Цель: Обобщение сведений о творчестве С.С. Прокофьева. Определение полноты и прочности знаний учащихся, их умение применять полученные знания на практике.
Задачи:
- Повторение и закрепление пройденного материала (жанровый спектр в творчестве Прокофьева; главные линии творчества; особенности музыкального языка композитора).
- Аналитический разбор симфонии №7.
- Итоговый контроль знаний учащихся по творчеству С.С. Прокофьева.
Тип урока: комбинированный (урок-семинар, урок-лекция).
Ход урока
- Фигура С.С. Прокофьева в контексте эпохи XX века. Оптимизм, как главная черта прокофьевского творчества. Многообразие жанров и образных сфер.
- Главные линии творчества, по определению самого композитора; особенности музыкального языка (с приведением примеров из сочинений).
- Симфония № 7 – лирико-эпический образец позднего стиля Прокофьева. Разбор симфонии по частям с выявлением “традиционного и новаторского” в музыкальном языке сочинения.
- Проверка знаний учащихся нотного материала произведений Прокофьева (по карточкам).
- Блиц-опрос по музыкальному материалу (фрагменты сочинений).
- Письменный тест.
Преподаватель: “Самым лучшим памятником, какой-либо эпохи все же является искусство”. Эти слова, сказанные когда-то художником Казимиром Малевичем, в полной мере могут быть отнесены к С. С. Прокофьеву, чье творчество стало величественным памятником XX веку.
Пестрая, сложная атмосфера начала XX века была накалена спорами; возникали и сменяли друг друга разные творческие объединения (“Бубновый валет”, “Ослиный хвост”), манифесты декларировали страстную жажду нового. Сочинения Прокофьева, входящего в мир искусства, отнюдь не потерялись в вихре художественной жизни. По-молодому дерзкие, они поражали и захватывали слушателей в такой же степени, как и окрыленные “Поэма экстаза” и “Прометей” Скрябина, как радостное буйство “Петрушки” и ошеломляющая стихийность “Весны священной” Стравинского. Найденная еще совсем молодым композитором новая звуковая и ритмическая атмосфера соответствовала поискам тех, кто обостренное ощущение времени и бытия хотел выразить через смелое сокрушение академизма в искусстве. Вместе со многими художниками своей эпохи Прокофьев яростно отвергал старое.
“Ни в какие рамки не вогнать пока творчество Прокофьева и никакой мерой не измерить – все будет насилием, потому что творчество его в будущем и судить его надо по его же законам”. Эти слова Асафьева 1914 года оказались пророческими, так как искусство Прокофьева сразу было устремлено вперед, в наше время.
Представить С. С. Прокофьева как человека и художника нам помогают не только его искусство, но и его собственные записи, высказывания, переписка с друзьями, воспоминания современников, и, конечно же, его собственная “Автобиография”.
Если можно было бы определить одним словом сущность прокофьевского творчества, его главную характерную черту, каким слово вы бы определили?
Учащиеся: Оптимизм. Динамизм натуры, творческое горение души, редкий оптимизм сохранился у Прокофьева до последних дней жизни, определяя общий настрой его творчества. “Я люблю быть в движении”, - говорил композитор.
Преподаватель: Вечная живость, неукротимость в натуре Прокофьева сочетались с глубочайшей человечностью, сердечностью. Нежность души Прокофьева со временем все больше и больше проявляла себя в щедрости лирического начала его произведений.
Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров, так и количеством созданных им произведений. Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанным с детства.
Какие жанры представлены в творчестве Прокофьева?
Учащиеся: Практически все музыкальные жанры: опера, балет, концерт, симфония, соната, песня, романс, кантата, театральная и киномузыка, музыка для детей.
Преподаватель: Воображением Прокофьева завладевают различные образы: образы скифства (“Скифская сюита” для оркестра); русский фольклор (балет “Шут”); трагедии Ф. М. Достоевского (опера “Игрок”), В. Шекспира (балет и Джульетта”); образы мудрости и весной доброты в сказках Андерсена, Перро (балет “Золушка”, Бажова (балет “Сказ о каменном цветке”);
события трагических страниц русской истории (кантата “Александр Невский”, опера “Война и мир”). Совершенно особой областью творчество Прокофьева стали произведения для детей. Поскольку он начал сочинять музыку очень рано, а значительная часть детских произведений сохранилась, мы имеем редкую возможность ознакомиться со значительным числом опусов ребенка: от “Индийского галопа” до ряда фортепианных пьес и клавиров опер.
Какие произведения Прокофьева для детей знаете вы?
Учащиеся: фортепианный цикл “Детская музыка”, соната для скрипки соло, симфоническая сказка “Петя и Волк”, вокальная композиция “Три детские песни”, кантата “Баллада о мальчике, оставшимся неизвестным”.
Преподаватель: Итак, индивидуальность, самобытность Прокофьева связаны, прежде всего, с удивительной разноплановостью образного строя сочинений. В своей “Автобиографии” композитор специально остановился на тех главных линиях, по которым двигалось его творчество.
Перечислите, какие это были линии в творчестве Прокофьева, и приведите примеры сочинений, которые относятся к этим линиям или образным сферам.
Учащиеся: Первая линия – классическая. Сам Прокофьев назвал ее в числе первых. Примечательно, что Прокофьев стоит у истоков неоклассицистского направления в искусстве XX века, в которое были вовлечены крупнейшие композиторы, такие как И. Стравинский, М. Равель, П. Хиндемит, А. Онеггер.
Преподаватель: Что такое неоклассицизм? В чем он проявился у Прокофьева?
Учащиеся: Для неоклассицизма характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко, раннего классицизма. Обращение к забытым жанрам и стилистическим принципам этих эпох, но с новых эстетических позиций. У Прокофьева черты неоклассицизма проявляются в обращении к жанрам сонаты, концерта, менуэта, гавота; в “галантности”, прозрачности фактуры; в структурной четкости многих неоклассицистских произведений композитора часто напоминающих музыку XVII–XVIII веков. Но то, что происходило в его сочинениях из прошлого, обретало новый смысл, начинало искриться истинно прокофьевскими красками. Яркий пример неоклассицистского произведения Прокофьева – симфония № 1, ре-мажор “Классическая”.
Вторая линия – новаторская и связанная с нею токкатная или моторная. Эта линия была во многом определена, по признанию самого композитора, встречей с Танеевым в 1902 году, пошутившим над простоватыми гармониями в симфонии. Поиски нового гармонического и мелодического языка вылились в ту накаленную эмоциональность, первозданную стихийность, повышенную экспрессию, резкость звучания и неудержимый напор ритмов, которые отличали не только ранние опусы композитора, но и более поздние. Примеры произведений, воплощающих новаторскую линию творчества Прокофьева – фортепианная пьеса “Наваждение”, фортепианный цикл “Сарказмы”, симфония № 2 ре минор, соната № 7, опера “Игрок”, “Скифская сюита” для оркестра.
Третья линия – лирическая. “В лирике мне в течение долгого времени отказывали вовсе и, непоощренная, она развивалась медленно”, - писал Прокофьев в “Автобиографии”. Со временем лирическая струя все больше расцветала. Оставаясь всегда сдержанной, она до сегодняшнего дня покоряет теплотой, одухотворенностью, искренностью. Лирические страницы музыки композитора отмечены оттенком спокойствия. Это тип “объективной лирики”. В качестве примеров подобной лирики можно привести Первый скрипичный концерт ор.19, “Сказка” ор.3, оркестровые пьесы “Сны”, “Осеннее”, романсы ор.9, “Легенда” ор.12, хоры на тексты Бальмонта, “Бабушкины сказки”, романсы на тексты А. Ахматовой.
Четвертая линия – гротесковая. Однако сам композитор не склонен был видеть в своей музыке гротеск. “Я предпочел бы заменить его термином “скерцозность” или, если угодно, тремя русскими словами, дающими градацию его: шутка, смех, насмешка”, - писал Прокофьев. Юмор Прокофьева по преимуществу светлый, его насмешка скорее беззлобна, она идет от театральности комедии dell’arte, с ее эксцентричными, как бы “ненастоящими” положениями. Примеры произведений, воплощающих данную линию в творчестве – это фортепианные циклы “Сарказмы”, “Мимолетности”, балет “Золушка”, опера “Дуэнья”.
Преподаватель: Прокофьев всегда оставался самим собой. И когда он смело отметал такие традиционные приемы, как секвенции, “сладкие” нонаккорды, и когда в 30-х годах, после повышенного эмоционального тонуса и усложненности многих ранних сочинений, искал новую простоту. “Основное достоинство (или недостаток, как вам будет угодно) моей музыки – поиск собственного, оригинального стиля. Я не желаю имитировать чужой стиль. Я отвергаю привычные методы композиции. Новизна – это то, к чему я всегда стремился”, - говорил Прокофьев.
Новаторство языка Прокофьева шло как бы изнутри, за счет намеренного заострения привычных выразительных средств. Прокофьев, действительно, обладал уменьем “… вливать в старые меха совершенно новое великолепного гармонического букета вино …” (Каратыгин, 1925 г.). Среди композиторов своего времени Прокофьев выделяется замечательной и уже редкой для музыканта XX века способностью сочинять прекрасные мелодии. Мелодика Прокофьева удивительна разнообразна.
Назовите черты, характерные для мелодики Прокофьева, и приведите примеры из его сочинений.
Учащиеся: Для мелодики Прокофьева характерен необычайно широкий диапазон, острые скачки на широкие интервалы, буффонная повторность, гибкая извилистость кантилены с внутренним широчайшим регистровым диапазоном, слияние песенности и декламационности., регистровое “раскрепощение” (тема, начатая в низком регистре легко может окончиться в высоком), тяготение к сравнительно частой смене тембров, тембровое раздробление мелодии. Примеры произведений Прокофьева, воплощающих характерные черты мелодики: соната для фортепиано № 7, 1 часть, тема побочной партии, симфония № 1, 1 часть, тема побочной партии, симфония № 7, 3 часть, основная тема.
Преподаватель: Характерность мелодики Прокофьева находится в неразрывном единстве с ладогармонической стороной его стиля. В отличие от многих своих современников Прокофьев был приверженцем тональной музыки. Однако “прокофьевская тональность” - качественно новое явление. Для анализа гармонического языка Прокофьева был впоследствии предложен ряд новых теоретических терминов, в частности “двенадцатиступенная тональность”, “расширенная тональность”.
Какие черты характерны для гармонического языка Прокофьева? Приведите примеры из его сочинений?
Учащиеся: Для гармонии Прокофьева характерны аккорды с внедряющимися или замененными ступенями. Это трезвучия, септаккорды с гроздьями секунд вокруг основных тонов, с квартами и тритонами вместо терций. Авторская гармония композитора – “прокофьевская доминанта” с повышенными тонами квинты и септимы. Для ладового мышления композиторы характерны: политональность, ладовое переченье. Яркие примеры гармонического языка Прокофьева: соната № 7, 1 часть, тема главной партии, симфония № 1,1 часть тема главной партии, балет “Ромео и Джульетта”, № 10, первая тема Джульетты.
Преподаватель: Стилистика музыки Прокофьева, помимо мелодических и гармонических средств, во многом определяется ритмом. Энергия ритма ассоциировалась в сознании композитора с духом времени. Прокофьевский ритм – это ритм регулярный, проявляющийся в опоре на постоянный так, с акцентированной сильной долей.
Какие черты свойственны ритмической организации музыки Прокофьева?
Учащиеся: С регулярностью связана приверженность композитора к квадратным структурам, часто встречается у него оформление темы в виде восьмитактового периода, что в целом редко наблюдается в музыке XX века. Велико значение ритмического ostinato. Например, хоровое ostinato “Пити, пити”, передающее состояние бреда умирающего князя Андрея и возникающее как рефрен в картине 12 оперы “Война и мир”, или заклинание в кантате “Семеро их”, или ритмическое ostinato в третьей части сонаты № 7.
Преподаватель: Около полувека продолжалась творческая деятельность Прокофьева. Стремительно развивался его талант, до конца своей жизни Прокофьев находился в постоянном поиске, всегда был полон замыслов. В творчестве композитора принято выделять отдельные периоды с характерными для них стилевыми тенденциями. Среди них часто отмечают поздний, завершающий деятельность художника. Такой период существует и в творчестве Прокофьева. Определенная общность стиля свойственна ряду поздних произведений – оратории “На страже мира”, балету “Каменный цветок”, Симфонии – концерту для виолончели, Девятой фортепианной сонате. Особенно ярко новые тенденции сказались в великолепной Седьмой симфонии, наиболее цельном и художественно завершенном сочинении, написанном Прокофьевым после 1948 года.
Седьмая симфония принадлежит к “прощальным” сочинениям Прокофьева. Она была последним, полностью завершенным произведением Прокофьева и последней в его жизни премьерой, которую композитор услышал за год до смерти, будучи уже тяжело больным. Седьмая симфония, первоначально задуманная как симфония для детей, своей лирикой и светом утверждает красоту, чистоту, естественность музыки как высшую ценность, несущую в себе идею бессмертия.
Седьмая симфония – самая лирическая у Прокофьева. Это повлияло на ее цикл. Раскрытию различных граней лирики посвящены три первые части и кода жанрово - скерцозного финала, в котором возвращается материал 1 части. Лирический строй сочинения разнообразен. Он обобщает типы лирического тематизма Прокофьева вообще и его симфоний начиная с первой. Таковы основные темы 1 части сонатного Moderato. Как и в ряде других сочинений композитора, сонатная экспозиция 1 части насыщена разнообразным тематическим материалом, дополняющим друг друга. “Задает” тон 1 части великолепная тема главной партии. Исходная тема окрашивает мягкой лирикой, полной чистой и легкой печали, всю 1 часть симфонии.
Преподаватель играет тему главной партии по клавиру Седьмой симфонии.
Главная партия – одна из самых ярких лирико-эпических тем Прокофьева, приближающихся к повествовательным мелодиям в характере дум, сказаний, но с типично прокофьевской интонацией. Выразительность и сила воздействия этой сдержанной, немного скорбной, предельно простой темы является одной их художественных загадок, которую пытаются решить все, кто исследует эту музыку. Однако своеобразие темы еще нельзя считать до конца раскрытым. Частично оно может быть объяснимо богатством жанровых истоков, которые тема в себе содержит.
Какие жанровые истоки ощущаются в теме главной партии?
Учащиеся: В ее отдельных интонациях можно уловить связи с русской лирической песенностью. Помимо песенных корней в главной парии проступают связи с классицистским тематизмом, с типичным для него построением мелодии по звукам трезвучия. Обыгрывание сексты заставляет вспомнить о романсовости, о секстовых ходах романтиков. Ладовое же развитие, неожиданные тональные сдвиги отражают типичные черты стиля Прокофьева.
Преподаватель: Огромную роль в теме играет и тонкое ритмическое развитие, неожиданные и изящные повороты мелодического рисунка, рельефная очерченность отдельных оборотов. Хотелось бы отметить структуру сопровождения. Вместо традиционной “гармонизации” здесь применено интересное сочетание ведущей линии с выразительным контрапунктом.
Какой тип изложения (фактуры) использует композитор в данной теме?
Учащиеся: Полифонический характер изложения, в котором соединились черты подголосочной, имитационной и контрастной полифонии.
Преподаватель: Внутренне богатство при внешней простоте определяет высокую художественную ценность начальной темы симфонии. И хотя далее прозвучит еще немало прекрасных мелодий различной жанровой окраски, именно она стала своеобразной “визитной карточкой” сочинения. Изложение темы сменяется контрастом – вступает несколько извилистая, как бы “вползающая” мелодия кларета, не лишенная черт затаенной тревоги. Неустойчивый, полный скрытого напряжения характер этой музыки подчеркнут неожиданными гармоническими сдвигами, частыми сменами тональностей. Ранее прозвучавшая мелодия не исчезает с появлением новых тематических образований. Она периодически выступает на фоне непрерывного “скользящего” движения шестнадцатыми, приобретая значение своеобразного рефрена. Небольшое усиление напряженности музыки, приобретающей черты внутреннего беспокойства, подобно слегка набежавшему облачку, временному омрачению. Оно лишь оттеняет утверждение света и радости, выраженных в побочной партии экспозиции.
Преподаватель играет тему побочной партии 1 части по клавиру Седьмой симфонии.
В каком соотношении находятся главная и побочная партии? Это принцип сопоставления, противопоставления, контраста или конфликта?
Учащиеся: Сравнивая обе протяженные мелодии экспозиции, ясно ощущаешь, что они как будто дополняют друг друга – между ними не возникает острого конфликта. И тем не менее их взаимный контраст велик. Характер мелодии Главной партии отчетливо выявляется уже с первых тактов и не претерпевает существенных изменений на всем протяжении. Иное в музыке побочной темы – ей свойственно непрерывное “расцветание”, широта лирического высказывания, что напоминает финалы балетных Adagio. Взаимный контраст отразился и на особенностях строения обоих мелодий. Если в теме главной партии преобладало ниспадение от вершины – источника, то в побочной – происходит неуклонное и последовательное расширение диапазона, включение новых регистров. Эта особенность придает экспозиции 1 части симметричное строение – нисхождению мелодии главной партии отвечает восхождение побочной, что усиливает связь обеих мелодий.
Преподаватель: В классически ясной побочной теме проявились типические черты стиля Прокофьева, свойственный ему ладовый ритм: тонический секстаккорд (1 такт), сдвиг во II ступень (5-7 такты), каденция с участием с гармонической субдоминанты и альтерированной доминанты (8-9 такты). Традиционный гармонический план “осовременивается” тонкими штрихами (“прокофьевская доминанта”). Так усложняется и обогащается традиционный мажоро-минор. Свойственная теме побочной партии постепенное “расцветание” образа ощущается в ее дальнейшем развертывании. Во втором проведении она постепенно приобретает характер светлого и восторженного гимна. На вершине развития побочной темы резким контрастом вторгается новая тема, заключительная партия. Это тип лирико-жанрового тематизма. Многие исследователи справедливо отмечают в ней сказочный колорит.
Преподаватель играет тему заключительной партии 1 части по клавиру Седьмой симфонии.
Какие типические приемы, неоднократно использованные русскими композиторами при воплощении сказочных образов, придают несколько причудливый колорит этой музыке?
Учащиеся: Это резкое сопоставление регистров, своеобразный диалог, возникающий между партией гобоя, а затем флейты и краткими, глухо звучащими мотивами фаготов, удвоенных виолончелями. Это ладовый ритм с подчеркнутым чередованием тонического трезвучия и неустойчивой гармонии, в роли которой у Прокофьева выступает гармония целотонного строения. Это напоминает о специфической роли этого звукоряда в русской классической музыке (например, образ Черномора в опере Глинки “Руслан и Людмила”). Сказочный колорит усилен оркестровым звучанием – звенящие тембры колокольчиков, треугольника.
Преподаватель: Заключительная тема отличается от предыдущих камерностью изложения, большей изысканностью. Равномерная ритмическая пульсация и повторы в мелодической линии создают в заключительной партии ощущение особого ритмического биения, как бы передающего отсчет времени. Аналогичный образ был у Прокофьева в Восьмой фортепианной сонате, частично в балете “Золушка”. Это единственная тема, которая подвергается в симфонии наиболее сильному видоизменению в начале разработки (цифра 8. клавира) и перед предыктом (цифра с 11. клавира).
В начале разработки только что прозвучавшей теме заключительной партии придается новое освещение. Разработке 1 части не свойственно энергичное и напряженное развитие, сложные метаморфозы тематизма. Прокофьев использует некоторые приемы, свойственные сонатным формам других его произведений. Например, сближение контрастных тем, своеобразное их приведение к общему знаменателю. Этот процесс проявляется уже в самом начале разработки. На основе интонации и ритмов заключительной партии строится мелодическое восхождение, подводящее к характерному обороту опевания, в котором есть связь с интонациями из темы побочной партии (5–6 такты разработки). Интонация опевания становится сквозной, пронизывающей всю разработку.
Из каких тем появляются мотивы, обороты в разработке?
Учащиеся: Сжатое развитие мотивов главной партии, преобразованный исходный оборот побочной темы. Главная кульминация построена на преображенной, динамически усиленной теме заключительной партии.
Преподаватель: Сближение контрастных тем сочетается с их обострением: главная партия звучит возбужденно, беспокойно; побочная тема приобретает черты внутренней неустойчивости. Даже заключительная тема не лишена некоторой напряженности и лишь незадолго перед репризой она вновь приобретает первоначальный облик.
В репризе сохранены этапы музыкального развития экспозиции. Обычно принято говорить о сближении музыкальных тем в репризе сонатной формы, ослаблении их взаимного контраста. Здесь же взаимный контраст основных тем заостряется. Противопоставление двух ведущих тем становится более отчетливым благодаря сжатию масштабов партий по сравнению с экспозицией. Сильно сокращена связующая партия, благодаря сжатию переходного раздела две основные мелодии яснее противопоставлены, отчетливей ощущается их взаимная поляризация. Но если главная партия почти не изменилась, то побочная партия именно в репризе достигает наибольшей выразительности. Ярче становится и контраст, создаваемый темой заключительной партии, сменяемый краткой (всего 6 тактов) кодой, в которой, как последнее напоминание, звучат интонации, открывавшие симфонию.
Одной из прочных традиций классической музыки стало обращение к симфоническому вальсу. Роль этого наиболее популярного танцевального жанра в музыке XIX века огромна, и трудно назвать композиторов, которые не отдали бы ему дани. Вальс стал одним из средств глубокого обобщения, приобрел подлинно симфоническое звучание, стал органичным звеном в сложных музыкальных концепциях. В творчестве Прокофьева, который стал продолжателем этой традиции, тяготение к вальсу проявилось в годы войны. Например, вальс в опере “Война и мир”, в балете “Золушка”. На основе музыки “Войны и мира” и “Золушки” композитор составил сюиту из шести частей (“Вальсы” ор. 110). Старый жанр пережил в творчестве Прокофьева второе рождение.
Лирика и скерцозность соединяются во II части симфонии, написанной в жанре вальса. В вальсе – скерцо Прокофьев использует особенности композиции, сложившиеся в этом жанре. Как известно, многие популярные вальсы тяготеют к попурриобразной, рапсодической форме. Много контрастных музыкальных тем и тематических построений есть и во II части Седьмой симфонии (форма II части – двойная трехчастная с кодой)
Далее следует подготовленный доклад учащегося с разбором II части Седьмой симфонии.
В роли медленной части Седьмой симфонии выступает сжатое интермеццо. Меняется качество лирики, ее жанровый склад. В музыке III части преобладают настроения суровой сосредоточенности, в ней ощущается серьезность человека, углубившегося в свои мысли. Кстати, основная тема III части перенесена Прокофьевым из музыки к спектаклю “Евгений Онегин”, где она связывалась с образом Татьяны (установлено С. Слонимским в его книге “Симфонии Прокофьева”).
Далее следует подготовленный доклад учащегося с разбором III части Седьмой симфонии.
Финал Седьмой симфонии, насыщенный острыми контрастами жанрово-танцевальных образов и пронизанный энергией и динамикой стремительного движения, напоминает завершения многих других симфонических композиций Прокофьева. Однако, в финале Седьмой симфонии нет гротеска или насмешки, характерных для молодого Прокофьева, - его юмор полон легкости, веселья, даже какого – то озорства. Это напоминает “Классическую” Первую симфонию самого Прокофьева. Классическое “гайдновское” начало присуще последнему крупному сочинению Прокофьева.
Далее следует подготовленный доклад учащегося с разбором IV части Седьмой симфонии.
В завершении урока учащиеся выполняют ряд проверочных заданий (Приложение 1).