Обобщающий урок по теме "Растворы. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • привести в систему знания учащихся по теме «Растворы».
  • проверить умения учащихся применять полученные теоретические знания на практике.

Задачи:

  • Обобщить представления учащихся о растворах, их значении в живой природе.
  • Через проблемно-творческую деятельность развивать у учащихся логическое мышление, вырабатывать умения и навыки переносить теоретический материал в новые ситуации.
  • Развитие познавательного интереса к предмету, воспитание информационной культуры.

Оборудование и реактивы: ПК, мобильный компьютерный класс, ПО к компьютерному классу, проектор, экран, презентация к уроку (Приложение), микролаборатория.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Сиднея « Либо я найду путь, либо проложу его». А начать предлагаю словами академика Н.Н. Семенова «Главное, что внес в науку Сванте Аррениус, – это теория электролитической диссоциации». Хотелось бы выслушать ваше мнение по поводу этих слов. Данная тема актуальна сегодня или нет? Нужно ли уделять данной теме столько внимания? (Ответы учащихся) В материалах ЕГЭ данному вопросу посвящены задания А 22, А 23, В 9 и С 4. Мы к ним вернемся.

2. Защита проекта

На предложение учащимся самостоятельно изучить вопросы «Растворы и реакции ионного обмена» заинтересовались ребята, они разработали проект, презентацию которого предлагаем сейчас вам послушать. А в качестве экспертов приглашаем учащихся и гостей. В это время двое учащихся класса приглашаются к доске для выполнения индивидуальных заданий:

Задания для доски

  • Составить уравнения диссоциации следующих электролитов и рассчитать общую сумму коэффициентов в уравнениях диссоциации:

А) ВаАl2(РО4)2Сl2 ––>
Б) (NH4)3(HSO4)SO4 ––>
В) Na3(HCO3)CO3 ––>

  • Составить уравнения в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах и рассчитать общую сумму коэффициентов в кратких ионных уравнениях:

А) Са(HCO3)2 + Са(OH)2 ––>
Б) SO2 + КOH ––>

Далее обсуждаем проект. После защиты проекта проверяем учащихся, работавших у доски.

3. Проведение виртуального эксперимента

Эксперимент проводится по группам на которые класс разделен заранее. Группы носят уровневый характер (группы А, В, С). Учащимся группы А предлагается демонстрационная работа №2 (Электрическая проводимость веществ), учащимся группы В – демонстрационная работа №3 (Влияние типа химической связи на электрическую проводимость веществ), а группе С – работа №4 (Зависимость электрической проводимости веществ от концентрации электролита). По окончании эксперимента по одному учащемуся от группы отчитываются о проделанной работе.

После работы на компьютере предлагаю провести физминутку.

4. Проведение натурального эксперимента

Следующим этапом урока является проведение лабораторных опытов в микролаборатории (задание групповое). Перед выполнением работы напоминаю о правилах техники безопасности. По окончании эксперимента один представитель от группы отчитывается о проделанной работе.

Задание для первой группы.

Дано краткое ионное уравнение. Проделайте опыт подтверждающий его.

СаСО3 + 2 Н+ = Са2+ + Н2О + СО2.

Составьте молекулярное уравнение.

Задание для второй группы.

По краткому ионному уравнению Н+ + ОН = Н2О восстановите молекулярное и проделайте соответствующий опыт.

Задание для третей группы.

Проделайте химическую реакцию соответствующую краткому ионному уравнению Сu2+ + 2ОН = Сu (ОН)2и составьте молекулярное уравнение

5. Решение расчетных задач

На экране показаны формулы, необходимые для решения расчетных задач по теме «Растворы». Предлагаю учащимся решить по две задачи. В это время двух учащихся приглашаю решать задачи у доски. По окончании решения сверяем ответы с представленными на экране.

Задачи для первой группы

  1. Растворимость нитрата бария в 100 гр воды составляет при 80оС – 27,4 гр, при 0оС – 5,3 гр. Масса соли (в гр) которая выкристаллизуется при охлаждении до 0оС 186,05 гр раствора, насыщенного при 80оС равна…
  2. Масса (в гр) воды в которой следует растворить 34,2 гр CuCl2 х 2H2O для приготовления 9%-го раствора хлорида меди (II) равна…
  3. Объем воды (в мл), которую надо добавить к 257,6 мл (плотность 1,165 гр/мл) 15%-го раствора сульфата алюминия, чтобы приготовить 6%-й раствор, равен…

Задачи для второй группы

  1. Определите молярную концентрацию раствора, полученного при растворении сульфата натрия массой 42,6 гр в воде массой 300 гр, если плотность полученного раствора равна 1,12 гр/мл.
  2. Рассчитайте, какую массу соли необходимо добавить к 280 гр 10%-го раствора соли, чтобы получить 25%-й раствор.

Задачи для третей группы

  1. В воде растворили гидроксид калия массой 11,2 гр, объем раствора довели до 200 мл. Определите молярную концентрацию полученного раствора.
  2. Из 200 молекул распалось на ионы 100. Определите степень диссоциации вещества. Какой это электролит: сильный или слабый?

6. Тестирование

Учащимся предлагается принять участие в тестировании, разработанном на основе материалов ЕГЭ. Работа осуществляется по двум вариантам. Ключ к тестам представлен на доске. Дети осуществляют взаимоконтроль.

Тесты:

Вариант 1. Выбрать правильный ответ

1. К электролитам относятся все вещества ряда:

1) С2Н6; Са(ОН)2; Н2S; ZnSО4
2) ВаС12; СН3ОСН3; NaNО3; Н24
3) КОН; Н3РО4; МgF2; СН3СООNа
4) РbС03; А1Вг3; С12Н22O11; Н25О3

2. Газ выделяется при сливании растворов

1) сульфата калия и азотной кислоты
2) хлороводородной кислоты и гидроксида хрома
3) серной кислоты и сульфита калия
4) карбоната натрия и гидроксида бария

3. Электрическая лампочка загорится при опускании электродов в водный раствор

1) формальдегида
2)  ацетата натрия 
3)  глюкозы
4)  метилового спирта

4. Уравнению реакции Zn(ОН)2 + Н24 = ZnSО4 + 2Н2О соответствует сокращенное ионное уравнение

1) H+ + OH = H2O
2) Zn2+ + SО42– = ZnSО4
3) Н24 + Zn2+ = ZnSО4 + Н2О
4) Zn (ОН)2 + 2Н+ = Zn2+ + 2Н2O

5. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы Nа+, Н+, а также анионы SО42–, является

1) кислотой
2) щелочью
3) средней солью
4) кислой солью

Вариант 2. Выбрать правильный ответ

1. Слабым электролитом является

1) НСООК
2) НСООН
3) (НСОО)2Са
4) Са(ОН)2

2. Краткое ионное уравнение Н+ + ОН = Н2O отвечает взаимодействию

1) плавиковой кислоты и гидроксида алюминия
2) соляной кислоты и гидроксида бария
3) азотной кислоты и гидроксида меди
4) угольной кислоты и гидроксида кальция

3. В качестве анионов только ионы ОН образуются при диссоциации

1) СН3ОН
2) Zn(ОН)Вг
3) NаОН 
4) СН3СООН

4. Какая реакция соответствует краткому ионному уравнению Н+ + ОН = Н2О

1)  ZnС12 + 2NаОН = Zn (ОН)2 + 2NaCl
2)  Н2SO4 + Сu(ОН)2 = СuSO4 + 2Н2О
3)  NаОН + НNО3 = NаNО3 + Н2О
4)  Н2SO4 + Ва(ОН)2 = ВаSО4 + 2Н2О

5. Формула сильного и слабого электролита, соответственно,

1) НNO2 и НNO3
2) НNO3  и Н2SО4
3) НС1 и СН3СООН
4) СН3СООН и Н23

Итого: 5 совпавших ответов – 5 баллов, 4 совпавших ответа – 4 балла, 3 совпавших ответа – 3 балла

7. Подведение итогов работы

Учащимся предложены листы самооценки и самоконтроля, с помощью которых они выставляют сами себе отметку за урок. После чего мы обсуждаем ее.

Лист взаимоконтроля и самооценки учащихся

Список
учащихся

Индивидуальные задания,
проект, работа у доски

Виртуальный
эксперимент

Натуральный
эксперимент

Решение задач Тестирование Итог

8. Домашнее задание

Задание дается уровневое. Группа А №1, группа В №1, 2, группа С №1, 2, 3.

Индивидуальное задание – разработать проект по теме «Кислотные дожди и их воздействие на окружающую среду».

Задача 1

Растворимость хлората калия в 100 гр воды при 80оС составляет 34,4 гр, при 20оС – 8 гр. Масса (в гр) хлората калия, которая выкристаллизуется при охлаждении до 20оС 200 гр раствора, насыщенного при 80оС равна…

Задача 2

Масса (в гр) 12%-го раствора сульфата алюминия, в которой следует растворить 10 гр сульфата алюминия, чтобы получить 17%-й раствор, равна…

Дополнительное задание.

  • Существует ли ион гидроксония?
  • Что такое протолиты?