«Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения»
Пояснительная записка
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности
Задачи программы:
- Познакомить воспитанников с понятием «Этикет», с историей этикета, с навыками культурного поведения.
- Воспитывать уважительное отношение к себе, к окружающим, к своей школе.
- Развивать коммуникативные качества личности;
- Развивать речь;
- Будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.
При изучении курса «Этикет», учащиеся
начальной школы знакомятся с хорошими манерами,
с правилами культурного поведения, которые
человечество вырабатывало веками. Тонкости
человеческого общения дети познают на основе
разнообразного практического материала: на
каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с
участием самих ребят, предлагаются просмотры
выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из
любимых мультфильмов по теме урока.
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры
поведения. Потому, на каждом занятии вводятся
слова, на произношение и употребление которых
необходимо обращать особое внимание. Учащиеся
ведут словарик таких «трудных» слов и выражений.
К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята
сами подбирают такие слова на основе наблюдений
за речью окружающих людей. На многих уроках
учитель обращает ребят к толковому и
этимологическому словарю.
Культурный человек – значит человек, умеющий
быть здоровым. Основные навыки по формированию
здорового образа жизни ребята получают при
изучении разделы «Ты сам».
Занятия по программе «Этикет» предусматривают и
выполнение творческих заданий. Дети сочиняют
мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я
был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»;
учатся грамотно оформлять письма и
поздравительные открытки, приглашения. Под
руководством учителя пробуют составлять
«невредные советы», их которых в конце года
собирается «Справочник правил поведения».
Программа рассчитана на 64 занятия, которые
проводятся 1 раз в неделю в 1 и 2 классах.
Планируемые результаты обучения.
- Учащиеся должны знать:
- историю, виды и значение этикета;
- культуру внешнего вида, правила гигиены;
- правила жизни в обществе;
- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
- культуру поведения в общественных местах;
- особенности поведения в школе;
- правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя
- правила гостеприимства;
- правила дарения и получения подарков
- правила оформления писем, поздравлений.
- правила ведения переписки в сети Интернет
- Учащиеся должны уметь:
- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
- общаться с представителями противоположного пола;
Литература:
- «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
- «Хорошие манеры в рисунках и примерах» Арина Гольдникова
- «Вредные советы» Г. Остер
- «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
- Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
- Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
- «Уроки этикета» Насонкина С.А.
- «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
- Игра-раскраска «Хорошие манеры»
- «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
- «Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев.
- http://www.etikets.ru
Поурочное планирование
1-й год обучения (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Содержание |
1. | Что значит быть вежливым? | 1 | Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета | |
Правила жизни в обществе (11) | ||||
2. | Приветствие. | 1 | Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй» | |
3. | Давайте познакомимся… | 1 | Правила знакомства | |
4. | Прощание. | 1 | Слова прощания | |
5. | Благодарность. | 1 | Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности | |
6. | Извинения. | 1 | ||
7. | Разговор в обществе | 1 | Начало разговора: Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон. | |
8. | Обращение к собеседнику. Наши имена | 1 | Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени | |
9. | Ты и Вы | 1 | ||
10. | Слова и жесты | 1 | Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты | |
11. | Внимание к собеседнику. | 1 | Культура поведения во время беседы | |
12. | Вежливые слова. Решение этикетных задач | 1 | ||
Ты сам (13) | ||||
13. | Твой внешний вид. | 1 | Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка | |
14. | Уроки гигиены. | 1 | Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.; | |
15. | Кое-что о правильном питании. | принципы здорового питания, понятие о полезной пище | ||
16. | Твое настроение. | 1 | Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим | |
17. | Тайна моего «Я». Умение владеть собой | 1 | ||
18. | Как мы видим друг друга | 1 | ||
19. | Вредные и полезные привычки. | 1 | Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков | |
20. | Не только платье красит человека. | 1 | ||
21. | Одежда, костюм, мода | 1 | Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией. | |
22. | Мода на Руси | 1 | ||
23. | Не только платье красит человека. | 1 | Использование косметики и парфюмерии. | |
24. | Только о мальчиках. Только о девочках. | 1 | ||
25. | Решение этикетных задач | 1 | ||
Ты – ученик (9) | ||||
26. | Твое отношение к учебе и учителям | 1 | Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю, отметке, умение доказать свое мнение. Изучение «Устава школы №5» и (возможное) внесение поправок | |
27. | Общение с одноклассниками. | 1 | Взаимоотношения между одноклассниками, отношение мальчиков и девочек, мини-тест «Примерный ученик» | |
28. | О дружбе | 1 | ||
29. | Как решать конфликты. | 1 | «Правила поссорившихся сторон» | |
30. | Культура спора | 1 | Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь) | |
31. | В библиотеке, в столовой, в гардеробе. | 1 | ||
32. | Загородная прогулка с классом | 1 | Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе | |
33. | Смеемся вместе | 1 | ||
34. | Обобщение изученного материала. Решение этикетных задач | 1 |
Поурочное планирование
2-й год обучения (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Содержание | ||
1. | Введение | |||||
Правила жизни в обществе (14) | ||||||
2. | На прогулке | 1 | Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения, (словарь) | |||
3. | В магазине. | 1 | Правила поведения в общественных местах | |||
4. | В больнице. Врач и пациент | Посещение больного | ||||
5. | В общественном транспорте | 1 | Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» (словарь) | |||
6. | В театре, в кино. | 1 | Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). | |||
7 | В музее | 1 | Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам | |||
8. | На концерте, на стадионе | 1 | Правила поведения в общественных местах, (словарь) | |||
9. | Путешествия | 1 | Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолете. Жизнь в палаточном городке. | |||
10. | В гостинице | 1 | Правила проживания в гостиницах | |||
11. | Национальный этикет | Особенности этикета в разных странах мира | ||||
12. | У меня зазвонил телефон… | 1 | Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). | |||
13. | Пишем письма. | 1 | Правила оформления письма, тренировочные упражнения по написанию писем | |||
14. | Интернет и Этикет | 1 | Правила работы с электронной почтой | |||
15. | Решение этикетных задач | 1 | ||||
Дом и семья (7) | ||||||
16 | Портрет семьи | |||||
17. | У себя дома, что хочу, то и ворочу? | 1 | Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям | |||
18. | За столом. | 1 | Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира | |||
19. | Семейные праздники. | 1 | Культура организации семейного торжества, семейные традиции | |||
20. | Доброе имя семьи | 1 | ||||
21. | Добрые слова. Слова утешения | 1 | ||||
22. | Домашние питомцы. | 1 | ||||
Гость – хозяину радость | ||||||
23. | Гостеприимство как национальная черта русских | 1 | ||||
24-25. | Мы идем в гости. | 2 | Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций | |||
26-27. | Приглашаем гостей | 2 | Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций | |||
28. | Даты и торжества. | 1 | ||||
29. | Поздравления. Приглашения | Правила оформления поздравительной открытки, (словарь). | ||||
30. | О подарках. | 1 | Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков, | |||
31. | Цветочный этикет | 1 | Дарение цветов | |||
32. | О комплиментах | 1 | ||||
33. | Дама и кавалер. Потанцуем? | 1 | Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец» | |||
34. | Обобщающее занятие | 1 |