет много примесей, то её надо пить только в кипячёном виде”!

Опыт №3. Определи, имеет ли вода запах.

1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску, НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА;

Гидрологи: В АМУР ПОПАДАЮТ РАЗНЫЕ ОТХОДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА,

АРОМАТЫ РАЗНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРИМЕСЕЙ, ФЕНОЛ.

ВСЁ ЭТО ПРИДАЁТ РЫБЕ ЗАПАХ ЛЕКАРСТВА.

Можно сделать такой вывод:

– ЕСЛИ РЫБА ЗАРАЖЕНА, ТО ЕЁ ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ!

Опыт №4. Насыпь в один стакан с водой немного соли или сахара, а в другой – столько же измельчённого мела. Помешай воду. Что ты заметил? О чём говорит этот опыт?

1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску РАСТВОРИТЕЛЬ

Валеологи: В природе вода проходит через разные породы, растворяя при этом соли, минеральные вещества, насыщается элементами, необходимыми нашему организму.

Дополняет учитель:

В Хабаровском крае есть минеральные источники, скважины, где вода чистая и полезная. Недалеко от нашего посёлка, есть минеральный “Золотой источник”.

Демонстрация бутылок с минеральной водой: “Лесная свежесть”, “Ледяная” и т. д.

О курортах, санаториях “Анненские воды”, “Кульдур”.

Валеологи: если в воде содержится много элементов, необходимых человеку, то эта вода с лечебными свойствами

Опыт №5. Мутную загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр. Сделай фильтр из специальной бумаги. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Объясни почему она очищается.

1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску, ФИЛЬТРУЕТСЯ

Экологи: ИСПОЛЬЗУЯ ЭТО СВОЙСТВО, УЧЁНЫЕ ПРИДУМАЛИ ПРИБОРЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ ВОДЫ.

НАПРИМЕР, ФИЛЬТР “ АКВАФОР”

Можно сделать такой вывод:

ЕСЛИ В АМУРЕ МНОГО ПРИМЕСЕЙ, ТО ВОДУ ДЛЯ питья надо ФИЛЬТРОВАТЬ.

Опыт №6 – проводит учитель с ассистентом (учеником).

– Выясним теперь что происходит с водой при нагревании и охлаждении. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь? Эти опыты показывают, что вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Вывод: вода при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается. (приложение 1)

Прикрепляются таблички

Ещё раз назовём все свойства воды. Д/З учить ПРАВИЛО с. 35

– Вспомним свойства воздуха (открывается доска),

Ответим на 2-ой проблемный вопрос: В чём сходство, а в чём различие межу свойствами воды и воздуха?

ВЫВОД....

Свойства воды и воздуха во многом схожи: и воздух и вода бесцветны, не имеют запаха, прозрачны, при нагревании расширяются, а при охлаждении сужаются. Есть и различия: вода – растворитель, а воздух нет; Вода фильтруется . хотя в трубах заводов устанавливают фильтры, а вода фильтруется в природе естественным путём.

5. Закрепление знаний:

Закрепим знания, полученные сегодня на уроке, проверим наглядно, как вы всё запомнили.

ИГРА: “Тепло, холодно”.

ВОЗДУХ

* *

*

* *

ВОДА

* *

* *

*

 

Группы: 1 – девочки; 2 – мальчики.

Учитель: – Надо показать движение частиц воздуха и воды в зависимости от изменения температуры.

КОМАНДА-1:

– Повышение температуры – нагревание.

-Что произошло с воздухом, с водой?

ВЫВОД:

(При нагревании частицы воды и воздуха расширяются).

КОМАНДА – 2:

– Понижение температуры – охлаждение.

-Что произошло с воздухом, с водой?

ВЫВОД:

( При охлаждении частицы воды и воздуха сужаются).

6. Итог: – Что нового узнали сегодня на уроке? – Ответьте на проблемный вопрос нашего урока. – Какие можно изобразить плакаты по охране воды?

7. Д/З. с.32-35 Подбери загадки про лёд, снег, облака, тучи, дождь, иней. (По рядам).

1 группа – лёд, снег.
2 группа – облака, тучи.
3 группа – дождь, иней.