Проект-программа "Родничок" по формированию толерантной культуры дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
  • Семейный кодекс РФ (1995).
  • Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
  • Закон “ Об образовании” (1992).
  • Конституция Российской Федерации.
  • Конституция Республики Татарстан.
  • “Национальная доктрина образования Российской Федерации”.
  • “Федеральная программа развития образования”.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Программа по воспитанию детей и молодежи на 2002 и 2004 годы Министерства образования РФ.

Главная задача государства и общества по отношению к детямобеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:

Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

– этика и стратегия ненасилия,

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа “Я” и самооценки.

Татарстан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили нас начать разработку данного проекта. Работа была начата с анализа состояния работы ДОУ по толерантному воспитанию детей.

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:

1. Недостаточная компетентность педагогического коллектива по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально– нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в воспитательном– образовательном процессе ДОУ.

2. Слабая методическая база ДОУ.

3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.

4. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ – низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

5. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.

6. Острообозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.

Решения данных проблем составляют цель исследования, которые легли в основу проекта “ Родничок”.

Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи данного проекта:

1. Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.

3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.

5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

Проект составлен для детей 5-7 лет. Модель формирования толерантного поведения разрабатывается педагогическим коллективом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий.

В основе содержания:

1. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.

3. Сообщение знаний о других людях в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада)

Процесс реализации проекта по формированию толерантного поведения включает три основных блока:

Информационно-аналитический – выявить проблемы по каждому направлению.

Экспериментально-исследовательский – подбор методик для исследования по проблемам толерантности в системе: педагог – дети – родители.

Практико-деятельный – изучение и накопление информационного материала к собственной практической деятельности.

Дошкольный возраст является сенситивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания современной семьи вырастает новое поколение детей, не умеющих выстаивать отношение со сверстниками, со старшим поколением. Поэтому важно объединение усилий семьи детского сада и социальных институтов.

В основу содержания легли:

– работа с педагогическим коллективом,

– работы с детьми,

– работа с семьей воспитанников ДОУ.

Работа с педагогическим коллективом предполагает следующие формы работы:

– повышение профессиональной компетентности каждого педагога через систему семинарских занятий-практикумов под научным руководством преподавателя Набережночелнинского педагогического колледжа Разовой А.В.

– выявление, обобщение и распространение передового опыта среди педагогов ДОУ

– проведение мастер – класса,

– системное самообразование педагогов,

– творческие мастерские, конкурсы,

– проектная деятельность,

– выход в СМИ (представление опыта работы в педагогических журналах РТ и РФ).

Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации проекта -программы является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов психолого-педагогического воздействия, использования инновационных технологий и национального регионального компонента. В связи этим особую важность приобретает формирование навыков успешного социального развития через следующие основные виды активной деятельности ребенка:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человек”, устный народный фольклор народов РФ.

3. Система блочных занятий.

Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект-субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,

– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

Данные занятия позволят реализовать стратегию обществоведческого образования и позволят сконструировать педагогический процесс с учетом минимальной нагрузки на детей, предусматривает баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной и интеллектуальной активностью дошкольника.

Распределение изучаемого материала по неделям предполагает одно специально организованного занятия, как занятие познавательного цикла, а также и двух-трех игр или упражнений для закрепления изучаемого материала. (См. приложение перспективного планирования занятий)

4.Проектная и исследовательская деятельность:

Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры.

В ДОУ начата работа по разработке проектов “Мой город”, “Герб нашего детского сада”.

В группе № 2 оформлена “летопись семьи в годы Великой Отечественной войны”, “Генеалогическое древо моей семьи”.

5.Проведение тематических праздников, дней и недель:

– День вежливости,

– День прав ребенка,

– День добрых дел,

– Мы помощники и т.д.

6. Издание групповых тематических газет и плакатов.

Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.

7.Тренинги со старшими дошкольниками по освоению социальных норм.

– разрешение проявления агрессивности у детей по принципу “ Здесь и

сейчас”,

– коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и

взаимодействию друг с другом и т.д.

8.Целевые экскурсии по городу, посещение музеев, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, почетными людьми города.

Основные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

1. Проведение круглого стола с приглашением специалистов психологического центра “Диалог”.

2. Проведение тренингов, семейных игротек.

3.Тематические дни в ДОУ совместно с Центром Дружбы народов “Родник”.

4. Консультативный пункт.

5. “Родничок” – (школа молодых родителей).

6. “ Почемучка” – (школа родителей будущих превоклассников).

7. Клуб “ Все обо всем” совместно с психологическим центром “ Диалог”.

8. Выпуск тематических групповых газет.

9. Целевые экскурсии совместно с детьми по городу. Встреча с интересными людьми.

В целях координации и контроля реализации проекта ежеквартально будут проводиться совещания участников проекта, контрольные срезы и проверки соответствия проведения работы по плану, отслеживание количества и качества показателей по его выполнению, с анализом проблем.

Также, работа по проекту предполагает:

– преемственность работы со школой по повышению качества работы по национальному воспитанию и образованию детей, увлечение охвата поступление детей в национальные классы.

Было предусмотрено тесная связь с социальными институтами:

– ИНПО, педагогическим колледжем (научное руководство),

– Психологическим центром “Диалог” – психологическое сопровождение

работы с семьей,

– Центром Дружбы народов “ Родник”.

Предполагаемые результаты работы по проекту.

1. Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.

2. Снижение уровня агрессивности детей и родителей.

3. Повышение уровня знания о культуре своего народа и народов Поволжья.

4.Повышение уровня этнического самосознания педагогов и родителей.

5.Повышение охвата обучения детей на родном языке с последующим обучением в национальных классах:

Литература:

1. Т.В.Макарова, Г.В.Ларионова “ Толерантность и правовая культура дошкольников”

2. “Политкультурное воспитание дошкольников через национальные традиции” План – программа, методические и практические материалы из опыта работы. г. Заинск, 2008 г.

3. “Я – маленький гражданин Заинской земли” Программа формирования личности гражданина Заинского муниципального района. Заинск , 2007 г.

4. “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, Казань 2001г.

5. Г.Н.Данилина “Дошкольнику – об истории и культуре России”, Москва 2005 г.

6. “Воспитание детей на традициях народной культуры” Программа, разработки занятий и мероприятий, П.В.Ватаман. Волгоград. 2008 г.

7. “Мой родной дом” Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Москва, 2004 г.

8. “Татарская поэзия и фольклора в детском саду” составитель Р.А.Файзуллина Казань, 1982 г.

9. “Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста” Л.В.Коломийченко. г. Пермь, 2002 г.

10. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития” Л.В.Коломийченко. г. Пермь, 2002 год.

11. Н.Н.Заведенко “Как понять ребенка”

12. Л.В.Строгонова “Воспитание толерантности” М. 2007 г.

13. “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.