Урок русского языка на тему "Гласные О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с данной орфограммой и способами обозначения её на письме;
  • научить различать данную орфограмму от похожих в других частях слова;
  • способствовать расширению активного словаря учащихся путём знакомства с фразеологизмами.

Оборудование:

  • демонстрационная карта /Б,б/,
  • картинки с фразеологизмами,
  • карточки для групп.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

Выделение звука:

Б пузатая, как брюква
В букваре вторая буква.
Брюкву овощ – можно съесть
Букву в азбуке прочесть.

- Какой звук часто повторяется в этом стихотворении?

Дайте ему характеристику. Какой он?

- Какой буквой обозначается на письме?

Прописывание: Бб ба бе би бо бу

барабан дуб берёза

3. Словарная работа. Актуализация знаний.

- Запишите слова в творительном падеже единственного числа, вставив непроверяемые безударные гласные в корне слова и проверяемые безударные гласные в окончаниях.

Окончания выделить.

Д_ревн_й, д_рог_й, кла/с,сс/_м, комн_т_й, п_ртрет_м, ябл_к_м.

- Какой частью речи являются эти слова? Как проверяли безударные гласные в окончаниях имён существительных?

4. Постановка учебной задачи. Работа в группах.

- Изменить слово в скобках, выделить окончание. /Устно/

1-я группа:

  • накрылись от дождя /плащ/
  • на руке пять /палец /

2-я группа:

  • командир доволен /экипаж/
  • грядка /огурец/

3 -я группа:

  • открыть дверь /ключ/
  • с верным /товарищ/

4-я группа:

  • везут тележку с /багаж/
  • пироги с грибным /фарш/

Наблюдение:

- Прочитайте, какие словосочетания у вас получились.

- Что-нибудь общее и необычное вы заметили в словах, которые изменяли?

/У всех этих слов основа оканчивается на шипящий или на Ц; и в окончаниях безударная гласная/

- Возникает вопрос: Какую гласную букву нужно писать после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных?

Формулировка детьми задачи урока: найти способ выбора или определения гласных О и Е после шипящих и Ц в окончания имён существительных.

5. Решение учебной задачи /в группах/.

  • Наблюдение и работа с предложенными словосочетаниями.
  • Вывод: в сильной позиции /под ударением/ в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц пишем О, а в слабой позиции /безударной/ - Е.
  • Запись словосочетаний в тетрадь.

6. Закрепление.

а) На доске текст:

Образец:   Солнце осветило долину.   – Долина освещена солнцем.
    Плющ обвивает стену.–   Сторож охраняет склад. –
    Матч увлёк ребят. –   Врач принимает больного. –

Переделайте предложения так, чтобы выделенные слова стояли в творительном падеже, единственного числа. Какие окончания вы напишите? Почему? Каким способом /правилом/ будете пользоваться? /1-й столбик разбирается устно, 2-ой самостоятельная работа/

б) Маленькая Танечка нарисовала картинки к некоторым выражениям, услышанным в разговоре взрослых. Смысл ей был не совсем понятен, поэтому она нарисовала их так, как поняла.

- Соотнесите, к какому из выражений какую картинку нарисовала Танечка.

попасть пальц_м в небо   смотреть сквозь пальцы
калач_м не заманишь   не ударил лиц_м в грязь

- В каком смысле девочка поняла эти выражения? /в прямом/

- А в каком смысле употребляют их взрослые? /в переносном/

- Встречали ли вы эти выражения в окружающей вас речи?

Как вы их понимаете? Как должна была их понять Таня?

- Такие выражения называются фразеологизмами. Есть для школьников фразеологический словарь, чтобы легко понять смысл фразеологического оборота.

/Показ словарей, уточнение значений данных фразеологизмов/

Более подробно мы поговорим об этом на внеклассном занятии. Поучимся употреблять фразеологизмы в своей речи.

- Запишите данные обороты в тетрадь. Какая орфограмма встретилась в этих выражениях?

Как напишите?

7. Итог.

С какой орфограммой сегодня познакомились?

В какой части слова ещё встречается похожая орфограмма? Как она называется?

8. Мини-тест.

Записать слова в два столбика:

Учитель диктует слова: крышей, жёлудь, шорох, мячом, улицей, щётка.

Дети проверяют и оценивают свою работу по готовому образцу.

9. Творческое домашнее задание.

Продолжить рассказ, используя в нём по возможности следующие существительные

/крыша, крыльцо, больница, солнце, багрянец, красавец дуб, плющ, Гриша/, изменяя их в творительный падеж единственного числа.

Мой отец работает врачом в местной больнице. Вместе с отцом я ходил туда ещё малышом.

Здание больницы большое, с красной…