Цель: повторение и обобщение изученного в разделе “Словообразование и орфография”.
Оборудование:
таблица соревнований двух команд “Шип-шип” и “Петух”.Эпиграф:
“То, что мы знаем, – ограниченно, а то, чего не знаем, – бесконечно”.П.Лаплас
Ход урока
1. Слово учителя.
Цель урока – закрепить и обобщить изученное в разделе “Словообразование и орфография”. В течение урока вы будете соревноваться в знаниях и умениях грамотного написания изученных орфограмм. Познакомимся со своими соперниками. (Приветствие команд). Команда “Шип-шип”, её девиз: “Шутя, играя, проиграем, шутя, играя, победим”. Команда “Петух”, её девиз: “Победим, если только ума хватит”.
Первый конкурс – “Орфографическая дуэль”. У доски по одному представителю от команды: выписать слова с орфограммой 1) “Шип-шип” в приставке и в корне, 2) “Петух” в корне и окончании.
Разбудить, сюртучок, равнина, куцый, вестник, превысить, ершовый, панцирь, усачом, гонишь, касание, вскрикнуть, Спицын, сгиб, прервать, индюшонок, сложение, жюри, сундучок, видел, преступник, прийти, разрезать, загорелый, пловчиха, шорох, росток.
2. Игра “Одним словом”.
Предлагается прослушать лексическое значение слова, найти слово – ответ, образованное сложением. Команда противника в случае ошибочного ответа экзаменуемой команды говорит: “Ох-хо-хо” (с сожалением).
Задание для команды “Шип-шип”.
- Противоречащий закону (противозаконный).
- Станок, обрабатывающий дерево (деревообрабатывающий).
- Человек, любящий, стремящийся всё знать (любознательный).
- Обладающий равными, одинаковыми с кем-то, чем-либо правами (равноправный).
- Аппаратура для передачи и приёма радиоволн (радиоаппаратура).
- Актёр, снимающийся в кинофильмах (киноактёр).
- Машина, предназначенная для перевозки леса (лесовоз).
- Человек, который любит трудиться (трудолюбивый).
- Информация о текущих событиях средствами кино (киноинформация).
- Восприятие человеком окружающего мира, действительности (мировосприятие).
Задание для команды “Петух”.
- Любящий мир, согласие, не склонный к вражде, ссорам, войнам (миролюбивый).
- Гонки на мотоциклах (мотогонки).
- Похожий на нить, в виде нити (нитевидный).
- Новое, недавно выстроенное здание, сооружение (новостройка).
- Машина, дробящая камни (камнедробилка).
- Судно, приводимое в движение паровым двигателем (пароход).
- Полоса лесных насаждений (лесополоса).
- Автоцистерна, специально оборудованная для перевозки бензина (бензовоз).
- Модель летательного аппарата (авиамодель).
- Специально оборудованное помещение для сушки зерна (зерносушилка).
3. Работа с деформированным текстом.
Стук в дверь.
– Кто там?
– Это я, почтальон Печкин. Принес вам письмо из Ошиблики. (Входит ребёнок, исполняющий роль почтальона Печкина).
Содержание письма зачитывается.
“Дорогие ребята!
Пожалуйста, помогите выбраться из страны Ошиблики, убежища всех-всех ошибок. Нам очень надоело здесь находиться. Теперь мы будем рады выслушивать от учителей про себя разные разности и усердно готовить уроки. Знали бы вы, как ужасна эта страна! Только здесь существительное может изменяться по родам, поэтому по улицам ходят она – “девочка”, оно “девочко” и он “девочк”. В буфете можно купить то вкусный компот, то невкусную “компоту”, то непонятно какое “компото”. Чтобы нам покинуть страну Ошибок, необходимо правильно записать текст, а так как мы правила о правописании приставок -пре– и -при– не учили и получали двойки, самим сделать это не под силу. Мы уже обращались за помощью к толковому словарю Ушакова и вместо слов с этими приставками поставили объяснение их значений. Теперь не стало ни одной приставки –пре– и -при-, -пред-. С глаголами мы особенно не церемонились и образовали различные формы. У нас почему-то получилась полная бессмыслица, а как исправить – не знаем. Помогите! Не вечно же оставаться в стране Ошиблике. Очень надеемся на вашу помощь”.
Петя Лентяйкин и Степа Недопонимаймов.
Текст для редактирования: “Всеми уважаемый начальник строительства “назвал свою фамилию и имя”, и его похоронили. Его “аппарат для улавливания радиоволн” сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошел юноша и “умер”.
– Я решил “обретаться” сюда, потому что хочу “чуть-чуть закрывать” в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу.
– А какая у вас специальность?
– Никакой.
– Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но “даём приют лодырей”. К работе можете “нарушить закон” завтра.
На другой день юноша пошел на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, что-то объяснял девушке-бетонщице, а она, видимо, “чуть-чуть запиралась” с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было “побочное” “спектакль” о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело “добавился” работе. Его хвалили, и это стало “изменически выдавать” ему силу. Трудности его не пугали”.
4. Игра “Кто быстрее?”
В одной из радиопередач звучала такая песенка: “Слово делится на части, ах, какое это счастье! Может каждый грамотей делать слово из частей!” По предложенным схемам командам нужно составить слово.
5. Игра “Угадайка”. Угадать, о какой орфограмме идет речь, записать любое слово на эту орфограмму.
- Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на –ст, -щ.
- Орфограмма находится в окончании после буквы, обозначающей шипящий звук. Выбор зависит от места ударения в слове.
- Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится существительное.
- Орфограмма находится между корнем и приставкой, оканчивающейся на твердый согласный, пишется перед е, ё, ю, я.
- Орфограмма находится в приставке. Выбор написания зависит от того, какой звук (звонкий или глухой) обозначает первая буква корня.
- Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными. Выбор зависит от значения корня.
- Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными. Выбор зависит от того, есть ли после корня суффикс а.
- Подведение итогов конкурса. Домашнее задание: “Составить словарную диктовку на изученные орфограммы”.