Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, открыто высказывать и отстаивать смелые идеи и гипотезы, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, их значение меняется на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной группах значимую роль начинает играть ручной труд с элементами творчества.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов открывает перед ними широкие перспективы созидания. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра.
Дети переживают чувство радости от самостоятельно выполненного труда, учатся преодолевать трудности. Опыт показывает, что изготовление игрушек-самоделок дает положительные моменты для проявления самостоятельности, творческой активности, художественных способностей детей в продуктивной деятельности.
В нашем учреждении как дополнительное образовательное пространство оборудована мастерская по художественному ручному труду - “УТЯ” (“Улица Творческих Я”), открывающая огромные возможности для раскрытия творческого потенциала дошкольников.
Её функциональная роль – обучающая, познавательная, практическая. Формы и методы работы с детьми разнообразны – экспериментирование, наблюдение, сравнение, изготовление индивидуальных и коллективных поделок из бумаги, бросового и природного материала. Для того чтобы ребенок развивался как носитель креативного начала, проявляющий себя как подлинный субъект деятельности, взрослый предоставляет ему свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, приобретения индивидуального стиля деятельности.
Практически во всех группах (в зависимости от возраста детей) представлены уголки труда, дежурств, центры искусств или отдельно оборудованные уголки по художественному ручному труду: “Юные волшебники”, “Очумелые ручки”, “Удивительная мастерская”, “Сделай сам” и др.
Имеющиеся в ДОУ модельные и символические средства (схематический материал, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы, таблицы, предметные и графические модели), позволяющие развивать познавательные и творческие способности, а также способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования были разработаны при активном сотрудничестве и по рекомендации научного руководителя Е.В.Стародубцевой (кафедра теории и методики дошкольного образования, НИРО) в ходе экспериментальной деятельности.
При действии с модельными и символическими средствами у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию ради ее решения. И для этого педагоги включают материал не только разной степени сложности, но и позволяющий выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам работ.
Получая индивидуальную карточку-заказ, ребёнок должен проанализировать, какой материал ему потребуется и отметить карандашом в нужных клеточках. А сориентироваться ребёнку помогут образцы материалов, которые расположены по вертикали (бумага: гофрированная, картон, простая, наждачная, нитки, проволока, и пр.), а по горизонтали в клеточках обозначены цвета. Тем самым ребёнок экономит время при отборе материала для выполнения поделки. Предоставляемый широкий выбор материалов, инструментов побуждает детей к поиску материала для воплощения замысла, а педагог советует, как экономнее его расходовать, помогает спланировать свою работу. В дальнейшем “схемы-помощники” используются при мотивации деятельности, обыгрыванию поделок, способов и последовательности их выполнения.
Убеждаясь, в дальнейшей деятельности, что данный материал несёт особую педагогическую ценность, развивающую и познавательную направленность, появился интересный схематический материал и в миницентрах возрастных групп (уголках социально-эмоционального развития – пиктограммы “весело-грустно”, “где я?”, центрах двигательной активности – дорожки движения, познавательно-речевом уголке – мнемотаблицы, игровых зонах – многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы по обогащению сюжетно-ролевых игр, коробка с различными предметами-заместителями, в уголках дежурства – алгоритм сервировки стола, ухода за растениями, в уголках для родителей – информация для спешащего родителя и др.). В макросреде нашего ДОУ схематический материал используется также многогранно: у пищеблока - алгоритм приготовления пищи, на лестничном марше по экологии – схемы наблюдения за живыми объектами в аквариуме, ухода за красноухими водными черепахами, маршрут экологической тропы на территории ДОУ и многое другое.
Создание в ДОУ среды как средства формирования у дошкольников творческих способностей в процессе художественного ручного труда существенно обогатило детские игры, обеспечило включение детьми в их сюжет трудовых процессов, выполняемых в реальном плане. Охотно откликаются старшие дошкольники на предложение подготовить подарки и сюрпризы к праздникам, помочь в оформлении групповой комнаты и зала, участвуют в выставках, конкурсах. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, творческая инициатива.
Продукты детского творчества оригинально представлены в среде нашего ДОУ: на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство; в файлах на шкафчиках; в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества; во всех миницентрах - музыкальном, игровом, конструкторском, уголке художественного творчества.
В создание среды мы стараемся активно привлекать и включать детей. Во-первых, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к окружающей обстановке, раскрытию их индивидуальных особенностей, предпочтений и склонностей. Во-вторых, такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческую активность в решении поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность.
Микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком, создает условия для амплификации развития личности ребенка дошкольника.