Цели и задачи: развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; формировать поэтическое видение мира; учить рисовать по представлению.
Оборудование: акварель, гуашь, кисти, карандаши, иллюстрации с изображением диких животных; плакат-указатель “Лесные домики”; фонограмма записи пения птиц леса.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Приветствие:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать!
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока.
– Тема сегодняшнего урока записана на доске. Давайте прочитаем ее вместе:
“Мои лесные друзья”.
3. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Но гулять мы будем не совсем обычным способом. Дело в том, что вам не придется даже вставать со своих мест.
– А куда мы с вами пойдем, догадайтесь сами.
(Я включаю аудиокассету с записью голосов птиц, она может тихим фоном звучать весь урок).
– Кто из вас отгадал, где мы с вами очутились?
Д. – В лесу!
– Для того, чтобы отправиться в путешествие по лесу, нужно совсем немного, сядьте поудобнее, настройтесь, а я прочту волшебные слова:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовой?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи –
Ты же видишь: мы свои!
– Ребята, а на лесной тропинке можно увидеть много сюрпризов.
– Вот и нас ожидает один сюрприз:
(Я на доске открываю указатель с надписью)
Л Е С Н Ы Е Д О М И К И
– Ребята, кто из вас научился читать, прочитайте надпись на указателе.
Д. – Дети читают: “Лесные домики”.
– Как вы думаете, а кто может жить в лесных домиках?
Д. – Птицы, животные, насекомые и т.д.
– Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете, чьи домики могут встретиться на лесной тропинке.
– Ну что ж, начнем!
– Смотрите, ребята! Вот какая– то записка. Давайте ее прочтем:
“Если хотите побывать в гостях у лесных жителей, то отгадайте эти загадки!”
2. Разгадывание загадок.
Я загадываю загадки о животных, вывешиваю на доску иллюстрации диких животных, прошу первоклассников рассказать, кто изображен на ней, где живет, чем питается, с кем дружит, после того, как отгадают загадку.
– Ну что, пойдем в гости к лесным жителям? Посмотрим, как они живут? Тогда слушайте!
Дети отгадывают загадки о животных, рассматривают иллюстрации.
Где живет он? В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать,
Очень любит он поспать.
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
(Дети хором) – Медведь!
– Ребята, а как называется дом у медведя?
– Верно, берлога. Она из веток, из стволов упавших деревьев.
Летом шубку серую,
А зимою – белую
Носит попрыгайчик
Боязливый?…
(Дети хором) – Зайчик!
– А какой домик у зайчика? Вот если, пошел дождик, куда зайчику спрятаться?
А на зайца под кустом
Струйки так и льются.
Обмахнуться бы хвостом,
Только хвост – то куцый.
– Итак, куда дальше мы идем погостить?
С ветки на ветку быстрый как мяч
Скачет по лесу ловкий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в лес ускакал.
Дети: – Это белка, она живет в дупле, где у нее на зиму хранятся запасы шишек и грибов.
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой,
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери,
Ты, смотри, меня не трожь –
Я колючий серый … (ёж)
– Ёжик живет в норке. На зиму он ложится в спячку, а в норке зимние запасы – все в кладовочке, по своим полочкам.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это – … (лось)
(На доске я вывешиваю иллюстрации диких животных)
– Вот какие вы молодцы! Все загадки разгадали. А теперь – отдохнем!
4. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Один, два, три, четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
5. Беседа о дружбе.
– Ну, ребята, мы хорошо прогулялись.
– Мы с вами заглянули в гости то к одному, то к другому лесному жителю. Побывали в медвежьей берлоге, у зайчика под кустиком, в норке у лисицы, забрались на высокую ель и подглядывали за тем, что делает в своем дупле белочка, приоткрыли дверь норки ёжика.
– Вдруг, на доске появляются одно за другим изображения экзотических животных – слона, крокодила, белого медведя, жирафа; домашних животных – кошки, собаки, поросенка, бычка.
Дети сразу подметили, что изображения этих животных надо убрать, т.к. тема нашего урока звучит “Мои лесные друзья”. Поэтому на уроке речь идет о лесных обитателях.
– Ребята, а кто такой друг?
Дети: – С другом мы играем, к другу мы ходим в гости, вместе веселимся, радуемся.
– А если другу плохо, грустно, он вдруг плачет, как вы себя ведете?
Дети: – Я его развеселю.
– Если он не знает, как решить пример, я ему подскажу…
– А если кто-то обижает вашего друга?
Дети: – Я буду его защищать.
– А если он заболел и не ходит в школу?
Дети: – Я пойду его проведаю и принесу ему гостинец.
– Получается, что друзья – это не только те, с кем мы вместе веселимся и играем, но прежде всего друзья помогают друг другу, заботятся, приходят на помощь в трудную минуту.
– Ребята, можно сказать, что люди и звери – друзья?
(Дети приводят примеры того, как люди помогают животным, защищают леса от пожаров.)
– Зимой, когда на улице холодно, злобно завывает вьюга, птичкам и зверюшкам нужна ваша помощь. Важно очень бережно относиться к лесу и его обитателям. Не разжигать костры, не сорить, не разорять птичьи гнезда, не губить без надобности растения и т.д.
– А как вы, ребята, можете помочь своим лесным друзьям?
Дети: – Я делал с папой скворечник весной.
– Я сыпал в кормушку зимой корм.
– Мы с друзьями в лесу тушили костер, – раздаются ребячьи голоса.
6. Творческая практическая деятельность учащихся.
1. Эмоциональный настрой.
– Вот и сегодня вам предстоит изобразить своих самых любимых лесных зверей
Учащиеся уже чувствуют свою причастность к очень важному и хорошему делу и готовы приступить к работе над рисунком. Кто-то видит муравьишку, несущего соломинку, ежика, принюхивающегося к созревшему грибочку, проворную белочку с кистью созревшей рябины возле своего дупла, дятла, тщательно очищающего могучую сосну от вредителей. Заяц, птички или волк могут стать героями детского творчества.
2. В ходе индивидуальной практической работы с малышами, я обращаю внимание детей
– на расположение рисунка на листе бумаги,
– формирование понятий “близко – далеко”,
– от общего к частному,
– на смешивание красок при раскрашивании.
7. Подведение итогов.
1. Игра “Загадки-шутки”
Снять усталость детей, внести нотку оживления помогут стихи – шутки:
Неуклюжий, косолапый
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем, нас не проведешь –
Этот зверь, конечно,… (Медведь)Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверек
Называется … (Ежик)У бедняжки нет берлоги.
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он … (Зайка)Я зимой в пушистой шубе,
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я – … (Белка)Эта рыжая плутовка
Кур ворует ловко-ловко.
Ей не скажешь: “Ну-ка, брысь!”
Этот зверь, конечно,… (Лиса)
2. Экспресс – выставка. Дети с удовольствием вывешивают свои работы “на выставку” и рассказывают творческий замысел своей работы.
3. Выбор лучших рисунков.
4. Уборка рабочего места.