Цели:
закреплять и совершенствовать умение решать
примеры на сложение и вычитание в пределах 100;
Ход урока
1. Организационный момент.
- Начинаем урок математики.
- Откройте тетради, запишите: число, вид работы.
2. Каллиграфическая зарядка.
- Прописываем цифры: 2 и 6.
- Какие двузначные числа можно записать с помощью этих цифр? - Назовите однозначные числа.
- Что вы можете сказать о числах 26 и 62.
3. Объявление темы и целей урока.
Прочитайте тему урока: “Сложение и вычитание в пределах 100”.
- Мы отправляемся в математическое путешествие вместе с литературным героем, который прожил несколько лет на необитаемом острове. Вы покажите, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи и логически мыслить.
Во время “путешествия” надо быть внимательными и сообразительными, не допускать ошибок, аккуратно оформлять работу в тетради, следить за осанкой.
4. Устный счёт.
- А имя нашего героя мы узнаем, когда выполним устный счёт.
1 - чему равна сумма чисел 20 и 40?
2 - чему равна разность чисел 54 и 4?
3 - какое число на 2 меньше 40?
4 - какое число на 3 больше 12?
5 - увеличь число 7 на 9.
6 - уменьши 51 на 30.
7 - Задача. Петя нарисовал 12 звёздочек, а Вася столько же. Сколько всего звёздочек нарисовали мальчики?
8 - Задача. Папа купил 3 рулона обоев по 10м каждый. Сколько всего метров обоев купил папа?
Взаимопроверка (наборное полотно).
Работа в парах. Поставьте ответы в порядке возрастания и вы узнаете имя литературного героя.
- Почему это слово написано с заглавной буквы?
- Какое число оказалось лишним?
Это не случайно, т.к. Робинзон прожил на острове 28 лет.
Рисунок 1
5. Решение примеров столбиком
- За долгие годы пребывания на острове у Робинзона появилось любимое занятие. Он коллекционировал ракушки.
- Решим примеры и поможем Робинзону пополнить свою коллекцию.
Рисунок 2 (75 + 12) |
Рисунок 3 94 – 32 |
Рисунок 4 56 + 24 |
Рисунок 5 40 – 18 |
Рисунок 6 59 + 23 |
Работа на доске и в тетрадях. Ученик выбирает картинку, читает пример, записывает столбиком, решает с объяснением.
Выполним проверку.
Вывод: повторите правила сложения столбиком (вычитания).
6. Физкультурная минутка.
Приглашает солнышко на зарядку нас.
Поднимаем руки по команде: Раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки по команде: Два!
7. Решение задачи.
- На острове у Робинзона был друг, которого звали Пятница.
- Робинзон так назвал его, потому что они познакомились в пятницу.
Рисунок 7
- Однажды друзья пошли собирать кокосы.
Робинзон набрал 25 кокосов, а Пятница – 15 кокосов, Но хитрые обезьяны утащили у них 3 кокоса. Из этой истории получилась задача и не одна.
- Посмотрите на условие и составьте задачу:
Р. – 25 к.
?
П. – 15 к.
- Посмотрите на другое условие и составьте задачу:
Собрали 25 к. и 15 к. - ?
Утащили 3 к.
Осталось - ?
Задание. Посмотрите на условие 1 и 2 задачи. Выберите ту, которую сами сможете решить. Пожалуйста, сделайте свой выбор. Решите задачу самостоятельно.
Проверка.
- Кто решил первую задачу?
- Какой поставили вопрос?
- Какой получили ответ?
- Кто решил вторую задачу?
- Как решал?
- Что узнал первым действие? Вторым?
- Какая это задача? Почему?
Два ученика записывают решение на доске.
Меня радует, что в классе есть ребята, которые решили задачу повышенной трудности.
8. Домашнее задание.
- Откройте учебники на странице 101. Дома вы решите задачу № 4. Прочитайте задачу. У кого есть вопросы?
9. Зарядка для глаз.
Посмотрели мы вокруг,
Обвели глазами круг.
Вправо, влево, вверх, вниз,
Выполняй задания не ленись.
10. Работа с единицами длины.
- На острове Робинзон много работал. Он строил дом, возводил ограду, придумывал ловушки …
- Все эти работы требуют аккуратности и точности. А измерительных приборов у Робинзона не было. И тогда он вспомнил, что есть старинные меры длины. Одна из них называется пядь.
- Пядь – это старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.
- Посмотрите на рис. в учебнике с. 101. Покажите свою пядь. Это много?
- Измерьте свою пядь. Запишите размер в сантиметрах.
- Что заметили? У всех пядь разная. Докажем.
- Моя пядь равна 19 см. Как узнать на сколько твоя пядь короче?
- Запишите в тетрадь. (Спросить у ребят результаты вычислений)
- А как вы думаете, удобно ли пользоваться такой единицей длины?
- Посмотрите на нашу таблицу величин. Здесь есть пядь?
- Значит, в наше время эту единицу длины не используют.
- Назовите единицы длины, которыми пользуются сейчас.
Кому интересно, дома узнайте, на сколько сантиметров ширина ладони больше, чем длина стопы.
10. Откройте дневники, запишите д/з.
11. Итог.
Робинзону понравилось, как вы работали.
- Какое задание было самым интересным?
- Трудным?
- Сколько лет прожил Робинзон Крузо на необитаемом острове?
- Как называется старинная мера длины?
12. Самостоятельная работа.
- С Робинзоном мы прощаемся, но для вас он оставил ещё одно задание. Возьмите листочки. Внимательно посмотрите на карточку, выберите задание для самостоятельной работы.
Рисунок 8
13. Дополнительно.
Задание на внимание “Найди девятое” (по просьбе учителя листочки с с/р передаются на первую парту каждого ряда).
Рисунок 9
14. Урок окончен.