Цель:
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о его восходе и заходе.
- Воспитывать интерес к познанию.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная,
- работа в парах,
- индивидуальная.
Методы:
- словесный
- наглядный
- поисковый.
Литература:
- учебник «Мы и окружающий мир»
Оборудование:
- рисунок Солнца,
- глобус,
- лампа,
- футбольный мяч,
- горошина.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Отгадайте загадки:
Без него плачемся,
А как появится – прячемся.
Солнце.Кто-то утром, не спеша,
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Солнце.
2. Определение темы урока.
Как вы думаете, какая тема урока у нас будет?
Тема: Звезда по имени Солнце. (На доске)
(на доске Солнце с лучиками)
Стало в классе вдруг светлей
Эй, ребята, веселей!
3. Постановка учебной задачи.
- Какие сведения о Солнце вам уже известны?
- А достаточно ли нам этих знаний? Нужны ли нам они? Зачем? Как вы думаете?
- А что вы хотели бы узнать о Солнце?
Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё знаете о Солнце и хотите получить новые знания.
Поставим цели нашего урока.
Цели:
- Систематизировать знания о Солнце.
- Узнать что-то новое.
Что посылает нам на Землю Солнышко?
С неба смотрит Солнце
Миллионы лет.
Льёт на Землю Солнце
И тепло и свет.
4. Открытие новых знаний.
Сегодня у нас необычное Солнышко, его лучики несут не только тепло, но и вопросы. Наша задача ответить на эти вопросы.
1-й лучик.
Что такое Солнце?
Дополнительный материал:
- Температура Солнца на поверхности приблизительно 6000 градусов.
- У Солнца нет твёрдой поверхности, оно представляет собой раскалённый газовый шар.
Вы сказали, что Солнце большой огненный шар.
Почему оно нам кажется маленьким кружочком?
Дополнительный материал:
Солнце находится от Земли на очень большом расстоянии - 150 миллионов километров.
Практическая работа.
Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, это выглядело бы вот так: Солнце футбольный мяч, а Земля – горошина. (демонстрация)
Хорошо, молодцы!
2-й лучик.
Что произойдёт, если Солнце перестанет светить? Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
Дополнительный материал:
Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: СОЛНЦЕ - источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.
Я скажу вам, не тая –
Жить без солнышка нельзя!
5. Работа по теме урока.
3-й лучик.
Что происходит, когда Солнце освещает одну половину Земли? Какое там время суток?
Дополнительный материал:
- Солнце не просто светит днём, а оно-то и создает нам день.
- Все планеты Солнечной системы светят не своим, а отраженным солнечным светом. Как зеркала.
Проделаем опыт.
- Возьмём глобус и поставим его на столе и направим на него луч от фонаря.
- На каком материке мы живём? Найдите его на глобусе.
Что происходит с Землёй?
Как она вращается?
Дополнительный материал:
Земля вращается вокруг своей оси, против часовой стрелки.
Глобус и фонарик – демонстрация.
Понаблюдайте, как происходит смена дня и ночи.
На освещённой стороне – день, в тени – ночь.
- Сколько нужно времени Земле, чтоб сделать оборот вокруг оси?
6. Физминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
4-й лучик.
Руки вверх, проснулось Солнце
И тихонько поднялось
Наклонилось вправо влево
И в улыбке расплылось
Покрутилось, повертелось
На земную глянув ось
И с хорошим настроеньем
За работу принялось.
Мы побывали в планетарии. Там мы видели Солнце, Луну, небо, звёзды и созвездия. Подумайте, посоветуйтесь и ответьте на вопросы?
Работа в парах.
Эй, ребята выше нос
Солнце грусть не любит
И пускай работа в парах
Всем на пользу будет.
Работа с научной литературой (энциклопедиями).
5-й лучик.
- Где восходит Солнце?
- Где находится в полдень?
- Где заходит?
Памятка-запоминалка
- Восход – восток
- Заход – запад
6-й лучик.
Отгадайте загадку:
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит
Благодаря солнечному свету днём появляются тени от предметов.
7-й лучик.
Подумайте, какой прибор создал человек, наблюдая за тенью от Солнца?
Как прибор работает, расскажет ….
Наблюдения за тенью позволило человеку создать солнечные часы. У них вместо циферблата – расчётная площадка под открытым небом. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек. Взамен самих стрелок – тень от колышка. Ходит солнце по небу – ходит по площадке тень и точь-в-точь как часовая стрелка, показывает время.
- Как вы думаете, всегда ли можно пользоваться солнечными часами?
8-й лучик.
Знакомо ли вам явление «Солнечное затмение»
… расскажет о данном явлении
Луна, обходя земной шар, оказывается на одной линии между Солнцем и Землёй. Тень от Луны падает на Землю и заслоняет Солнце. Однако полное солнечное затмение, когда днём становится темно, наблюдается лишь в узкой полосе поверхности нашей планеты, так как Луна недостаточно велика, чтобы заслонить свет для всех сразу. Перед тем как Луна полностью закроет Солнце его свет создаёт эффект кольца с бриллиантом. Последнее солнечное затмение мы наблюдали 1 августа 2008 года.
9-й лучик.
В какое время суток ваши родители не разрешают быть на солнце без головного убора? Как вы думаете почему?
1-е мнение - Днём солнце самое активное, оно может быть вредным для здоровья, может быть ожог, может быть солнечный удар.
2-е мнение - Солнечные лучи очень полезны, т.к. под их воздействием в организме вырабатывается витамин Д. При его недостатке развивается заболевание – рахит.
Ребята, как вы думаете, кто прав?
Правы оба, но солнечные ванны можно применять только утром или вечером.
7. Закрепление.
Восстановите текст.
- Солнце это большой …(огненный) шар
- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда)
- Солнце … (центр) солнечной системы
- Солнце вращается вокруг своей …(оси).
- Солнце заходит на …(востоке)
- В полдень Солнце находится на …(юге)
- Самая короткая тень от Солнца … (в полдень).
8. Итог урока.
- Напоминаю цель, которую вы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, выполнили вы её?
- Что же такое Солнце?
- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
- Что стало новым для вас сегодня на уроке?
Рефлексия.
- Если урок для вас прошёл не зря, и вы узнали новое, интересное, то выберите длинный лучик.
- Если что-то осталось не понятным, то выберите короткий лучик.
- Что не понятно показалось для ….. Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.
Наш урок подошел к концу.