Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по теме "Звезда по имени Солнце"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Развивать познавательную активность учащихся.
  2. Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о его восходе и заходе.
  3. Воспитывать интерес к познанию.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,
  • работа в парах,
  • индивидуальная.

Методы:

  • словесный
  • наглядный
  • поисковый.

Литература:

  • учебник «Мы и окружающий мир»

Оборудование:

  • рисунок Солнца,
  • глобус,
  • лампа,
  • футбольный мяч,
  • горошина.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

Отгадайте загадки:

Без него плачемся,
А как появится – прячемся.
Солнце.

Кто-то утром, не спеша,
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Солнце.

2. Определение темы урока.

Как вы думаете, какая тема урока у нас будет?

Тема: Звезда по имени Солнце. (На доске)

(на доске Солнце с лучиками)

Стало в классе вдруг светлей
Эй, ребята, веселей!

3. Постановка учебной задачи.

- Какие сведения о Солнце вам уже известны?

- А достаточно ли нам этих знаний? Нужны ли нам они? Зачем? Как вы думаете?

- А что вы хотели бы узнать о Солнце?

Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё знаете о Солнце и хотите получить новые знания.

Поставим цели нашего урока.

Цели:

  1. Систематизировать знания о Солнце.
  2. Узнать что-то новое.

Что посылает нам на Землю Солнышко?

С неба смотрит Солнце
Миллионы лет.
Льёт на Землю Солнце
И тепло и свет.

4. Открытие новых знаний.

Сегодня у нас необычное Солнышко, его лучики несут не только тепло, но и вопросы. Наша задача ответить на эти вопросы.

1-й лучик.

Что такое Солнце?

Дополнительный материал:

  1. Температура Солнца на поверхности приблизительно 6000 градусов.
  2. У Солнца нет твёрдой поверхности, оно представляет собой раскалённый газовый шар.

Вы сказали, что Солнце большой огненный шар.

Почему оно нам кажется маленьким кружочком?

Дополнительный материал:

Солнце находится от Земли на очень большом расстоянии - 150 миллионов километров.

Практическая работа.

Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, это выглядело бы вот так: Солнце футбольный мяч, а Земля – горошина. (демонстрация)

Хорошо, молодцы!

2-й лучик.

Что произойдёт, если Солнце перестанет светить? Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Дополнительный материал:

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце.

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: СОЛНЦЕ - источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.

Я скажу вам, не тая –
Жить без солнышка нельзя!

5. Работа по теме урока.

3-й лучик.

Что происходит, когда Солнце освещает одну половину Земли? Какое там время суток?

Дополнительный материал:

  1. Солнце не просто светит днём, а оно-то и создает нам день.
  2. Все планеты Солнечной системы светят не своим, а отраженным солнечным светом. Как зеркала.

Проделаем опыт.

- Возьмём глобус и поставим его на столе и направим на него луч от фонаря.

- На каком материке мы живём? Найдите его на глобусе.

Что происходит с Землёй?
Как она вращается?

Дополнительный материал:

Земля вращается вокруг своей оси, против часовой стрелки.

Глобус и фонарик – демонстрация.

Понаблюдайте, как происходит смена дня и ночи.

На освещённой стороне – день, в тени – ночь.

- Сколько нужно времени Земле, чтоб сделать оборот вокруг оси?

6. Физминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.

4-й лучик.

Руки вверх, проснулось Солнце
И тихонько поднялось
Наклонилось вправо влево
И в улыбке расплылось
Покрутилось, повертелось
На земную глянув ось
И с хорошим настроеньем
За работу принялось.

Мы побывали в планетарии. Там мы видели Солнце, Луну, небо, звёзды и созвездия. Подумайте, посоветуйтесь и ответьте на вопросы?

Работа в парах.

Эй, ребята выше нос
Солнце грусть не любит
И пускай работа в парах
Всем на пользу будет.

Работа с научной литературой (энциклопедиями).

5-й лучик.

  • Где восходит Солнце?
  • Где находится в полдень?
  • Где заходит?

Памятка-запоминалка

  • Восход – восток
  • Заход – запад

6-й лучик.

Отгадайте загадку:

От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит

Благодаря солнечному свету днём появляются тени от предметов.

7-й лучик.

Подумайте, какой прибор создал человек, наблюдая за тенью от Солнца?

Как прибор работает, расскажет ….

Наблюдения за тенью позволило человеку создать солнечные часы. У них вместо циферблата – расчётная площадка под открытым небом. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек. Взамен самих стрелок – тень от колышка. Ходит солнце по небу – ходит по площадке тень и точь-в-точь как часовая стрелка, показывает время.

- Как вы думаете, всегда ли можно пользоваться солнечными часами?

8-й лучик.

Знакомо ли вам явление «Солнечное затмение»

… расскажет о данном явлении

Луна, обходя земной шар, оказывается на одной линии между Солнцем и Землёй. Тень от Луны падает на Землю и заслоняет Солнце. Однако полное солнечное затмение, когда днём становится темно, наблюдается лишь в узкой полосе поверхности нашей планеты, так как Луна недостаточно велика, чтобы заслонить свет для всех сразу. Перед тем как Луна полностью закроет Солнце его свет создаёт эффект кольца с бриллиантом. Последнее солнечное затмение мы наблюдали 1 августа 2008 года.

9-й лучик.

В какое время суток ваши родители не разрешают быть на солнце без головного убора? Как вы думаете почему?

1-е мнение - Днём солнце самое активное, оно может быть вредным для здоровья, может быть ожог, может быть солнечный удар.

2-е мнение - Солнечные лучи очень полезны, т.к. под их воздействием в организме вырабатывается витамин Д. При его недостатке развивается заболевание – рахит.

Ребята, как вы думаете, кто прав?

Правы оба, но солнечные ванны можно применять только утром или вечером.

7. Закрепление.

Восстановите текст.

  • Солнце это большой …(огненный) шар
  • Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда)
  • Солнце … (центр) солнечной системы
  • Солнце вращается вокруг своей …(оси).
  • Солнце заходит на …(востоке)
  • В полдень Солнце находится на …(юге)
  • Самая короткая тень от Солнца … (в полдень).

8. Итог урока.

- Напоминаю цель, которую вы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, выполнили вы её?

- Что же такое Солнце?

- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

- Что стало новым для вас сегодня на уроке?

Рефлексия.

- Если урок для вас прошёл не зря, и вы узнали новое, интересное, то выберите длинный лучик.

- Если что-то осталось не понятным, то выберите короткий лучик.

- Что не понятно показалось для ….. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.

Наш урок подошел к концу.