Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога по развитию у дошкольников мотивации, комфортности к общению и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника в системе воспитательно-образовательного процесса.
В связи с наблюдением в последнее время снижения уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, необходимо создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе.
Создание специальных условий в ДОУ по взаимодействию специалистов (логопеда и психолога), оказание совместного коррекционно-развивающего воздействия будет способствовать формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.
В работе специалистов выделяются следующие задачи:
- Повысить речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития у дошкольников.
- Создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.
Коррекционная работа делится на следующие этапы:
- 1-й этап – определение уровня речевого развития и коммуникативных навыков общения у дошкольников, определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания..
- 2-й этап – разработка системы работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
- 3-й этап – аналитическая деятельность, позволяющая отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
Участники и основные направления коррекционной работы:
Направление работы |
Учитель-логопед |
Педагог-психолог |
Воспитатели |
Родители |
1. Повышение речевых умений и речевой активности детей в разных видах коммуникативного взаимодействия. |
Развитие диалогической речи через совместное рассказывание и обыгрывание знакомых сказок и сюжетов с использованием игрушек и серии картин. |
Тренинговые упражнения на развития эмоционально-социальной сферы детей. Игры, развивающие коммуникативные навыки детей. Занятия, формирующие навыки общения у детей. Упражнения на обогащение опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. |
Инсценировки сказок, чтение произведений художественной литературы, стихов с их дальнейшим обыгрыванием, сюжетно-ролевые игры. Активизация и повышение мотивации детей в группе к побуждению общения со сверстниками и взрослыми. |
Активизация и повышение мотивации ребенка в семье, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков. |
2. Своевременное предупреждение и выявление речевых и коммуникативных трудностей |
Профилактическая работа по формированию компонентов речевой деятельности. Диагностика уровня речевого развития детей. Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация) |
Диагностика состояния коммуникативных навыков. Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация) |
Семинары-практикумы, консультации по речевому и коммуникативному развитию детей. |
Проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых и коммуникативных нарушений через анкетирование родителей, индивидуальные консультации. |
3. Коррекция и преодоление речевых и коммуникативных нарушений |
Развитие у ребенка сенсомоторных навыков; фонетико-фонематических процессов; лексико-грамматических категорий; связной речи; семантики (активного и пассивного словаря). |
Формирование психических процессов и коррекция познавательной и эмоциональной сферы. |
Взаимодействие со специалистами по исправлению трудностей детей с помощью игр, упражнений, совместных занятий. |
Совместные занятия с педагогами. Закрепление полученных знаний и умений в домашних и индивидуальных заданиях. |
4. Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения в ДОУ |
Повышение мотивации ребенка к преодолению речевых проблем. Воспитание уважительного и доброжелательного отношения друг к другу. |
Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. Преодоление барьеров в общении. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым, потребности в общении и взаимодействии. |
Предотвращение попыток детей в проявлении негативного отношения к детям с речевыми трудностями. Чтение художественной литературы. Формирование нравственно-культурного уровня детей |
Участие в мероприятиях детского сада: День открытых дверей, День семьи, Неделя игры и игрушки, а также посещение и активное участие в праздниках, соревнованиях, родительских собраниях, круглых столах. Развитие культуры общения и этических норм у ребенка. |
После проведенной психо - речевой диагностики и выявления детей с сочетанными нарушениями, для дальнейшей коррекционной работы, кроме традиционных логопедических и психологических игр и упражнений был разработан специальный блок общих психо – речевых заданий разной направленности для развития:
- Слухового гнозиса и фонетико-фонематические процессов.
- Речевого звукоразличения и фонематического слуха.
- Слухоречевой памяти.
- Номинативных процессов.
- Интеллектуальных процессов.
- Зрительного гнозиса.
- Причинно-следственных отношения.
- "Квазипространственных" (логико-грамматических) речевых конструкций.
В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:
Направления работы |
Логопед |
Психолог |
Развитие фонематического слуха |
Знакомство с многообразием слов, их звучанием. Деление предложений на слова, слов на слоги.
|
Речевое звукоразличение.
|
Дифференциация звуков |
Различение речевых звуков сходных по артикуляционному укладу, по звучанию. Темпо-ритмическая сторона слов.
|
Различение неречевых звуков и бытовых шумов. Чувство ритма.
|
Фонематические представления |
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов, с их наполняемостью.
|
Развитие слухоречевой памяти и внимания.
|
Фонематический анализ и синтез |
Нахождение местоположения заданного звука в слове. Определение и характеристика заданного звука.
|
Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции. Последовательность.
|
Дидактический материал |
См. технологии и методики в комплексировании логопедического кабинета |
См. блок общих психо – речевых заданий |