(Сл. 1 (См. презентацию))
В современный век информатизации, внедрения компьютеров, наши дети не хотят читать и моя главная задача - привить любовь к чтению, потому что чтение, я считаю, является двигателем прогресса. (Сл. 2)
Я очень люблю читать. И свою любовь к книгам я стараюсь привить и своим ученикам.
Когда я готовлюсь к урокам русского языка, математики, могу заранее продумать ответы на подготовленные вопросы, но на уроках литературного чтения это предугадать сложно. Ведь сколько в классе учеников, столько и мнений. Кто-то соглашается с тобой, а кто-то и может поспорить. Мне очень нравится разговаривать со своими учениками, спорить, люблю, когда они рассуждают, не всегда соглашаются, пытаются отстоять свою точку зрения. Здесь они проявляются и как личности, и как собеседники, и даже, как авторы.
Урок литературного чтения – это большое поле для творчества.
(Сл.3) Чтение – это беседа автора с читателями, в которой участвует опытный посредник - учитель. Разгадывание творческих замыслов перечисленных собеседников и лежит в основе сценария моего урока.
В центре урока литературного чтения я делаю упор на художественное произведение, особенности его содержания и формы, которые помогают осмыслить мастерство писателя в целом. В процессе работы развивается личность ребенка, качество читателя, которые совершенствуются под влиянием и при помощи литературы как искусства.
Важно не только давать готовые знания учащимся, но и учить их добывать самостоятельно. Типовые виды работ, вопросов и заданий, используемых в обучении, я обязательно дополняю проблемными и дискуссионными вопросами, способными вызвать обсуждение темы, проблемы, образов, языка. Известно, сколь нерационально многовопросие в беседах с младшими школьниками. Поэтому я продумываю ключевой вопрос, заинтересующий ребёнка, и придумываю проблемные вопросы для учащихся - это еще один путь развития интереса к чтению, заставляющий ребенка самостоятельно добывать нужные знания.
(Сл. 4) Работая по учебникам “Родная речь” (авторы Л.Ф.Климанова, В.П.Горецкий, М.В.Голованова) в 3 классе в разделе “Устное народное творчество” мы знакомились с русскими народными песнями. Ребята приготовили колыбельные, которые им пели их мамы, когда они были маленькие. Здесь же мы познакомились с песенками – потешками, закличками, шуточными и плясовыми песнями. Тут же познакомились и с небылицами. Все эти знания дети применили в большом празднике “Масленица”. Была проведена огромная фольклорная работа.
(Сл. 5, 6, 7). Заучивание стихотворений на уроках, использование материала из дополнительных источников плавно переходит в большой праздник. Так было после изучения раздела “Поэтическая тетрадь”. Результатом большой творческой работы учащихся стали праздники “Яблочный банкет” и “Праздник цветов”.
Чтение в начальном обучении рассматривается как сложное психофизиологическое явление, вбирающее в себя протекание многих процессов: эмоциональных, мыслительных, волевых, это работа мозга и речевого аппарата, которую надо умело организовать.
(Сл. 8)
Урок чтения может обеспечивать детям интенсивное развитие воображения, чувств, мышления, памяти, речи, если чтение организовано как “проживание” событий, обстоятельств в жизни героев, сопереживание судьбе, мыслям, состояниям и настроениям, как действующих лиц, так и автора.
(Сл. 9, 10) После изучения раздела “Природа и мы” провели праздник “Кошкин бал” и сходили на экскурсию в лес. Знания, полученные на уроках литературного чтения, не остаются отрывочными, они систематизируются на таких мероприятиях. Ребята учатся слышать не только учителя, но и своих товарищей. Общение с одноклассниками происходит не через учителя, а напрямую.
Приобщая детей к русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине, природе, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, приобщать к прекрасному, учу видеть необычное в обычном. Только внимательные люди, любящие свою природу, могут написать такие удивительные произведения. Например, я недавно для себя открыла такого писателя, как Геннадий Цыферов. Прочитав в учебнике чтения его небольшие произведения, я влюбилась буквально в каждую его строчку. Я все удивлялась и говорила своим ученикам: “Послушайте, как он удивительно пишет необычно об обыкновенном”. Так у меня на книжной полке появилась его книга “Сказки о природе”. (Например, такая сказка с. 42. или с. 52.)
Еще мои ученики очень любят рисовать, приносить и показывать своим товарищам, какие старинные вещи хранятся у них дома. Например, при изучении темы в 4 классе “Докучные сказки”, мы знакомились с народным промыслом. Было много иллюстраций, текстов, рассказов, рисунков, старинных вещей, которые хранились в семьях моих учеников. Ребята принесли и деревянные свистульки, посуду, хохломскую роспись на подносе, глиняные игрушки, изделия из бересты. Много нового и удивительного ребята узнали о своих одноклассниках. Конечно, в зависимости от того, в каком классе проводится урок чтения, виды работ учащихся и учителя изменяются.
В 1-м классе беру на себя наиболее трудные и долгие виды работ, дети выполняют короткие и игровые, знакомые действия и операции, подражают работе учителя в целом. Читательская самостоятельность здесь еще отсутствует или проявляется в малой степени, и урок проходит по инициативе учителя.
Во 2-м классе учу алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и после него.
В 3-м классе изучаем подробно жизнь и творчество писателя или особенности определённого жанра литературы.
В 4-м классе использую принцип долговременного погружения в тему, творчество, жанр или целое литературное направление.
Важнейшими показателями результативности уроков является мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Я постоянно проверяю качество плана урока вопросом “Зачем?”. Зачем задан этот вопрос в беседе? Что развивает это задание в личности ученика? Ответы на эти вопросы одинаково дороги и учителю и ученику.
(Сл. 11) Развивать мотивацию чтения (заниматься учебными, личностными, познавательными побуждениями ежедневно) значит осмысливать свою работу и контролировать ее ход и пользу во благо растущей личности ребенка.
Читающие люди более успешны в жизни, чем их антиподы.
Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения.
Скажи мне – что ты читаешь, и я скажу – кто ты.