Слайд 1. Презентация
Цель: закрепить умение распознавать безударные гласные в частях слова, осознавать структуру слов, позволяющую глубже понять его лексическое значение; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; умения распознавать орфограммы; развивать орфографическую зоркость; формировать интерес к поэтическому слову.
Задачи урока: усвоить особенности проверочных и проверяемых слов, овладеть способами проверки; отрабатывать последовательность действий при написании падежных окончаний имен существительных.
Знания, умения и навыки: развивать навык правописания безударных гласных в корне слова, приставках и падежных окончаниях имен существительных; формировать умение распознавать в корне, приставке и в окончании существительных букву, которую нужно проверять (орфограмму) и умение проверять.
Ход урока
I. Оргмомент (проверка рабочих мест).
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Слайд 2.
Ребята, сегодня урок русского языка будет необычным. Мы отправимся в путешествие по нашему Краснодарскому краю с буквами, которые требуют проверки. А какие это буквы? (Гласные: а, о, е, и, я)
III. Минутка чистописания. Слайд 3.
IV. Словарная работа.
Учитель: Наше путешествие мы начнём из ст. Ольгинской автобусом в город Краснодар. Кто знает, в какой части края расположена наша станица? (В северной, на Азово-Кубанской равнине). Наша равнина славится богатым урожаем.
Слайд 4.
Первую остановку мы делаем остановку в городе Тимашевске, чтобы собрать наш урожай в корзинку. Продолжаем наше путешествие на автобусе. И вот мы в городе
Краснодаре. На рекламном щите надпись. Прочтите её.
Ты, Кубань, ты наша Родина!
Что это за слова? (Первая строчка гимна Кубани)
Почему так говорят, что Кубань - наша Родина? (Ответы детей)
Какими близкими по значению словами можно заменить слово Родина? (Отчизна, Отечество)
Слайд 5.
V. Работа по теме урока.
1) Игра “ Найди лишнее слово” (Вставить пропущенную букву, и объяснить написание)
Керченский пр.лив
г.ра Фишт
г.ра Цахвоа
лиман
Ростовская область
р.ка Кубань
Учитель: Ребята, а кто из вас знает какие моря омывают наш край? (Азовское и Чёрное моря)
2) Составление предложения и его разбор по членам.
Давайте составим предложение со словом Керченский.
Керченский пролив соединяет Азовское и Чёрное моря.
Задание: разобрать предложение по членам, определить падеж и склонение имён существительных; при записи объяснить орфограммы.
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие из аэропорта города Краснодара на самолёте в г. Геленджик. И вот мы смотрим на наш край с высоты.
Если посмотреть на него сверху, с очень большой высоты, то он покажется тебе полосатым, как тигр.
Почему Краснодарский край сравнивают с тигром? (Ответы детей). Вот мы с вами летим над горами. Как они называются? (Главный Кавказский хребет). Какую часть территории края они занимают? (Южную часть). Мы благополучно идем на посадку. Температура за бортом самолёта + 16 градусов. Шасси самолёта коснулись земли. Всех с благополучным приземлением. Перед нами стоит новая задача, с которой нам необходимо справиться. Прочитать предложения, вставить пропущенные буквы, определить в какой части слова они встречаются и объяснить орфограмму.
Слайд 6.
3) Вставить безударную гласную. Ст. ит т.ш.на. В з.мнем л.су .сыпались листья в б.рёзовой алле. . Ре.ко п.казывается на н.б. ясное солнышко. Скоро з.вьюж.т лё.ким снег.м з.ма у.кие д.р.жк., в.тки д.ревьев.
VI. Физминутка.
А сейчас немного отдохнём.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Один, два, три, четыре
Вот так славно потрудились.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Вправо - раз, влево - два
Полилась ручьём вода.
Учитель. Продолжаем наше путешествие по Черноморскому побережью на пароходе из города Геленджик в город Сочи.
Слайд 7.
Но что это на нашем пути? Весёлые медузы окружили нас. Нам необходимо освободить путь и отгадать загадки, а к отгадке подобрать проверочные слова.
- По морю идёт, идёт,
- Я бегу струёй из крана,
- Течёт, течёт – не вытечет.
А до берега дойдет -
Тут и пропадёт. (Волна)
Бью ключом из-под земли,
Я качаю в океанах
Великаны корабли. (Вода)
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
И вот мы в городе Сочи. Какая растительность здесь преобладает? (Субтропическая)
На берегу нас встречают пальмы с заданием.
Слайд 8.
1) Найди лишнее слово:
Скл.дной, ж.мчужный, п.граничник, мес.ность. (Лишнее слово “местность”; в этом слове пропущена непроизносимая согласная, а в остальных безударная гласная)
2) Вставить окончание существительных:
Без дорог. , возле речк., в магазин., по улиц., на площад., в море.
Слайд 9.
А теперь на самолёте мы возвращаемся в наш районный центр - город Приморско-Ахтарск. Приземляемся в лётной воинской части. А отсюда добираемся на автобусе в нашу школу.
Слайд 10.
Путешествие было долгим. И все мы проголодались. Давайте посетим столовую. Татьяна Сергеевна просит выполнить следующее задание. Ребята, кто знает кубанское первое блюдо на столе? (Борщ)
В меню на стенде имеются ошибки.
3) Исправь ошибки.
Для зилёного барщя нужен щявель.
Слайд 11.
Как видите, наши знания - надёжное спасательное средство. Вот мы и дома, в нашей родной школе и сыты.
VII. Итог урока.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Что нужно помнить о правописании приставок?
Как написать безударное окончание имени существительного?