Цели:
1. Уточнить и расширить знания о значении воды
для живых существ.
Организовать исследование детьми основных
свойств воды.
Познакомить с фильтрованием как одним из
способов очистки загрязнённой воды.
2. Развивать умение работать в группах, анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к воде – как источнику жизни на Земле.
Оборудование: иллюстрации водоёмов, глобус, сосуд с водой, колба с газоотводной трубкой, фильтр, воронка, мел, соль, пробирки, горячая вода, снег. лакмусовые полоски, стаканчики с водой, карта Хабаровского края.
Техническое обеспечение:
- ПК – 1 (на 17 чел.).
- Мультимедийный проектор .
- Экран .
Программное обеспечение:
- ЦОР “Природа-человек-общество”.
- ЦОР “Природа-человек-общество-3. Человек и природа – 3.1.Природа и деятельность / 3.1.3 Игровые сюжеты/3.1.3/04 Сложи волну”.
- ЦОР “Природа-человек-общество-2 Природа/2.1.1.Демонстрации 2.1.1./03 Красота и богатство природы Земли: №3 Водопад, №6 Ниагарский водопад,№11 Океанское побережье”.
- ЦОР “Природа-человек-общество-2 Природа 2.1 Что такое природа 2.1.1Демонстрации 2.1.1./04 Красота и богатство отдельных участков России: №21 Озеро Байкал, №55 Восточная Сибирь”.
5. Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент:
– Встали ровно. – Посмотрите всё ли готово к уроку?
– Улыбнитесь друг другу. – Подарите мне свои улыбки. – Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. (Сели ровно).
Итак, у нас урок, окружающий мир. – Сегодня мы будем исследователями и испытателями. – А о чём же сегодня пойдёт речь? (О воде).
– Как догадались? (Красивые картины, в стаканах у детей вода).
– Но прежде, чем начинать новое давайте вспомним прошлые темы. – Что вам было задано на дом? (Изучали воздух, свойства воздуха).
2. Систематизация знаний:
1). (Тест): с использованием перфокарт. Выбери свойства воздуха: а) плодородие; б) при охлаждении сжимается; в) прозрачен;
г) твёрдый; д) имеет запах; е) не имеет запаха; ё) растекается; ж) бесцветен; з) плохо проводит тепло, и) при нагревании расширяется.
Проверка: б, в, е, ж, з, и. (Сигнальные светофоры).
- Просигнальте у кого так? – Кто ошибся 1 раз, 2 раза?
2). Проверка ответов на проблемные вопросы по группам и индивидуально:
Дети читают сами вопрос и отвечают, дополняя друг друга, демонстрируют плакаты, которые рисовали дома. (приложение 2)
Отчего загрязняется воздух? Что надо делать для охраны чистоты воздуха? /ПО №1/ Вывод: |
Правильно ли поступает
водитель, если во время стоянки оставляет
включенным мотор своей машины? Вывод: |
Почему в окнах устанавливают
двойные рамы? (меховая одежда, снег защищает посевы от вымерзания) Вывод: |
1.ЦОР “Природа-человек-общество-3. Человек и природа – 3.1.Природа и деятельность – 3.1.1 Демонстрации-3.1.1/04 Загрязнение окружающей среды человеком-12 Выброшенные на берег киты”.
3. Объяснение нового материала
:– Мы знаем что человек, животные и растения не могут жить без воздуха. А что входит в состав воздуха? (азот, кислород, углекислый газ).
-Ещё одной важной составной частью воздуха является вода.
-Если мы выглянем в окно, где нам встретится вода , даже зимой? (снег, лёд, иней)
-Так о чём сегодня пойдёт разговор? (о воде)
-Вам предлагаются проблемные вопросы. На которые мы должны в течение урока дать ответ?
Проблемный вопрос на доске: 1. Почему вода – одно из самых главных богатств Земли?
2. В чём сходство, а в чём различие межу свойствами воды и воздуха?
4. Физминутка:
Рыбки плавали в водице.
Веселились все в ручье.
То сожмутся – разожмутся.
То зароются в песке.
Беседа учителя. ( С использованием глобуса, иллюстраций с изображением озёр, рек, морей, океанов, водопадов.)
/ПО № 2,3,4/
ОТВЕТ на 1-ый проблемный вопрос.
Почему вода – одно из самых главных богатств на Земле?
(Без воды не смогут жить люди, животные, растения).
2) Практическая работа: по группам: “Лаборанты”, “Экологи”, “Гидрологи”, “Валеологи”, работа с учебником. (приложение 1)
ОПЫТ №1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в воде? О каком свойстве воды это говорит?
1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску ПРОЗРАЧНА;
Экологи: демонстрируют воду из Амура, (Особенности амурской воды, почему река так названа). – РЕКА АМУР В ПЕРЕВОДЕ С КИТАЙСКОГО
“ ЧЁРНЫЙ ДРАКОН”.
РЕКЕ ДАЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ ИЗ – ЗА ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ПЕСКА, КОТОРОЕ
НЕСЁТ С СОБОЙ В АМУР РЕКА СУНГАРИ, А ПРОТЕКАЕТ ОНА ПО ПУСТЫНЕ, ГДЕ БЫВАЮТ ПЫЛЬНЫЕ БУРИ.
ПОЭТОМУ МОЖНО СДЕЛАТЬ ТАКОЙ ВЫВОД:
“ Если в Амуре много песка, то значит в Амурской воде много примесей”.
Опыт №2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых на рисунке учебника. Имеет ли вода цвет?
1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску БЕСЦВЕТНА;
Валеологи: “Здесь можно добавить: если вода в Амуре имеет много примесей, то её надо пить только в кипячёном виде”!
Опыт №3. Определи, имеет ли вода запах.
1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску, НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА;
Гидрологи: В АМУР ПОПАДАЮТ РАЗНЫЕ ОТХОДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА,
АРОМАТЫ РАЗНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРИМЕСЕЙ, ФЕНОЛ.
ВСЁ ЭТО ПРИДАЁТ РЫБЕ ЗАПАХ ЛЕКАРСТВА.
Можно сделать такой вывод:
– ЕСЛИ РЫБА ЗАРАЖЕНА, ТО ЕЁ ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ!
Опыт №4. Насыпь в один стакан с водой немного соли или сахара, а в другой – столько же измельчённого мела. Помешай воду. Что ты заметил? О чём говорит этот опыт?
1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску РАСТВОРИТЕЛЬ
Валеологи: В природе вода проходит через разные породы, растворяя при этом соли, минеральные вещества, насыщается элементами, необходимыми нашему организму.
Дополняет учитель:
В Хабаровском крае есть минеральные источники, скважины, где вода чистая и полезная. Недалеко от нашего посёлка, есть минеральный “Золотой источник”.
Демонстрация бутылок с минеральной водой: “Лесная свежесть”, “Ледяная” и т. д.
О курортах, санаториях “Анненские воды”, “Кульдур”.
Валеологи: если в воде содержится много элементов, необходимых человеку, то эта вода с лечебными свойствами
Опыт №5. Мутную загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр. Сделай фильтр из специальной бумаги. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Объясни почему она очищается.
1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску, ФИЛЬТРУЕТСЯ
Экологи: ИСПОЛЬЗУЯ ЭТО СВОЙСТВО, УЧЁНЫЕ ПРИДУМАЛИ ПРИБОРЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ ВОДЫ.
НАПРИМЕР, ФИЛЬТР “ АКВАФОР”
Можно сделать такой вывод:
ЕСЛИ В АМУРЕ МНОГО ПРИМЕСЕЙ, ТО ВОДУ ДЛЯ питья надо ФИЛЬТРОВАТЬ.
Опыт №6 – проводит учитель с ассистентом (учеником).
– Выясним теперь что происходит с водой при нагревании и охлаждении. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?
– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь? Эти опыты показывают, что вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Вывод: вода при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается. (приложение 1)
Прикрепляются таблички
Ещё раз назовём все свойства воды. Д/З учить ПРАВИЛО с. 35
– Вспомним свойства воздуха (открывается доска),
Ответим на 2-ой проблемный вопрос: В чём сходство, а в чём различие межу свойствами воды и воздуха?
ВЫВОД....
Свойства воды и воздуха во многом схожи: и воздух и вода бесцветны, не имеют запаха, прозрачны, при нагревании расширяются, а при охлаждении сужаются. Есть и различия: вода – растворитель, а воздух нет; Вода фильтруется . хотя в трубах заводов устанавливают фильтры, а вода фильтруется в природе естественным путём.
5. Закрепление знаний:
Закрепим знания, полученные сегодня на уроке, проверим наглядно, как вы всё запомнили.
ИГРА: “Тепло, холодно”.
ВОЗДУХ * * * * * |
ВОДА * * * * *
|
Группы: 1 – девочки; 2 – мальчики.
Учитель: – Надо показать движение частиц воздуха и воды в зависимости от изменения температуры.
КОМАНДА-1:
– Повышение температуры – нагревание.
-Что произошло с воздухом, с водой?
ВЫВОД:
(При нагревании частицы воды и воздуха расширяются).
КОМАНДА – 2:
– Понижение температуры – охлаждение.
-Что произошло с воздухом, с водой?
ВЫВОД:
( При охлаждении частицы воды и воздуха сужаются).
6. Итог: – Что нового узнали сегодня на уроке? – Ответьте на проблемный вопрос нашего урока. – Какие можно изобразить плакаты по охране воды?
7. Д/З. с.32-35 Подбери загадки про лёд, снег, облака, тучи, дождь, иней. (По рядам).
1 группа – лёд, снег.
2 группа – облака, тучи.
3 группа – дождь, иней.