Задача: создать благоприятную эмоциональную атмосферу, помогающую пробудить в детях самых светлых, самых приятных воспоминаний о своих любимых местах, и желанию поделиться воспоминаниями с одноклассниками, учителем.
Цели: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному изобразительному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе; развивать познавательные потребности, интересы и творческие способности; формировать чувство патриотизма, начиная с внимательного и лирического взгляда на малую родину.
Оборудование: акварель, гуашь, карандаши, иллюстрации природы; стихотворения о природе; музыкальное сопровождение: П. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”, К.Дебюсси “Прелюдии”.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Приветствие.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок!
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Велика наша Родина, разнообразна и ее природа. Каждый уголок на нашей земле не похож на другой. Но бывает так, что какой-то из них запомнился и каждый раз тянет к себе неведомой силой. Там нравится чаще бывать, вспоминать проведенные дни. Мы, как бы хотим вернуться в то место еще и еще раз. Это может быть просто опушка леса, на которой собирается большое количество певчих птиц, за которыми интересно наблюдать и слушать их трели. У кого – то есть знакомый пруд, река, где летом купались и удили рыбу, а на зимних каникулах катались по льду на коньках. Для кого-то любимые места – это детская площадка и качели, или знакомые белоствольные березы в лесу, под которыми строили с друзьями шалаш и т.д.
– У каждого человека есть на земле самый дорогой и милый сердцу уголок.
2. Дети читают заранее подготовленные стихи. Звучит музыка. Учитель демонстрирует иллюстрации картин художников-пейзажистов.
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.У реки береза – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной поселка двор.В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александрова)Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля…
Все в природе замирает –
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес. (С. Дрожжин)Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…. (Осень)Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору, поникши, ели
Зелень мрачную хранят…Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит. (М. Лермонтов)
Пришла весна на место встречи,
Накинув бережно на плечи,
Платок в сиреневых цветах.
Дорога детства так знакома:
Сиренью улицы цветут,
И тороплюсь к родному дому,
Где так тепло, когда там ждут. (Н. Веденеева)Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири!... (З. Александрова)
3. Физкультминутка.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны –
Пусть растут для нашей мамы!
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
4. “Мне нравится в лесу больше всего…”
1.– Действительно, весной лес радует всех своим нарядом, свежей листвой деревьев, трав, цветов, весенним пением птиц. Летом в жаркую погоду человек найдет в лесу тень, прохладу.
Осенью лес дарит людям грибы, орехи, ягоды. А какой сказочный и величавый зимний лес!
Сколько таинственного и интересного можно встретить в лесу!
– Можно ли представить себе нашу планету без лесов?
– А кто из вас любит бывать в лесу? Что особенно нравится вам в лесу?
Дети: – Грибы собирать, слушать пение птиц и т.д.
– Как должен вести себя человек в лесу?
Дети: – Беречь лес, не сорить, не жечь костры, не ломать деревья ит.д.
– Всегда ли люди себя так ведут? Послушайте стихотворение А. Кондратьева “Как ты”:
И боль, и ласку
Чувствуют, как ты,
Вот эти звери
Или птицы,
Тебе для них
Не жалко доброты?
Ты им самим дай в этом убедиться.
Мне как-то летом с пастухом
Пасти коров пришлось.
Не чудо ли,
К нам белым днём
Пришел из леса лось!
Знакомились мы не спеша,
Травы нарвали пук
И подходили не дыша,
Он ел из наших рук!Воды давали в котелке,
Он робко все же пил,
Потом на солнечном лужке
С коровами бродил.
Он стал у нас почти ручной,
Хотя и дикий был,
Как только стадо шло домой,
Лось в рощу уходил.
С пятном он белым на носу,
И темным на груди
Охотник, будешь ты в лесу,
Не тронь его, пройди!
2. – Каждому человеку в лесу нравится что-то больше всего. Да и тема урока звучит так:
“Мне нравится в лесу больше всего…”
– Обратите ваше внимание, что предложение не закончено. Поскольку закончить его вам предстоит своими рисунками, изобразив место, которое вам нравится более всего.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.Нарисованным быть может
Или север, или юг,
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем.
4. Самостоятельная работа учащихся.
1. Выполнение пейзажа по представлению.
2. Требования к работам:
– компоновка в листе, соответствие
теме урока;
– живописность в образном решении работы;
– завершенность, общая выразительность,
обобщение работы;
– можно ли дать название работе.
5. Итоги урока.
1. Экспресс – выставка.
2. Уборка рабочих мест.