Организация работы учителя-логопеда и педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с детьми, имеющими сочетанные нарушения

Разделы: Логопедия


Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога по развитию у дошкольников мотивации, комфортности к общению и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника в системе воспитательно-образовательного процесса.

В связи с наблюдением в последнее время снижения уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, необходимо создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе.

Создание специальных условий в ДОУ по взаимодействию специалистов (логопеда и психолога), оказание совместного коррекционно-развивающего воздействия будет способствовать формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.

В работе специалистов выделяются следующие задачи:

  1. Повысить речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития у дошкольников.
  3. Создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.

Коррекционная работа делится на следующие этапы:

  • 1-й этап – определение уровня речевого развития и коммуникативных навыков общения у дошкольников, определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания..
  • 2-й этап – разработка системы работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
  • 3-й этап – аналитическая деятельность, позволяющая отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

Участники и основные направления коррекционной работы:

Направление работы

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

1. Повышение речевых умений и речевой активности детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.

Развитие диалогической речи через совместное рассказывание и обыгрывание знакомых сказок и сюжетов с использованием игрушек и серии картин.

Тренинговые упражнения на развития эмоционально-социальной сферы детей.

Игры, развивающие коммуникативные навыки детей. Занятия, формирующие навыки общения у детей. Упражнения на обогащение опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Инсценировки сказок, чтение произведений художественной литературы, стихов с их дальнейшим обыгрыванием, сюжетно-ролевые игры.

Активизация и повышение мотивации детей в группе к побуждению общения со сверстниками и взрослыми.

Активизация и повышение мотивации ребенка в семье, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков.

2. Своевременное предупреждение и выявление речевых и коммуникативных трудностей

Профилактическая работа по формированию компонентов речевой деятельности.

Диагностика уровня речевого развития детей.

Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация)

Диагностика состояния коммуникативных навыков.

Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация)

Семинары-практикумы, консультации по речевому и коммуникативному развитию детей.

Проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых и коммуникативных нарушений через анкетирование родителей, индивидуальные консультации.

3. Коррекция и преодоление речевых и коммуникативных нарушений

Развитие у ребенка сенсомоторных навыков; фонетико-фонематических процессов; лексико-грамматических категорий; связной речи;

семантики (активного и пассивного словаря).

Формирование психических процессов и коррекция познавательной и эмоциональной сферы.

Взаимодействие со специалистами по исправлению трудностей детей с помощью игр, упражнений, совместных занятий.

Совместные занятия с педагогами. Закрепление полученных знаний и умений в домашних и индивидуальных заданиях.

4. Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения в ДОУ

Повышение мотивации ребенка к преодолению речевых проблем. Воспитание уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.

Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. Преодоление барьеров в общении. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым, потребности в общении и взаимодействии.

Предотвращение попыток детей в проявлении негативного отношения к детям с речевыми трудностями. Чтение художественной литературы. Формирование нравственно-культурного уровня детей

Участие в мероприятиях детского сада: День открытых дверей, День семьи, Неделя игры и игрушки, а также посещение и активное участие в праздниках, соревнованиях, родительских собраниях, круглых столах.

Развитие культуры общения и этических норм у ребенка.

После проведенной психо - речевой диагностики и выявления детей с сочетанными нарушениями, для дальнейшей коррекционной работы, кроме традиционных логопедических и психологических игр и упражнений был разработан специальный блок общих психо – речевых заданий разной направленности для развития:

  1. Слухового гнозиса и фонетико-фонематические процессов.
  2. Речевого звукоразличения и фонематического слуха.
  3. Слухоречевой памяти.
  4. Номинативных процессов.
  5. Интеллектуальных процессов.
  6. Зрительного гнозиса.
  7. Причинно-следственных отношения.
  8. "Квазипространственных" (логико-грамматических) речевых конструкций.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:

Направления работы

Логопед

Психолог

Развитие фонематического слуха

Знакомство с многообразием слов, их звучанием. Деление предложений на слова, слов на слоги.

  • «Обведи правильно»,
  • «Найди общий звук»
  • «Паровозики»,
  • «Кто в домике живет?»

Речевое звукоразличение.

  • «Произнеси правильно»,
  • «Звук спрятался»,
  • «Найди пару»
  • «Домики для звуков»

Дифференциация звуков

Различение речевых звуков сходных по артикуляционному укладу, по звучанию. Темпо-ритмическая сторона слов.

  • «Звуки поменялись местами»,
  • «Дин и Дон»,
  • «Вверху или внизу»,
  • «Глухой звонкий»

Различение неречевых звуков и бытовых шумов. Чувство ритма.

  • «Чудо-звуки»,
  • «Послушай как звучит»,
  • «Угадай, чей звук»,
  • «Подбери картинку»,
  • «Шумовые кирпичи»

Фонематические представления

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов, с их наполняемостью.

  • «Кто как голос подает?»,
  • «Подскажи словечко»,
  • «Слова-близнецы»,
  • «Длинный - короткий»

Развитие слухоречевой памяти и внимания.

  • «Магазин»,
  • «Пары слов»,
  • «Найди ошибку»,
  • «Запомни слова»,
  • «Вставь пропущенное слово»

Фонематический анализ и синтез

Нахождение местоположения заданного звука в слове. Определение и характеристика заданного звука.

  • «Подними флажок»,
  • «Начало, середина или конец»,
  • «Волшебная пуговица»,
  • «Расставь нужные знаки»

Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции. Последовательность.

  • «Где лежит предмет»,
  • «Подбери следующее»,
  • «Добавь нужный слог»,
  • «Что сначала, что потом»

Дидактический материал

См. технологии и методики в комплексировании логопедического кабинета

См. блок общих психо – речевых заданий