Цели и задачи:
- познакомить учащихся с данной орфограммой и способами обозначения её на письме;
- научить различать данную орфограмму от похожих в других частях слова;
- способствовать расширению активного словаря учащихся путём знакомства с фразеологизмами.
Оборудование:
- демонстрационная карта /Б,б/,
- картинки с фразеологизмами,
- карточки для групп.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
Выделение звука:
Б пузатая, как брюква
В букваре вторая буква.
Брюкву овощ – можно съесть
Букву в азбуке прочесть.
- Какой звук часто повторяется в этом стихотворении?
Дайте ему характеристику. Какой он?
- Какой буквой обозначается на письме?
Прописывание: Бб ба бе би бо бу
барабан дуб берёза
3. Словарная работа. Актуализация знаний.
- Запишите слова в творительном падеже единственного числа, вставив непроверяемые безударные гласные в корне слова и проверяемые безударные гласные в окончаниях.
Окончания выделить.
Д_ревн_й, д_рог_й, кла/с,сс/_м, комн_т_й, п_ртрет_м, ябл_к_м.
- Какой частью речи являются эти слова? Как проверяли безударные гласные в окончаниях имён существительных?
4. Постановка учебной задачи. Работа в группах.
- Изменить слово в скобках, выделить окончание. /Устно/
1-я группа:
- накрылись от дождя /плащ/
- на руке пять /палец /
2-я группа:
- командир доволен /экипаж/
- грядка /огурец/
3 -я группа:
- открыть дверь /ключ/
- с верным /товарищ/
4-я группа:
- везут тележку с /багаж/
- пироги с грибным /фарш/
Наблюдение:
- Прочитайте, какие словосочетания у вас получились.
- Что-нибудь общее и необычное вы заметили в словах, которые изменяли?
/У всех этих слов основа оканчивается на шипящий или на Ц; и в окончаниях безударная гласная/
- Возникает вопрос: Какую гласную букву нужно писать после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных?
Формулировка детьми задачи урока: найти способ выбора или определения гласных О и Е после шипящих и Ц в окончания имён существительных.
5. Решение учебной задачи /в группах/.
- Наблюдение и работа с предложенными словосочетаниями.
- Вывод: в сильной позиции /под ударением/ в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц пишем О, а в слабой позиции /безударной/ - Е.
- Запись словосочетаний в тетрадь.
6. Закрепление.
а) На доске текст:
Образец: | Солнце осветило долину. | – Долина освещена солнцем. | ||
---|---|---|---|---|
Плющ обвивает стену.– | Сторож охраняет склад. – | |||
Матч увлёк ребят. – | Врач принимает больного. – |
Переделайте предложения так, чтобы выделенные слова стояли в творительном падеже, единственного числа. Какие окончания вы напишите? Почему? Каким способом /правилом/ будете пользоваться? /1-й столбик разбирается устно, 2-ой самостоятельная работа/
б) Маленькая Танечка нарисовала картинки к некоторым выражениям, услышанным в разговоре взрослых. Смысл ей был не совсем понятен, поэтому она нарисовала их так, как поняла.
- Соотнесите, к какому из выражений какую картинку нарисовала Танечка.
попасть пальц_м в небо | смотреть сквозь пальцы | |
калач_м не заманишь | не ударил лиц_м в грязь |
- В каком смысле девочка поняла эти выражения? /в прямом/
- А в каком смысле употребляют их взрослые? /в переносном/
- Встречали ли вы эти выражения в окружающей вас речи?
Как вы их понимаете? Как должна была их понять Таня?
- Такие выражения называются фразеологизмами. Есть для школьников фразеологический словарь, чтобы легко понять смысл фразеологического оборота.
/Показ словарей, уточнение значений данных фразеологизмов/
Более подробно мы поговорим об этом на внеклассном занятии. Поучимся употреблять фразеологизмы в своей речи.
- Запишите данные обороты в тетрадь. Какая орфограмма встретилась в этих выражениях?
Как напишите?
7. Итог.
С какой орфограммой сегодня познакомились?
В какой части слова ещё встречается похожая орфограмма? Как она называется?
8. Мини-тест.
Записать слова в два столбика:
Учитель диктует слова: крышей, жёлудь, шорох, мячом, улицей, щётка.
Дети проверяют и оценивают свою работу по готовому образцу.
9. Творческое домашнее задание.
Продолжить рассказ, используя в нём по возможности следующие существительные
/крыша, крыльцо, больница, солнце, багрянец, красавец дуб, плющ, Гриша/, изменяя их в творительный падеж единственного числа.
Мой отец работает врачом в местной больнице. Вместе с отцом я ходил туда ещё малышом.
Здание больницы большое, с красной…