Организация здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую очередь – приоритетная функция государства. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируются и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов.

Однако само здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.

Администрация и педагогический коллектив Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №78 “Серебряное копытце” в течение нескольких последних лет качестве одной из задач образовательной работы ставит задачу охраны и укрепления здоровья своих воспитанников.  Два специфических фактора оказали преимущественное влияние на такую стратегию.

Во-первых, это государственный заказ. Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России, в том числе и в городе Нижневартовске.

Во-вторых, общественный заказ, высокий уровень запросов и требований родителей воспитанников к дошкольному образованию. Детский сад расположен в городе, где сосредоточено большое количество высших учебных заведений, объектов культуры, спорта, отдыха, а в настоящее время предприятий малого и большого бизнеса, торговли и бытового обслуживания, в том числе и элитного типа. Относительно благоприятная финансовая обстановка в нашем городе позволяет большинству родителей наших воспитанников уже сейчас заложить фундамент будущего образования своих детей и в этой связи предъявлять высокие требования к качеству и содержанию образования в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с этими двумя факторами педагогическим коллективом учреждения были определены условия, необходимые для решения задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников в условиях достаточно высокой образовательной нагрузки:

- создать в образовательном учреждении условия, способствующие охране и укреплению здоровья воспитанников;

- осуществлять здоровьесберегающий образовательнный процесс;

- расширить спектр услуг оздоровительно-профилактического характера;

- обеспечить реализацию в ДОУ условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья воспитанников. 

Здоровьесберегающая среда рассматривается нами как комплекс санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и образовательных системных мер.

К характеристике данной среды можно отнести:

- экологию и гигиену;

- морально-психологический климат;

- рациональный режим;

- современные образовательные методики и технологии.

Административное обеспечение и управление здоровьесберегающим образованием осуществляется в следующих направлениях:

- формирование педагогической команды; 

- инициирование и поддержка творческой педагогической деятельности, направленной реализацию здоровьесберегающих методов обучения детей, формирования устойчивой работоспособности и предупреждения переутомления в процессе жизнедеятельности; 

- построение предметной развивающей среды;

- планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий наравне с образовательными; 

- обеспечение финансовых и материальных ресурсов;

- стратегическое планирование деятельности и развитие организации.

Педагогическая команда

Заведующий образовательным учреждением в своей деятельности приоритетное значение отдаёт формированию команды единомышленников, так как в сфере "человек - человек" (взрослый - ребенок) люди решают все и являются главным и ценнейшим ресурсом реализации всех идей и программ.

В этой связи непрерывный профессиональный рост педагогов рассматривается как условие достижения эффективного результата деятельности образовательного учреждения. Мероприятия, направленные на повышение профессионально мастерства и компетентности педагогов, планируются с учетом квалификационной категории, опыта работы и образования каждого педагога:

- творческие группы, семинары-практикумы, самообразование;

- изучение специализированной литературы, посещение заседаний городского методического объединения;

- педсоветы, консультации, участие в семинарах;

- повышение квалификации путем прохождения курсовой подготовки на основе именного образовательного сертификата и самостоятельно;

 - наблюдение за работой педагогов-наставников;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

Вот некоторые результаты реализации этого направления за последние пять лет работы:

- полная укомплектованность детского сада психолого-педагогическими и медицинскими кадрами;

- высокий уровень компетентности и профессионализма педагогических работников и профильных специалистов: 75% членов коллектива (в т.ч. заведующая) аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию;

- активность педагогов, выраженная в освоении новых программ дошкольного образования и современных технологий, создании собственных методических разработок и трансляции этого опыта. Одной из последних стала разработка педагогом нашего образовательного учреждения Уразаевой Флориды Каримьяновны программы формирования основ здорового образа жизни у детей “Здоровей-ка”. (Приложение № 1)

Педагоги являются авторами собственных методических разработок по различным направлениям:

  1. Формирование у старших дошкольников безопасного поведения на улицах города (Смоль М.Н.)
  2. Использование модельных схем при заучивании с детьми стихотворений (Завертайло Г.А., Строганова Г.М., Рамазанова Э.К.)

Для поддержания интереса специалистов детского сада к инновационной деятельности широко используются различные способы и формы поощрения.

Немаловажным фактором позволяющим обеспечить оптимальные условия для создания психологического комфорта, стимулирования познавательной, двигательной активности детей мы считаем использование разнообразных элементов развивающей предметной среды, которая должна быть построена с учётом базовых потребностей детей: потребности в саморазвитии; потребности в игре; потребности в подражании; потребности в приобретении опыта.

Наиболее удачным мы считаем использование приёма условного и стационарного разделения функциональных зон. Педагоги нашего образовательного учреждения удачно используют ритм открытых и закрытых секций детской мебели, перегородок в виде ширм и средообразующих модулей. Предметная среда в данном случае имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

В создании здоровьесберегающего пространства большая роль принадлежит окружающей ребёнка природной среде. Её компонентами в нашем образовательном учреждении являются:

- в помещении детского сада – уголки природы в группах, Зимний сад и зона релаксации с фонтаном и ручейком. Хранительница этого уголка природы является кукла-Лесовушка. Именно ей дети демонстрируют свои поделки из природного материала, рисунки. А она, взамен, всегда готова предложить интересную, иногда волшебную и загадочную историю, которую хорошо слушать в сопровождении звуков тихо журчащей воды.

- на территории детского сада – достаточное количество зелёных насаждений, которые обогащают воздух кислородом, обеспечивают оптимальный тепловой режим в редкие жаркие летние дни, защищают территорию от шума и пыли близлежащих автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения; оборудованная педагогами учебная экологическая тропа обеспечивает условия для ознакомления детей с разнообразием растительного мира нашего края. Детям предоставлена возможность организовать собственные наблюдения и эксперименты в таких экологических точках как “Растения-часы” и “Растения-синоптики”, познакомиться с элементарными способами оказания первой медицинской помощи, используя для этого лекарственную силу растений, можно в точках “Лекарственные растения” и “Фитонцидные растения”.

Планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий  в ДОУ наравне с образовательно-воспитательными  

Лечебно-профилактические мероприятия в учреждении являются равнозначными образовательным.

Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности. 

Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Согласно Сан ПиН от 26.03.2003 №24 при планировании работы с детьми в ДОУ необходимо опираться на "триаду здоровья": рациональный режим, закаливание, движение.

План педагогического раздела включает в себя:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Специально-организованная деятельность и организация совместной работы с детьми.
  3. Прогулка.
  4. Досуги, праздники, развлечения.
  5. Взаимодействие с родителями.

Соблюдение режима дня

В образовательном учреждении режим дня детей разрабатывается с учётом учетом возрастных особенностей детей, времени года (теплое и холодное время). В режиме обязательно отражается время приема пищи (организовано пятиразовое питание), прогулок, дневного сна, занятий и свободной деятельности.

Расписание занятий для каждой группы детей составляется отдельно, ведется суммарный учет  времени занятий в каждой группе. В период каникул проводятся экскурсии, развлечения.

Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.

Специально-организованная деятельность и организация совместной работы с детьми.

Достаточная материально-техническая база нашего образовательного учреждения позволяет использовать нетрадиционные формы образовательной работе с детьми - радиоуроки. Действующая в образовательном учреждении детская радиостанция “Югорская зорька” осуществляет трансляцию для детей тематических выпусков в следующих рубриках:

- “Наше здоровье” (тематические выпуски “Чтобы зубки белели ….”, “Чтобы глазки блестели…”, “Витаминный калейдоскоп”, “Наша защита и опора” и др.;

- “Островок безопасности” (тематические выпуски “Уроки Светофорчика”, “Спасайкины уроки”, “Где спрятались опасности” и др.

При организации и проведении занятий используется принцип деятельностного подхода - игра, то есть та деятельность, которая вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик. Интересу детей на занятиях способствует появление персонажей сказок и мультфильмов, использование педагогами проблемных ситуаций позволяет обеспечить высокую познавательную активность детей на протяжении всего занятия. В каждое занятие включаются динамические паузы - физкультминутки. Форма проведения занятий - подгрупповая.

Обеспечить достаточную нагрузку на физкультурном занятии в условиях небольшого физкультурного зала в нашем образовательном учреждении позволяет использование элементов силовой тренировки (крайстренинг), включение большого количества образных упражнений во все части занятия.

Прогулка

Обязательный элемент режима дня ребенка в образовательном учреждении. Возможность для двигательной активности детей на прогулке обеспечивается как стационарным оборудованием на групповом участке, так и выносным инвентарём виды игр варьируются в зависимости от сезона.

 Досуги, праздники, развлечения

В основу планирования праздников и развлечений в образовательном учреждении положен народный земледельческий календарь. Педагоги детского сада поддерживают бодрый, деятельный, таинственный, доброжелательный ритм жизни и создают условия для того, чтобы все аспекты культуры здоровья сошлись в празднично-игровой ситуации. Использование народных подвижных игр при организации праздника способствует передаче многовекового опыта русских людей. В них содержится много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют художественное своеобразие, составляя ценнейший игровой фольклор.

Подготовка к празднику проводится длительное время, в течение которого все участники, взрослые и дети проникаются настроением приближающегося праздника, устанавливаются связанные с природными процессами биоритмы детей, формируется внутреннее чувство времени.

Модель подготовки к празднику представлена в Приложении № 2.

Взаимодействие с родителями

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом деле - сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).

Творческая активность педагогов позволяет реализовывать и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:

- издание собственной внутрисадовой газеты “Большая энциклопедия маленького мира” с августа 2006 года;

- выпуск семейных газет “День здоровья в нашей семье”, “Физкультура, я и моя семья”;

- реализация совместных образовательных проектов, в том числе и способствующих формированию у детей представлений о строении человеческого тела и функциях отдельных органов, о значении правильного питания и занятий спортом.

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд. Активно используются естественные факторы внешней среды, игры на воздухе, солнечные ванны, стопотерапия с использованием массажных дорожек из природных составляющих (камни разного размера и фактуры, деревянные палочки и бусины).

В работе с детьми наряду с традиционными методами закаливания педагоги нашего детского сада используют и нетрадиционные: ходьба по охлаждённым дорожкам, обширное умывание, сон при открытых фрамугах.

В период, предшествующий сезонным вспышкам простудной заболеваемости в нашем детском саду проводится комплекс профилактических мероприятий: курсовой приём природных имунностимуляторов (овсяно-ягодные и овсяно-лимонные напитки, отвар шиповника), полоскание зева настоем календулы в возрастной дозе, точечный массаж по методу Уманской. В период введения карантинных мероприятий по гриппу и ОРВИ вводится экстренная химиопрофилактика с использованием препарата “Оксолиновая мазь”, чесночно-луковая терапия.

Основной задачей руководителя по реализации педагогического и медицинского разделов является не только вдохновение педагогов, но и в большей степени обеспечение деятельности всем необходимым. В образовательном учреждении функционирует медицинский блок: процедурный кабинет, кабинет специалистов, изолятор и фитобар. Физкультурный зал оборудован современным физкультурным оборудованием и инвентарём. Групповые комнаты и кабинеты оснащены бактерицидными лампами.

Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни: к началу 2009 года индекс здоровья воспитанников нашего образовательного учреждения вырос на 0,9% по сравнению с предыдущим и составил 35,5%, что выше среднегородского показателя (29,5%) на 9%. На 0,2 снизилось количество дней, пропущенных одним ребёнком по простудной заболеваемости и этот показатель составил 5,8.

Рисунок 1

Стабильная положительная динамика критериальных показателей здоровья детей (заболеваемость, группа здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность), а также создание устойчивой здровьесберегающей системы может свидетельствовать о выполнении и общественного, и государственного заказа. Достаточно эффективной с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей работа будет только в том случае, если весь коллектив образовательного учреждения работает согласовано, целенаправленно.