ВВЕДЕНИЕ
Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека.
Данная тема особенно актуальна, ведь о куклах можно вести беседу невероятно долго, кроме того, это не принесёт, ни намёка на какую бы то ни было пользу, если до этого человек ни разу не видел куклу и не играл с ней. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка. И игры с куклой охватывают все основные сферы культуры, так что в период детства в ребёнке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности в коллективе людей.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Дети часто играют в куклы. Придумываем разные сюжеты игр с куклами, даем разные имена своим куклам – подружкам (Слайд 18, 21. Презентация).
Что обозначает слово “кукла”, где появились первые куклы, кто играл с куклами раньше. Ответы на все вопросы мы стали искать в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла.
Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека (Слайд 12). По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
По-японски кукла — “нинте”, что так и переводится — “образ человека”.
История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы (Слайд 13).
Все на свете куклы очень разные. Первые из известных кукол - египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры.
Самые первые славянские, русские куклы делались из золы (Слайд 7). Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была не для игры, она служила оберегом для женщин, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, семье.
Самая распространенная детская игровая кукла -
"стригушка" (Слайд 8). Делалась она из
стриженой травы. Когда женщина уходила в поле,
она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то,
делала ему куклу из травы. Часто такую куклу
использовали и в лечебных целях. Когда ребенок
болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А
когда ребенок играл с ней, то запах травы
оказывал лечебное действие на него.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала
ребенка с самого детства и до тех пор, пока не
портилась. Это "вепсская кукла" (Слайд 9).
Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой.
Делалась она из старых вещей матери без
использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь
ребенка была не "резаная и не колотая". До
рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее
клали эту куклу. А после рождения кукла висела
над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда
ребенок подрастал, он с ней играл.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла
"десятиручка" (Слайд 10) помогала девушке
или молодухе (девушка, которая недавно вышла
замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на
свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее
ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато
было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку"
или, как её ещё называли – зернушку (Слайд 11).
Делали ее после сбора урожая. В основе куклы -
мешочек с зернами, собранными с поля. куклу
женщина делала для того, чтобы были дети.
Обычно первую куклу делали детям взрослые —
мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол
девочки шили себе сами. Это рукоделие всегда
поощрялось, так как девочка получала необходимые
ей навыки шитья, вышивания; училась, играя,
пользоваться иголкой, ножницами, пяльцами.
Кукла - это важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы (Слайд 17). Создание куклы позволяет, как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее (Слайд 16).
Для каждой маленькой девочки, кукла – это значительный мир. Когда ребёнок совсем кроха, он играет с пупсиком, кормит его, одевает, укладывает спать, через него познаёт мир (Слайд 19). Кукла помогает ребёнку социализироваться и находить выход из трудных ситуаций, при этом, делает это мягко и не навязчиво.
Куклы - это нечто волшебное
, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства (Слайд 22). Мы растём, и делимся с куклой всеми своими переживаниями, она для нас и мама, и подруга, и ребёнок. Играя в дочки матери, девочки всегда одаривают кукол какими-то им одним понятными ролями.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития куклы берет свое начало с давних времен. Возникновение куклы связано с появлением человека. Первые куклы появились в Египте. Следует заметить, как и в древние времена, так и в настоящее время наблюдается множество разнообразных кукол. Каждая из них имеет свое название и назначение. Так кукла “стригушка” делалась из стриженой травы и использовалась в лечебных целях, а кукла “зернушка” делалась после сбора урожая, в основе куклы - мешок с зернами, собранными с поля. С появлением разных материалов, кукол стали изготовлять из резины, пластмассы.
Куклы в жизни подрастающего человечка играют важные роли, они учат ребёнка многому, через их роли, он переживает и свои. Кукла воспитывает интеллектуально - нравственного человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Войдикова Н.М. Куклы в доме. - М.: ТЦ “Сфера”, 1998. - С.224.
2. Голдовский Б. Детская энциклопедия. - М.: Просвещение, 2006. - С.280.
З. Дайн Г.Д. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994. - С.230.
4. Дайн Т.Д. Детский народный календарь. - М.: “Детская литература”, 2001. - С.156.
6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции народной куклы. - М.: Белый городок, 2003. - С. 310.
7. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. - СПб.: Речь, 2006. -С. 144.
8. Левина М. // Классный журнал. - 2000. № 240. - С.96.