Цели и задачи: формирование умения использовать выразительные средства в изображении предметов; развивать творческие способности и эстетический вкус; воспитывать чувства патриотизма, сопереживания к окружающей действительности; чувства прекрасного и умение восхищаться окружающим нас миром.
Оборудование: акварель, гуашь, карандаши; иллюстрации природы; стихотворения о природе; звуковая запись звуков природы; музыка П. И. Чайковского из альбома “Времена года”.
Ход урока
1. Оргмомент.
1. П р и в е т с т в и е.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока.
– Прочитайте тему нашего урока: “Я хотел бы природе помочь вот чем…”
3. Введение в тему урока.
1. Вступительное слово учителя.
(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла “Времена года”)
– Когда мы произносим слово Родина, перед нами раскрываются ее бескрайние просторы: богатые густые леса, необъятные степи, поля и горы, снега и пески, быстроводные реки, глубокие моря.
Родина начинается рядом с нами, где бы мы ни жили – на севере или на юге, в Сибири или на Урале, в маленьком поселке или в большом шумном городе.
– Послушайте поэтические строки Светланы Васильевой о нашей Родине:
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос, звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя, с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”.
(Учитель показывает иллюстрации природы художников-пейзажистов)
– “Родные просторы” у каждого свои. А что для вас значит это слово, вы попробуете нарисовать сами. Русские писатели, воспевая природу России, говорили еще и о том, что ее необходимо любить и беречь.
3. Продолжение беседы.
– Как вы догадались, разговор у нас с вами пойдет не просто о красоте и богатстве нашей природы, но и о взаимоотношениях человека и природы.
– Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотанием водопада, сиянием луны, дождем или радугой, пением птиц и порханием мотылька, шепотом трав и шелестом листьев. Присмотритесь внимательно вокруг! Вокруг нас красота природы!
(Продолжает звучать музыка П.Чайковского “Июль” из цикла “Времена года”).
2. Чтение учащимися стихов об отношении людей к природе:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни. (В. Берестов)
– Почему в этом стихотворении поэт говорит, что природа должна защищаться?
– От кого она должна защищаться?
Дети: – От человека.
– А почему от человека?
Дети: – Потому что человек строит заводы, вырубает леса, убивает зверей, браконьерничает, сливает в реки отходы, одним словом, уничтожает природу.
– Послушайте, как некоторые дети ведут себя по отношению к природе:
Женя в лесу гулял -
Муравейник раскидал.
В страхе прячут муравьи
Все личиночки свои,
А малыш пришел домой
И сказал, что он – герой.
– Как вы думаете, героический поступок совершил мальчик?
Дети: – Муравейники нельзя разорять, т.к. муравьи приносят пользу лесу.
Мальчик сделал острый меч
И давай кустарник сечь,
Да кричать здесь: “Я – храбрец!” –
Что он – вправду молодец?
– Что произойдет с кустарником, который порубил мальчик?
Дети: – Любые растения нельзя ломать, рубить просто так.
Посмотрите на “захапку”,
Нарвала цветов охапку,
А подумайте вы только:
Ну, зачем цветов ей столько?Кто-то у проселочных дорог
Старую траву весною жег,
Пламя быстро по лесу прошло
И деревья сразу обожгло.
– Чем страшны и опасны весенние пожары (палы) для леса и живых существ?
– Неужели человек – это только зло для природы?
– Что вы можете рассказать о заботливом и внимательном отношении человека к окружающему нас миру?
Дети делятся своими впечатлениями:
– Природа нуждается в защите каждого из нас: и маленького, и взрослого человека.
– Что мы сами можем помогать нашей природе: сажать деревья, делать домики для птиц, зимой вывешивать кормушки и подкармливать птиц, дети нашей школы весной украшают территорию школы замечательными цветниками. Все лето ухаживают за клумбами, что территория нашей школы самая красивая, благодаря, стараниями учителей и учащихся.
– Даже самое маленькое доброе дело каждого из нас может принести большую пользу – научит быть добрыми и заботливыми.
4. Физкультминутка.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим. (Дети поднимают руки вверх)
Дунул ветер – полетели. (движения руками из
Мы летели, мы летели, стороны в сторону)
И на землю тихо сели. (Дети приседают)
Вот снова ветер набежал
И листочки все поднял. (Кружатся на месте)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам)
5. Завершение беседы.
1. Чтение стихов: Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
2. Постановка задачи:
– Вы еще маленькие, но у вас есть желание помочь природе и это уже немало.
Давайте нарисуем, чем мы могли бы помочь ей. А может, здесь сидят будущие изобретатели, которые создадут чудо – роботов, которые будут собирать мусор на улицах и превращать его в живые цветы, или изобретут новое топливо для автомобилей, например, газировку, чтобы они больше не засоряли своими глазами атмосферу, а на трубы заводов изобретут фильтры для очищения отходов и превращения их в ароматные и полезные вещества. Пофантазируйте. Пусть пока ваши изобретения будут в виде рисунков на бумаге. Главное, что вы очень-очень хотите помочь природе!
6. Творческая практическая деятельность учащихся.
Самостоятельная работа учащихся.
Необходимо напомнить о правилах построения композиции, для размещения деталей рисунка.
7. Итоги урока.
1.Экспресс-выставка. Оценка удачных работ.
2. Уборка рабочих мест.