Образовательная программа общевоенной подготовки кадетов

Разделы: ОБЖ


Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.

Общевоенная подготовка должна быть тесно связана с воинским воспитанием. При этом особое внимание должно быть уделено воспитанию у кадет беззаветной преданности Отечеству, выработке у них высокого создания общественного и воинского долга, дисциплинированности, любви к военной службе.

Обучение кадет по общевоенной подготовке организуется и проводится в соответствии с требованиями приказов МО РФ, общевоиских Уставов ВС РФ, наставлении курса стрельб, с положением о кадетском классе и настоящей программой.

Общевоенная подготовка в кадетском классе МОУ “Славянская СОШ” проводится с целью обеспечения готовности стать на защиту Отечества, привития высоких моральных и волевых качеств, формирования и развития у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе.

Главная задача общевоенной подготовки кадетов в том, чтобы ознакомить с их будущей профессией (ввести в специальность) и организацией учебно-воспитательного процесса в ВВУЗах МО РФ, дать учащимся необходимые знания и выработать навыки их действий как солдат в современном общевойсковом бою, закалить обучаемых физически и воспитать у них веру и убежденность в правильности выбранного жизненного пути.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для учащихся 6 – 7 кл. I – год обучения (ниже представлен учебно-тематический план I года обучения), 8 – 9 кл. II – год обучения, 10 – 11 кл. III – год обучения.

Ежегодно на обучение кадетов по программе отводится 192 часа. Занятия проводятся 6 часов в неделю по академическому часу.

Основная подготовка кадетов осуществляется согласно настоящей учебной программе.
В ходе подготовки кадеты изучают основные положения общевоинских  уставов, элементов строевой подготовки, правила стрельбы из стрелкового оружия, способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта. Содержания и порядок выполнения приемов армейского рукопашного боя, приемы самостраховки. Признаки, указывающие на изменение погоды, сигналы бедствия, разновидности костров, способы приготовления и хранения продуктов питания. Действия как солдата в современном общевойсковом бою, умение обращаться со средствами индивидуальной защиты, правила оказания первой медицинской помощи.

В процессе обучения каждый кадет должен научиться пользоваться огнестрельным оружием (пневматическая винтовка, автомат Калашникова) и выполнить начальное упражнение стрельб из данного вида оружия. Обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы с оружием и без оружия. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту. Выполнять предусмотренные программой упражнения, приемы армейского рукопашного боя. Добывать и очищать воду, добывать огонь, оборудовать укрытие от непогоды, добывать пищу.

Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности. Во время трёхгодичной общевойсковой подготовки кадетов педагогами школы, продолжается изучение морально-психологических, физических, организаторских и других качеств обучаемых,   которые учитываются при окончательном выборе для поступления в то или иное высшее военно-учебное заведение.

Планирование общевоенной подготовки осуществляется в соответствии с требованиями данной программы. Оно должно обеспечивать полное и качественное ее выполнение, комплексное изучение всех разделов программы, а также изучение соответствующих тем в тесной связи с другими предметами обучения.

На первом году обучения к основным общевойсковым дисциплинам добавляется дисциплина “Выживание в экстремальных условиях природы”, на втором году обучения – “Следопытство”, на третьем – “Парашютная подготовка”.

Для закрепления знаний и навыков по общевоенной подготовке на завершающем этапе первого года обучения проводится 3-х дневный пеший поход, второго года обучения – сплав по реке Иртыш, третьего года обучения военно-полевые сборы и прыжок с парашютом.

В целях предупреждения несчастных случаев, предупреждения травматизма на занятиях доводятся до обучаемых необходимые требования безопасности. Лично проверяются, безопасные условия для проведения занятий, перед занятиями обязательно убедиться, как обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности, в ходе занятий контролируется соблюдение требований обучаемыми.

Модель выпускника кадетского класса:

  • Личность с высоким уровнем самосознания, деятельность которой направлена на самосовершенствование;

  • Личность с развитыми потребностями в знаниях, умениях, способностях, занимающаяся самосознанием;

  • Личность свободная, обладающая чувствами собственного достоинства, ответственности, гражданственности, сознающая свои права и права других людей;

  • Личность гуманная с развитыми чувствами милосердия, доброты, с коммуникативными особенностями, любви ко всему живому;

  • Физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.

Итогом  реализации дополнительной образовательной программы является участие и результаты кадетов в муниципальных и областных научно – практических конференциях, муниципальных соревнованиях, посвященных “Дню защитников Отечества”, муниципальном и областном турнире “Орлята России”.

Учебно-тематический план I года обучения

№ п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Всего

1

Уставы ВС

3

5

8

2

Строевая подготовка

1

11

12

3

Огневая подготовка

2

18

20

4

Тактическая подготовка

2

12

14

5

Радиационная, химическая и биологическая защита РХБЗ

1

9

10

6

Военная топография

1

11

12

7

Рукопашный бой

2

32

34

8

Выживание в экстремальных условиях

6

10

16

9

Военно – медицинская подготовка

2

8

10

10

3-х дневный пеший поход  

56

56

  Итого часов:

20

172

192

К концу I года обучения воспитанники должны:

З н а т ь: положение о кадетском классе, требования воинской дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки ИЖ -38, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий. Историю развития оружия массового поражения, сигналы оповещения ГО. Способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта. Содержания и порядок выполнения приемов армейского рукопашного боя, приемы самостраховки. Признаки, указывающие на изменение погоды, сигналы бедствия, разновидности костров, способы приготовления и хранения продуктов питания. Правила наложения стерильных повязок, что такое раны и их классификация, правила выполнения процедур по уходу за ранеными.

У м е т ь: обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки. Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту. Выполнять предусмотренные программой упражнения, приемы армейского рукопашного боя. Добывать и очищать воду, добывать огонь, оборудовать укрытие от непогоды, добывать пищу (охота, рыбная ловля). Вязать узлы.

Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.

Содержание дополнительной образовательной программы

I года обучения

1. Общевоинские Уставы ВС РФ

Тема 1. Положение о кадетском классе.

Задачи и цели кадетского класса. Организация обучения и воспитания кадет. Обязанности и правила проведения кадет.

Тема 2. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих.

Тема 3. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Обращения к начальникам и старшим. Воинское приветствие.

Тема 4. Воинские звания и знаки различия.

Тема 5. Суточный наряд, порядок назначения, состав и вооружение. Обязанности дежурного и дневального по роте. Оборудование и оснащение поста.

Тема 6. Действия очередного дневального при прибытии в роту прямых начальников и военнослужащих не своей роты в случае тревоги и пожара. Обязанности дневального свободной смены.

Тема 7. Особенности внутренней службы при расположении подразделений на полигонах (в лагерях).

2. Строевая подготовка

Тема 1. Строи и их элементы. Обязанности солдата перед построением и в строю. Предварительная и исполнительная команда. Ответ на приветствие на месте.

Тема 2. Строевая стойка. Выполнение команд "Становись", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить".

Тема 3. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Движение походным шагом.

Тема 4. Движение строевым шагом.

Тема 5. Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

Тема 6. Выход из строя, подход к начальнику и отход от него.

Тема 7. Строи отделения, взвода, роты в пешем порядке.

3. Огневая подготовка

Тема 1. История развития стрелкового отечественного оружия.

Тема 2. Назначение, общие характеристики, устройство и назначение механизмов пневматической винтовки ИЖ-38

Тема 3. Работа и взаимодействие механизмов пневматической винтовки при заряжании и выстреле. Чистка, смазка, хранение.

Тема 4. Меры безопасности при стрельбе и порядок выполнения стрельбы в тире.

Тема 5. Приемы и правила стрельбы из пневматической винтовки. Изготовка, прицеливание, нажатие на спусковой крючок, дыхание.

Тема 6 – 9. Подготовительные, вспомогательные и основные упражнения по стрельбе. Стрелковые игры.

Тема 10. Зачёт.

4. Тактическая подготовка

Тема 1. Современный общевойсковой бой и его характеристики, цель и виды боя. Средства поражения, их условные тактические обозначения. Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач.

Тема 2. Боевой и походный порядок отделения. Обязанности солдата в бою.

Тема 3. Вооружение и военная техника мотострелковых подразделений ВС РФ.

Тема 4. Действия солдата в бою. Способы передвижения солдата в бою. В пешем порядке, перебежками, по-пластунски.

Тема 5. Тактико-специальная подготовка. Постановка боевой задачи. На ящике с макетом местности детальная разработка плана. Подготовка вооружения и снаряжения. Марш-бросок на 3 км с движением по азимуту или карте. Разведка наблюдением объекта. Оборудование дневки, устройство и маскировка укрытий. Выполнение элементов выживания: добывание и очистка воды; добывание огня; поиск и приготовление пищи и т.п., преодоление препятствий (преград). Оказание I-ой помощи пострадавшему.

5. Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ)

Тема 1. История развития оружия массового поражения (ОМП).

Тема 2. Респиратор, ПТМ, ватно-марлевая повязка, их назначение, защитные свойства, порядок изготовления их и пользование ими.

Тема 3. Фильтрующие противогазы, их назначение и устройство. Проверка исправности, набор шлем-маски, сборка и укладка противогаза. Правила ношения и пользования им.

Тема 4. Средства защиты кожи. ОЗК, Л-1 их назначение, устройство и правила пользования ими.

Тема 5. Тренировочные занятия. Выполнения личным составом нормативов по одеванию средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Тема 6. Зачёт.

6. Военная топография

Тема 1. Местность как элемент боевой обстановки. Местность и ее значение в бою. Тактические свойства местности.

Тема 2. Ориентирование на местности без карты. Сущность и способы ориентирования на местности. Определение сторон горизонта различными способами. Выбор ориентиров. Компас и приемы работы с ним.

Тема 3. Движение по азимутам. Магнитный азимут. Определение и выдерживание направлений на местности. Подготовка данных для движения по азимутам. Порядок движения, обход препятствий и точность движения по азимуту.

Тема 4. Зачёт.

7. Рукопашный бой

Тема 1. Ознакомление с рукопашным боем. Краткий экскурс, создание представления о структуре рукопашного боя.

Тема 2. Необходимая оборона. Соблюдение законности при самообороне.

Тема 3. Приемы самостраховки при падении набок, спину и грудь относительно стойки (с высоты, со стойки, с колен).

Тема 4. Боевые стойки и передвижения. Левосторонняя и правосторонняя стойки. Передвижения: шагом, бегом, прыжками (скачками), кувырком, перекатом и ползком.

Тема 5. Техника удара руками и защита от них. Удары прямые, боковые. Блоки: нижний, верхний, средний изнутри, средний снаружи.

Тема 6. Техника ударов ногами и защита от них. Удар ногой вперед, в сторону, назад, круговой вперед, назад, удар по дуге внешней и внутренней частью стопы. Защита скручиванием, нырком, отрывом, подсадом.

Тема 7. Техника борьбы в стойке. Передняя и задняя подножка, защита от них. Защита и контратака захватом за туловище, туловище-нога, обе ноги, руки и голова, руки и туловища, бросок через спину.

Тема 8. Техника борьбы в паре. Выход под противником из положения лежа на спине, на животе, на колене. Болевые приемы на локтевой и голеностопный суставы.

Тема 9. Способы и техника освобождения от захватов. Освобождение от захвата одной рукой за одну руку первым, вторым и третьим способом, от захвата двумя руками за руку, от захвата за волосы, за шею сзади одной рукой, спереди двумя руками, двумя руками за туловище сзади и спереди.

Тема 10. Учебные спарринги. Проводятся согласно правилам соревнований по армейскому рукопашному бою.

8. Выживание в экстремальных условиях природы.

Тема 1. Введение в курс “Выживание в экстремальных условиях природы”.

Тема 2. Обеспечение водой. Добыча и очистка и перегонка воды. Опасности, связанные с употреблением не пригодной для питья воды.

Тема 3. Обеспечение огнем. Типы костров. Способы получения огня при отсутствии спичек.

Тема 4. Оборудование укрытий от непогоды при кратковременном, долгосрочном пребывании в различное время года.

Тема 5. Обеспечение продуктами питания. Растительная пища. Пища животного происхождения, охота, рыбная ловля, нетрадиционная пища.

Тема 6. Приготовление пищи. Способы приготовления продуктов питания. Гигиена питания.

Тема 7. Сигналы бедствия. Способы подачи сигналов бедствия. Их разновидности.

Тема 8. Узлы – основные, страховочные. Узлы при переправе для страховки.

Тема 9. Гигиена в полевых условиях. Содержания тела в чистоте. Гигиена одежды и обуви.

Тема 10. Признаки, указывающие на изменение погоды. Признаки устойчивой ясной погоды, перемены ясной погоды на пасмурную, устойчивой ненастной погоды, перемены ненастной погоды к ясной.

9. Военно-медицинская подготовка

Тема 1. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения.

Тема 2. Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь.

Тема 3. Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности.

Тема 4. Правила наложения стерильных повязок на промежность и нижние конечности.

Тема 5. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Тема 6. Понятие о синдроме длительного сдавливания. Повреждение внутренних органов.

10. 3-дневный пеший поход

Закрепление знаний и навыков по общевоенной подготовке.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2