Межпредметные связи в проектной деятельности

Разделы: Физика, История и обществознание


В связи с повсеместным внедрением в образование профильного обучения перед школой был поставлен ряд новых задач:

  • переход от субъект–объектных отношений к отношениям, подразумевающим совместную деятельность учителя и ученика в образовательном процессе;
  • умение грамотно подходить к отбору информации и ее источников;
  • постановка ученика в позицию исследователя, первооткрывателя;
  • основным содержанием и результатом образования должно стать обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам проблемно-поисковой деятельности;

Однако существующая классно-урочная система образования не всегда позволяет обеспечить решение этих задач. Знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, часто не используются, не получают развития на другом предмете, иногда более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Так, в 7-м классе при вычислении физических величин использует дольные и кратные приставки. А навыки записи числа в стандартном виде отрабатываются на уроках математики только в 8-м классе. Можно привести еще ряд подобных примеров: при изучении истории Древнего мира в 5-м классе предполагается отработка навыков исторического пространства, при этом материал о материках и океанах изучается на географии лишь в 6-м классе.

Есть разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. В международной системе измерения физических величин принято массу тела измерять в килограммах, тогда как на уроках химии при решении задач требуют выражать массу в граммах. Подобные ситуации приводят к тому, что учащиеся допускают ошибки при решении задач на ЕГЭ.

Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов, т. е. не возникает идеи об использовании ЗУН, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о комплексном использовании их для познания мира и общества, для решения жизненных вопросов.

Во избежание возникновения подобных противоречий современная система образования должна ориентироваться на формирование метапредметных компетентностей таких, как

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
  • компетентность в бытовой сфере;
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Среди них одними из самых эффективных методов формирования данных компетентностей являются, на наш взгляд, проектный метод и реализация межпредметных связей. С учетом сложности и многогранности, поставленных перед школой задач, имеет смысл использование этих технологий комплексно, ибо все они, используя различные методы, способствуют достижению единой цели: формированию личности компетентной, со сложившимся мировоззрением и гражданской позицией.

Метод проектов способствует активизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности школьника, позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

В свою очередь, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке, в жизни общества и государства. Реализация межрпедметной интеграции играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками основными приемами познавательной деятельности, общими для всех наук.

Такая обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.

Комплексное применение этих технологий способствует решению такой проблемы современной школы, как увеличение учебной нагрузки, отрицательно влияющей на здоровье учащихся; повышает интерес к предмету, не являющемуся профильным, что немаловажно в условиях профилизации; формирует единую научную картину мира; социально значимые качества личности.

Работа над созданием индивидуального межпредметного проекта имеет ряд особенностей. Рассмотрим их поэтапно на примере школьного проекта «Уроки Чернобыля» (11-й класс, предметная область: физика-история):

1. Подготовительный этап.

А) выбор темы, позволяющей привлечь знания из двух или более предметов.

Этот этап представляется одним из самых важных, так как мотивирует учащихся к деятельности, поэтому необходимо, чтобы тема была интересна и актуальна. Уровень развития современной науки на данный момент таков, что практически любое новое знание находится на стыке двух, а то и более наук. С другой стороны, нельзя не отметить еще одну особенность развития современной науки: она оказывает все большее влияние на жизнь общества, более остро встает проблема моральной ответственности ученых за судьбу своих открытий.

Б) постановка задач исследования, исходя из выбранной темы. В данном случае задачи следует сгруппировать в соответствии с предметной областью, таким образом, в отличие от других проектов межпредметный будет содержать две или более группы задач.

Первая группа:

  1. Рассмотреть принципы работы реактора.
  2. Изучить этапы превращения энергии ядра в электрическую. (Предметная область – физика);

Вторая группа:

  1. Выяснить причины катастрофы.
  2. Исследовать степень влияния техногенной катастрофы на порядок функционирования органов власти.
  3. Определить, какие последствия имела катастрофа для общества и энегретической отрасли в целом.

В) определение методов исследования – как и в предыдущем случае, если науки не являются смежными, то методы исследования могут не совпадать. Если такой метод, как анализ источников, характерен для методологии любой науки, то такие методы, как историографический анализ и социологическое исследование применяются в основном в сфере гуманитарных наук, а эксперимент и расчеты – в естественных и точных науках.

Автор проекта рассчитала, какова была поглощенная доза радиации, проследила влияние ее на живые организмы; провела исследование объективности освещения катастрофы в СМИ и сделала вывод об особенностях политической ситуации в стране.

Сочетание различных методик исследования при работе над проектом поможет ученику в полной мере проявить свои способности, позволит индивидуализировать процесс обучения.

2. Планирование работы

А) планирование итогового продукта (формы представления результата)

Б) планирование способов сбора и анализа информации

В) составление плана. В том случае, если предметы не являются смежными, целесообразно разбить проект на отдельные направления (главы) в соответствии с предметами, в процессе исследования консультируют учащегося учителя – предметники. Так, консультации по проблемам первой группы задач проводила Сенцова М. А., учитель физики высшей квалификационной категории, по второй группе задач консультировала Золотарева Т. А., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

3. Исследовательская деятельность.

Сбор информации, решение промежуточных задач идет под непосредственным руководством научных руководителей

Основные формы работы: интервью, опросы, рассчеты, изучение источников, исторического материала. Организация экскурсий в Информационный центр БАЭС.

4. Оценка результатов работы происходит на этапе защиты проекта.

Так как на первом этапе мы выделяли несколько групп задач, то и этап оценивания предусматривает рефлексию в соответствии с этими группами – насколько были реализованы поставленные цели, правильно применены методы исследования, успешно прошла защита проекта.

Межпредметные проекты можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности: внеклассная работа является органической составной частью учебно-воспитательного процесса. В этом учебном году в канун 65-летия Победы для коллективного межпредметного проекта мы избрали тему «Ученые – физики на службе Отечеству: они ковали Победу» (предметная область: физика-история, 9-й класс),

Такой проект имеет свои особенности:

1 Подготовительный этап.

А) на 1этапе тема исследования была поделена на отдельные разделы; кадждый учащийся выбрал раздел в соответствии со своими интересами.

Б) постановка задач: сформулированы общие для всех разделов задачи

2. Планирование работы

Особенностью группового проекта на данном этапе является необходимость проводить общие консультации, целью которых является координирование работы учащихся. В ходе обсуждения вырабатываются единые требования к содержанию и оформлению индивидуальных заданий.

3. Оценка результатов работы

На этом этапе результаты группового проекта представляются в виде тематического вечера, рассчитанного на всю параллель. Групповой межпредметный проект

  • позволяет включить в деятельность большее количество учащихся;
  • использовать метод межвозрастной интеграции;
  • именно такие проекты позволяют в полной мере формировать компетенции культурно-досуговой деятельности

Применение метода проекта во внеклассной работе даёт свой результат: является еще одним стимулом повышения познавательной активности учащихся, развивает навыки самостоятельной деятельности, формирует целенаправленность, умение обобщать и систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности.

Презентация.