Игра "Алгоритм здоровой жизни"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Расширить представление детей о понятии "здоровье";
  • Выработать четкую позицию отказа от вредных привычек;
  • Ориентировать детей на активный образ жизни, на приобретение хобби, на здоровый образ жизни.

Оборудование: телевизор, DVD, аудиозапись классической музыки, фрагменты видеозаписи по борьбе с наркоманией и о спорте, бланки памяток, бланки жюри, презентация, костюм магистра, визитки команд на столы, бейджики, бланки для тура "Пороки и достоинства", полоски для "говорящей стены", грамоты.

Подготовка детей: стихи о ЗОЖ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Знакомство /звучит классическая музыка/

-Здравствуйте! Меня зовут Елена Владимировна. Мне нравится общаться с подрастающим поколением. Я надеюсь, что сегодня своими ответами вы подтвердите статус гимназистов.

II. Основная часть

1. Сообщение темы и целей

-Сегодня я рада вас видеть на интеллектуально-познавательной игре "Алгоритм здоровой жизни" Мы собрались для того, чтобы расширить знания о здоровье, чтобы приобрести умение отказываться от вредных привычек. А в заключении посмотрим, какой алгоритм жизни у нас получился.

-Хочу вам представить гостей нашей встречи: представитель центра "Молодежь+" Бородина О.В., жюри. В течение классного часа мы будем обращаться за помощью к магистру.

2. Вводное слово учителя

-Кто был внимателен: с какого слова я начала свою речь? /Здравствуйте!/

-Как вы считаете, какую смысловую нагрузку несет это слово? /Люди, здороваясь, и не предполагают, что тем самым желают друг другу здоровья./

3. Работа над понятием

-А сейчас конкретизируем, что же такое здоровье? Обратимся к словарю В.И.Даля. Слово энциклопедисту:

/Комментарий магистра:

"Здоровье или здравие-состояние животного тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни" В.И.Даль [4] /

- А современное определение понятия "здоровье" впервые было сформулировано всемирной организацией здравоохранения в 1940 г.

- Прочитаем его на доске.

Ц? Как вы понимаете, что такое здоровье?

/Здоровье- это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.[1]/

4. Работа над схемой.

-Человек в значительной степени сам создает свое здоровье. 20% здоровья в нас заложено генетически, 10% дает медицина, 20% окружающей среды, а 50% зависит от нас самих, от нашего образа жизни.[1] Без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Хотелось бы надеяться, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными и жизнерадостными людьми. И сегодня на кл. часе мы остановимся поподробнее на образе жизни человека.

5. Представление команд

-Сейчас я предлагаю вам за полминуты придумать название команд, девизы и записать их в памятку. Жюри оценивает организованность в высказывании, яркость в представлении, содержательность названий и девизов, активность в обсуждении. Итак, время пошло.

-Представьтесь:

6. I тур "Пороки и достоинства"

- Чтобы перейти к следующему заданию, нам нужно выяснить, что такое пороки. Кто сможет растолковать это понятие, заработает для своей команды 1 балл.

/Комментарий магистра:

Согласно словарю русского языка С.Ожегова, "порок - тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство" [5]/

-Человек - если он Человек с большой буквы - должен уметь противостоять дурным качествам, мыслям, поступкам и делам. Я предлагаю вам, ребята, сейчас сделать это на бумаге. Капитаны получают листки, на которых перечислены пороки, а слова-антиподы для них участники игры придумают и вписывают в соседнюю колонку. Жюри оценивает правильность подбора слов с противоположным значением.

- Какими качествами вам бы хотелось обладать из 1 или 2 колонки?

/Вывешиваю полоску на "говорящие стены": вырабатывать в себе положительные качества

/задание выполняется за 2 минуты, пока звучит классическая музыка, затем листки передаются жюри/

7. II тур "Объятия табачного змия"

/Комментарий магистра: В Россию табак был завезен в 1585г. английскими купцами. Во времена царствования Михаила Федоровича курильщиков наказывали: в 1 раз - 60 ударами палок по стопам; во 2 раз - отрезанием носа или ушей. Но все-таки табак продолжал распространяться по всей стране.[3]/

- Еще 40-50 лет назад курение считалось более или менее невинной забавой, но уже в последние 25-30 лет ученые мира на основании неоспоримых научных данных доказали, что курение - это медленное самоубийство.

Медики установили, что каждая сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Ну, а если он выкуривает до 10 сигарет в день, этот срок сокращает на 2 часа 30 минут.[2] Посмотрите в памятку:

Ваша задача: как можно быстрее сделать подсчет и записать в памятку: сколько он теряет в год? /912ч.30мин./Жюри оценивает правильность и быстроту подсчета.

/дети работают под музыку/

- А все-таки, курение либо здоровье и долголетие - выбирайте сами! Каков ваш выбор?

/Вывешиваю полоску на "говорящую стену": отказаться от курения

/ЖЮРИ ОБЪЯВЛЯЕТ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ БАЛЛЫ/

8. III тур "Изобрази изречение!"

Ц? Как вы думаете, за какой из пороков казнили людей в Древнем Китае? /за алкоголизм/

- Несколько человек из каждой команды представляет изречение, а другие команды должны ее отгадать. За пантомиму и начисляется по 5 б. Предлагаю для задания несколько фраз: "После первой рюмки пьяница похож на павлина, после второй - на обезьяну, а потом превращается в свинью"; "Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - безумию"; "Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения, гроздь омерзения". Жюри оценивает творческую активность, использование мимики и жестов

/Подготовка 1 мин. Звучит музыка/

- Прочитаем тезисы из памятки /см III /

I ком.- Не пей, если хочешь жить долго!

- Пей, если тебя устраивает состояние тошноты, рвота, зубная боль, головная боль!

II ком.- Пей, если хочешь быть рабом алкоголя, если готов навсегда подарить ему свободу и независимость!

- Не пей, если хочешь иметь хорошую семью!

III ком.- Пей, если хочешь, чтобы тебя сторонились и брезговали тобой!

- Не пей, если не хочешь потерять друзей!

- Люби себя и не дай споить никому!

- Подумайте, право выбора: пить или не пить, остается за вами! Каков ваш выбор?

/Вывешиваю полоску на "говорящую стену": отказаться от алкоголя

9. "Обсудим ситуацию!"

- Сейчас посмотрим видеоролик и обсудим ситуацию. Жюри учитывает глубину ответа, убедительность речи ребят.

Всем командам Ц? Как вы считаете, поддаться на уговоры старшеклассников, попробовать наркотик-это сила или слабость человека?

- А сейчас попросим психолога из центра "Молодежь+" Бородину Ольгу Владиславовну прокомментировать эту ситуацию.

/Вывешиваю 1 полоску на "говорящую стену": отказаться от наркотиков

- А что же можно сделать вместо курения, распития спиртных напитков, употребления наркотиков?

- Внимание на экран:/показываю видеосюжет про спорт/

- А сейчас мы услышим как все команды стремятся вести активный образ жизни. Жюри оценивает логичность рассуждения, полнота ответа. Слово капитанам команд:/выступают капитаны/

/Вывешиваю полоску на "говорящую стену": иметь хобби, ходить в секцию.

- Именно в этот момент хочется вспомнить призыв ВОЗ: "Веди здоровый образ жизни и не иди на поводу у других!" Если вдруг у вас случилась беда, и вам не к кому обратится, то звоните по телефону доверия 5-04-78

/жюри объявляет баллы /

10. Упражнение "Умей сказать "Нет!"

/тренинг проводится представителем "Молодежь +" c использованием техники отказа:

"Нет!", "Нет, нет, я не могу это сделать!", "Нет, я предпочитаю этим не заниматься!"

"Я понимаю, что это для тебя очень важно, но, к сожалению, я не смогу это сделать!"

"Я не могу это сделать, потому что в ближайшие дни я очень загружен работой"

"Мне надо подумать. Я скажу тебе позже"

"Я не могу это сделать сегодня, но я мог бы сделать это завтра"

"Мог бы я помочь тебе как-нибудь по-другому?"/

11. Стихи "Мы - за здоровый образ жизни!"

- А сейчас предоставляется слово ребятам. Они хотели выступить с призывом вести ЗОЖ

1 уч.

Нас постигло великое горе:
На нашей планете наркотиков море,
Ловили мы кайф с утра до утра,
Но вскоре мы поняли:
Смерть к нам пришла.

2 уч.

Погибли родные, погибли друзья,
Осталось нас двое:
Вот брат мой и я!
Мы просим вас, люди,
Перестаньте дурить!

3 уч.

Не нужно колоться
И хватит вам пить!
Все вместе решите проблему эту
И сберегите родную планету.

4 уч.

Не нужны кошмары дурацкие эти -
Ни мне, ни родным, ни нашей планете.
Давайте покончим с бедой навсегда,
Ведь мир - это наша большая семья.
Мы не вернемся в тот сон никогда.

Все Здоровый образ жизни выбираю я![2]

III. Заключительная часть.

- Посмотрим, какой алгоритм жизни у нас получился?

- А дополнить алгоритм жизни вам поможет ваша эрудиция:/дополнения учащихся/

- Подводя итог нашей встречи, хочется вспомнить обращение ВОЗ к россиянам: "Помните: здоровье, радости жизни и счастье - в ваших руках!"

/ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЖЮРИ. ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ/

Использованная литература:

  1. Программа для средних классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, доп. и перераб./О.П. Аккузина, Ю.И.Буланый, Т.В.Кобзева и др. Саратов,2001. Составители: М.В.Лысогорская, М.М.Орлова, М.А.Павлова, Т.В.Парсикова, М.А.Тяпкина, Л.Е.Федкулина.
  2. Научно-методический журнал "Классный руководитель", М., 2007 г.
  3. Л.В.Баль, С.В.Барканова "Формирование здорового образа жизни российских подростков" Учебно-методическое пособие для классных руководителей 5-9 классов. М., "ВЛАДОС", 2002.
  4. Толковый словарь русского языка. Даль В.И., М., "Просвещение", 1997.
  5. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., М., "Просвещение", 2002.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.