Внедрение современных технологий обучения широко охватывает и воспитательный процесс. Развитие воспитательных технологий в образовательном процессе характеризуется повышенным интересом к проблеме разработки и использования социально-значимых проектов. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о проекте как о новой воспитательной технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в воспитании подрастающего поколения.
Метод социально-значимых проектов, который широко используется в воспитательной практике лицея, предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, организовывать обучение в сотрудничестве, позволяет напрямую затрагивать и решать социальные проблемы.
Главные цели введения в воспитательную практику метода проектов:
- научить отдельного ученика или группу учеников использовать приобретённый в лицее исследовательский опыт;
- реализовать интерес к определённой социальной проблеме; приумножить знания о ней, найти пути решения и донести это до заинтересованной аудитории;
- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Существуют различные варианты создания и внедрения в жизнь социально-значимых проектов и пути их реализации. Я остановлюсь на основных воспитательных программах, существующих в лицее и социально-значимых проектах, реализуемых в рамках этих программ.
Комплексно-целевая программа “Патриотическое воспитание учащихся лицея на 2006–2010 годы” разработана в соответствии с Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы”. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, её основные компоненты позволяют формировать у лицеистов чувство высокого патриотического сознания, верность своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основная цель – совершенствование системы патриотического воспитания, формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины.
В рамках этой программы реализованы следующие социально-значимые проекты: “60 книг о войне”, “Орден в моем доме”, “Летопись об участниках ВОВ”, “По праву памяти”, “Бердск во время войны”, “Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография”, “Война в судьбе моей семьи, в судьбе моей страны”.
Программа “Творчество” построена на основе интеграции формального и неформального образования в процессе реализации социально-значимых проектов. Содержание программы составляют такие проекты, как “Здравствуй лицей”, “Учитель – профессия вечная на Земле”, “Человек пожилой – это мудрости клад”, “Весну встречаем, зиму провожаем”, “Песни военных лет”.
Традиционными стали лицейские балы: 19 октября, посвящённый Дню лицеиста и в июне – выпускной бал. Проекты “Юности первый бал”, “Лицейский бал” – литературно-исторические проекты культурно-эстетической направленности. Красота и великолепие этих необыкновенных мероприятий позволяет почувствовать атмосферу пушкинского времени, развить творческие способности и таланты учащихся. Царящая на балах атмосфера требует особого стиля одежды, знания норм поведения и светского этикета, помогает ребятам реализовать потребность в общении. В подготовке к балу принимают участие все: лицеисты-старшеклассники, учителя и родители.
Проект “Вокальная студия” (успешно действует уже в течение 4-х лет) направлен на создание творческого, многожанрового, мобильного коллектива вокалистов из числа обучающихся лицея и жителей микроучастка, способного успешно концертировать как в лицее, так и за его пределами.
На вокальную студию ложится основная нагрузка в проведении лицейских мероприятий: концертов, утренников, вечеров; участие в городских и областных конкурсах и фестивалях.
К 2006 году в лицее разработана и апробирована технология организации коллективных творческих дел (далее КТД) на основе проектной методики. Работая по системе КТД, мы отмечаем по достоинству преимущество этой воспитательной технологии, которая обеспечивает, по В.А.Караковскому, “крупные дозы воспитания”. В основу технологии положена идея о попеременной смене ролей участников, освоение новых социальных ролей. В разнообразные ключевые дела вовлечён весь коллектив лицея. Особое место в каждом проекте занимает предварительное исследование проблемы, результаты которого наполняют содержанием общелицейские мероприятия.
В основу КТД положен принцип интеграции научно-исследовательской работы и культурно-эстетического воспитания в процессе проектной деятельности. Продуктами инновационной проектной деятельности (в зависимости от целей и задач) являются массовые лицейские проекты широкого масштаба. Яркими примерами являются следующие КТД:
1) “Послание внеземным цивилизациям”. В этом году лицей отмечал свой 25-летний юбилей. Основным содержанием данного КТД являлось создание летописи нашего образовательного учреждения. Творческие группы от каждого класса, совместно с членами родительского комитета собирали материал об истории лицея, его учителях, выпускниках, достижениях за 25-летний период, о настоящем и будущем лицея.
2) “Моя малая Родина” – посвящён 290-летию города Бердска. В рамках этого КТД были реализованы такие проекты как конкурс рисунков на асфальте “Любимый город”, спортивно-развлекательная игра “Вместе всем весело”, интеллектуальный марафон “История нашего города”, концерт для ветеранов ВОВ.
Коллективные творческие дела предоставляют замечательные возможности для подготовки учащихся к самоуправлению. В ходе подготовки и проведения КТД его участники осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, осмысливают результат.
Поиски инноваций в ученическом самоуправлении сегодня ведутся в различных направлениях. К новому в самоуправлении относятся принципы его построения: гуманизация, утверждающая непреходящие ценности общекультурного наследия человечества, дифференциация, основанная на выявлении и развитии у лицеистов их склонностей и способностей, природосообразность, максимально учитывающая особенности ребёнка при его обучении и воспитании, системность (преемственность и комплексность знаний). Смысл ученического самоуправления состоит в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления. В том, чтобы эта коллективная, самостоятельная, творческая, активная деятельность позволяла им влиять на школьную политику. Самоуправление в нашем лицее входит в общую структуру управления. Объектом самоуправления учащихся в лицее является жизнь ученического коллектива.
В начале своего пути самоуправление в лицее было связано с организацией досуга, отдыха, развлечений: День дублёра, дискотеки, новогодние утренники. По мере развития всё больше места стало отводиться общественно-полезным делам, направленным на организацию жизни, учёбы, труда учащихся, на их участие в управлении лицеем, на защиту их прав и интересов. По инициативе ребят проводятся благотворительные акции “Неделя добра”, “Твори добро”, выездные концерты для детей детского дома в г.Искитиме и приюта в г.Бердске, сбор и мягких игрушек, тренинги в начальной школе “Здоровый образ жизни”.
Расширяется круг актива. В начале июня 2006 года ребята приняли участие в работе летнего образовательного лагеря “Молодёжная инициатива – 2006”, организаторы – Общероссийская общественная организация “Российская Ассоциация навигаторов/скаутов”, группа “Активное развитие”.
Ученическое самоуправление развивается более интенсивно, если оно не замыкается в рамках своей школы и активно сотрудничает с другими аналогичными структурами, с молодёжным парламентом города и области.
Пропаганда здорового образа жизни является основной целью, действующей в лицее Программы “Здоровье”. Организация спортивно-массовых мероприятий, лекториев, Дней здоровья и экологической безопасности, встреч с врачами-специалистами по профилактике вредных привычек
Комплексно-целевые программы, социально-значимые проекты, реализуемые воспитательной системой лицея, говорят о том, что лицей – это образовательное учреждение с собственным укладом, традициями, отношениями, ресурсами. Воспитательная система лицея гармонично интегрирует основное и дополнительное образование, способствует творческому развитию субъектов образовательного пространства, целенаправленно развивается. Об этом свидетельствуют и призовые места в конкурсах социально-значимых проектов различного уровня.