Применение информационных компьютерных и цифровых технологий открывают неограниченные возможности для коррекционно – воспитательной работы, значительно повышают эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование личности инвалида по зрению. Это так же способствует включению ребёнка с нарушением зрения в мир современной цивилизации, овладению новейшими средствами получения информации для образования, интеллектуального развития, помогает детям стать самостоятельными, ответственными, независимыми, социально – мобильными и счастливыми. Компьютер выступает одновременно как инструмент познания окружающего мира, коррекции нарушений развития, диагностики, воспитания, реабилитации, профессиональной ориентации и социальной адаптации незрячих и слабовидящих школьников [2].
Незрячих и слабовидящих школьников нельзя обучать на любых компьютерах. Без обеспечения технических показателей нельзя серьёзно говорить об успешном освоении детьми информационной грамотности. Это объясняется тем, что от качества монитора и правильности его настройки зависит здоровье обучающихся. Приведём здесь конфигурацию рабочего места для обучения школьника с проблемами зрения:
– компьютер класса PENTIUM 300 MHz (лучше 450 и более);
– монитор 17'' (в некоторых случаях можно и 19'');
– программное обеспечение для работы слабовидящих пользователей;
– программное обеспечение речевого доступа к информации.
В операционной системе Windows предусмотрены специальные возможности для людей с ослабленным зрением: настраиваемые параметры экрана, вид и размер курсора, размера полосы прокрутки и др. Но этого может оказаться недостаточно. В таких случаях прибегают к некоторым специализированным программам – речевым синтезаторам. В работе используется программа “JAWS”, что означает “JOB access with speech” (рабочий речевой доступ). Она применяется незрячими людьми для работы с графическим интерфейсом операционной системы Microsoft Windows. Программа может озвучивать как текстовые файлы, так и каждое действие пользователя. Для удобства слухового восприятия можно менять в программе настройки тембра и звучания голоса, скорости произношения команд [3].
Рисунок 1.
Рисунок 2
В нашей школе – интернате широко используется читающая машина “Инфа – 100” [1]. Она обеспечивает незрячему человеку возможность чтения плоскопечатных текстов с помощью синтеза речи (рисунок 1). Сканер делает фотографию исходного текста и вводит её в читающую машину. В результате система распознания создает текстовый файл. Затем программа синтеза речи расставляет ударения в словах и произносит данный текст. Источником для чтения текста могут быть газетные вырезки, журнальные статьи, книги, учебники и т. д. Для работы на читающей машине не требуются специальные знания. Так как машина разработана специально для незрячих пользователей, поэтому различное качество бумаги и размеры документа не являются проблемой – система автоматически подбирает необходимую яркость и контраст для сканирования материалов. Текст, написанный в 2 колонки, распознается и читается корректно. Картинки и диаграммы игнорируются. Машина управляется с помощью специальной клавиатуры, поэтому обучающиеся работают на ней самостоятельно (рисунок 2).
Слабовидящие дети в работе и в повседневной жизни используют электронные лупы. На рисунке 3 изображена персональная электронная лупа, которая работает при подключению к монитору компьютера или телевизионному экрану. Лупа, по внешнему виду напоминающая компьютерную мышь, сканирует изображение и передает его на экран в увеличенном виде.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
На рисунке 4 представлена мобильная персональная электронная лупа. В ней сканируемое изображение появляется на встроенном экране. С помощью кнопок можно регулировать размер изображения, контрастность, четкость и т.д.
Рисунок 5.
Вот уже три года в коррекционно – воспитательном процессе мы активно используем телевизионное увеличительное устройство для слабовидящих детей “ElecGeste EM 302” (стационарная электронная лупа) (рисунок 5). Она полезна детям с нарушением зрения, имеющим предметное зрение. Чтение текста осуществляется при передвижении столика, при этом на экране ТВ монитора возникает изображение. В зависимости от формы патологии остроты зрения можно изменять параметры изображения: яркость монитора, контраст (электронная лупа способна повысить контраст читаемого текста в 2,5 – 3 раза), степень увеличения читаемого текста, размер шрифта. Электронная лупа позволяет читать текст в двух вариантах: чёрные буквы на белом фоне и белые буквы на чёрном фоне. При небольших степенях увеличения на экране монитора проецируется до 7-8 строк книжного текста. Передвижение столика строки на строку приводит к возникновению в поле зрения читающего, по периферии, движущихся объектов (букв). Эти посторонние раздражители ведут к зрительному утомлению. С целью выделения "объекта из фона" используют электронные "шторки", которые поднимаются на экране снизу и опускаются сверху [6].
Все вышеописанные средства облегчают и делают доступным получение достоверной информации для детей с нарушение зрения. Это в свою очередь повышает их познавательный интерес, способствует адекватному восприятию окружающего мира, развивает представление и мышление учащихся.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
В школе – интернате стало уже традицией подготовка и демонстрация различных презентаций и слайд – шоу на общешкольных и классных мероприятиях. Например, презентация использовалась при проведении концерта, посвященному Дню Победы. Слайд – шоу демонстрировалось на экране через DVD – проектор (рисунок6). Оно сопровождало всё мероприятие и состояло из военных фотографий. Дети сами через поисковую систему нашли в Интернете сайт с фотографиями того времени, отобрали те, которые,
по их мнению, наиболее полно отражали все стороны Великой Отечественной Войны. Далее с помощью программы “Photodex Pro Show Producer” учащимися они были объединены с один фильм. Демонстрируемые слайды соответствовали тематике отдельных выступлений на сцене, и были расположены в хронологическом порядке: от начала боевых действий до парада Победы. Использование презентаций на мероприятиях значительно расширяют познания детей по какой – либо тематике, способствуют развитию воображения и представления, обогащению чувственного опыта [4].
При проведении любого мероприятия используется музыкальное сопровождение. Оно создает соответствующую атмосферу, корректирует эмоциональное состояние детей, способствует созданию позитивного настроения детей. Музыкальное сопровождение учащиеся обдумывают и реализуют сами, являясь звукорежиссёрами и звукооператорами. Для исполнения песен дети находят в Интернете и скачивают фонограммы, называемые минусови (рисунок 7). Для создания попурри с помощью программы “Nero 8” дети делают нарезки песен, соединяя их в нужном порядке, меняют тональность, добавляют звуковые эффекты. В результате получаются своеобразные произведения. В качестве проигрывателей на мероприятиях дети используют ноутбуки, управляя фонограммами с помощью программ “Windows Media” или “Winamp”. Всё это способствует освоению мультимедийных программ, расширению знаний об Интернете, творческому и эстетическому воспитанию детей с нарушением зрения, коррекции слухового восприятия, повышению самооценки.
Информационные и цифровые технологии применяют в работе эстрадного кружка. С помощью программы “Sound Forge” ребята реализуют свои творческие способности: сочиняют музыку с помощью синтезатора, который является частью программы; записывают и совмещают для создания полноценной фонограммы звучания настоящих электрогитары, бас – гитары и электропианина. С помощью микрофона записывают голоса, накладывая их на фонограммы. Таким образом, создаются фонограммы как уже известных популярных песен так и песен собственного сочинения. Это в полной мере решает такую воспитательную задачу как раскрытие творческого потенциала незрячих и слабовидящих школьников.
У нас стало традицией проведение тематических конкурсов рисунков, сделанных с помощью графики “Paint” – рисование карандашом (рисунки 8 и 9). Надо отметить, что дети с большей охотой создают рисунки с помощью компьютерных программ, нежели рисуют карандашами или красками на бумаге. Это объясняется тем, что воспитанники получают широкие возможности для творчества при работе с графическим редактором. В программе очень легко выбирать инструмент для рисования (карандаш, баллончик с краской необходимого цвета), ластик для стирания нарисованных линий. Очень широкий выбор палитры способствует коррекции зрительного восприятия. Для удобства рисования дети используют такой инструмент программы как увеличение или лупа.
Рисунок 8.
Рисунок 9.
В воспитательном процессе активно используется демонстрация тематических художественных и документальных фильмов. Они сопровождают или дополняют воспитательные мероприятия. Например, при проведении викторины для начальных классов “В гостях у сказочных героев” демонстрировались отрывки из мультипликационных фильмов [5]. Необходимые видеофильмы и методические материалы педагоги находят в Интернете (рисунок10). Таким образом, происходит обмен опытом между педагогами, расширение знаний и совершенствование методической культуры воспитателей, что в свою очередь способствует повышению эффективности воспитательного процесса.
Рисунок 10.
Литература
- Аппаратно-программный комплекс читающая машина “Инфа – 100”. Практическое руководство. Лаборатория Электроники “ЭлекЖест”.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
- Информационные технологии в образовании – 2008// Сборник научных трудов участников восьмой научно – практической конференции-выставки 30-31 октября 2008 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2008.
- Научно – практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения // Сборник статей. Выпуск №1-№3. / Под ред. Кантара В.З. – М., 2001.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. М.: АРКТИ, 2005.
- Технические средства реабилитации инвалидов по зрению. Телевизионное увеличительное устройство для слабовидящих “ElecGeste EM 302”. Лаборатория Электроники “ЭлекЖест” Зерноград – 2007.