Вход: С.В. Рахманинов «Второй концерт для ф-но с оркестром». (1 часть)
– Вам знакома эта музыка?
– Назовите, пожалуйста автора и исполнителя.
– Это первый выдающийся русский дирижёр, великий
композитор, гениальный пианист. (портрет на
доску)
А.Рубенштейн сказал: «Исполнение – это второе
творение».
Как вы понимаете смысл этих слов?
– Да, действительно, истинная ценность музыки
познаётся только благодаря исполнительскому
искусству.Будь это исполнитель инструментальной
или вокальной музыки.
– Чувство гордости наполняет нас при мысли о том,
что десятилетия нашего века фортепианное и
оперное искусство мира озарялось созвездием
двух имён С.В.Рахманинова и Ф.И.Шаляпина.
– Они были связаны благородной творческой
дружбой.
Мы знаем с вами кем был С.В.Рахманинов, а кем был
Ф.И.Шаляпин?
– Он был великий русский певец, гениальный актёр,
непревзойдённый исполнитель, художник и
режиссёр.
– Рояль, когда к нему прикасался С.В.Рахманинов
звычал выразительно, тепло и страстно, как
человеческий голос.
– А голос Ф.И. Шаляпина можно было сравнить с
великолепным драгоценным инструментом, который
даётся
мастеру однажды в столетие.
– Я хочу показать вам одну фотграфию. (На доску
вывешиваю фотографию дома Ф.И.Шаляпина)
– Улица Гоголя, 1. «Старый деревянный домишко с
полуподвальным этажом стоит на высоком крутом
берегу. Внизу река Белая, а далеко, до самого
горизонта, расстилаются леса, поля, поблёскивают
озёра, а сверху синим шатром накрывает эти
просторы необьятная ширь неба,и редкие пышные
облака медленно плывут куда-то, навевая странную
задумчивость о возвышенном…»
С весны 1891 года в этом доме жил молодой Фёдор
Шаляпин, часто выходил он на крошечный балкон,
любовался заречными далями и вдруг начинал
петь…непременно протяжное, исконно русское,
чуточку тоскливое. Может быть это?...
Слушание: р.н.п. «Вдоль по матушке, по Волге»
– Как называется эта песня?
(Разучивание песни 1-й этап)
– Вероятно, когда пел эту песню, вспоминал
волжские шири, которые знал с рождения. Родом
Ф.И.Шаляпин из Казани, там научился петь,
познакомился с театром и полюбил его на всю
жизнь, там пришла мечта стать артистом.
Но артистической колыбелью для него стала Уфа.
Ученик:
«Синий сумрак разливался
Над белеющей рекой
Голос мощный раздавался
Одинокий бас густой.
Пел высокий и нескладный
В шаль одетый паренёк.
Пел ожизни безотрадной
И о том, что путь далёк.
Пароход пыхтел, качался,
Подходя к горе крутой.
Так Шаляпин повстречался
С нашим городом, Уфой.»
«В сентябре 1890 г. С парохода «Витязь» сошёл на
Сафроновскую пристань Уфы долговязый юноша.
Багажа при нём не было, да и одежёнка – вместо
пальто на плечи наброшеная старенькая шаль
выдавала его явную бедность. На извозчика денег
не было, пришлось идти к центру города пешком под
осенним дождём, по густой слякоти. Путь не
близкий – вёрст пять.Зато в кармане лежал первый
в жизни кантракт на работу хористом в театр.»
Позже в автобиографических книгах: «Страницы из
моей жизни», «Маска и душа», Ф.И.Шаляпин очень
тепло вспоминал уфимский период своей жизни:
«…всё было – и бедствовал, и голодал, имел успех,
который мечту стать артистом превратил в
действительность, здесь нашёл новых друзей и
приобрёл приличную одежду.
– Главным событием жизни Шаляпина той поры стало
исполнение первой сольной партии Стольника в
опере С.Монюшко «Галька».
Случилось это 18 декабря 1890 года и стало
знаменательной датой, первой ступенью на пути
восхождения к вершинам мировой славы. Боялся
страшно.
Ученик:
«Очень страшно в первый раз
В опере солировать
В зале все глядят на вас –
Петь – не репетировать!
Свет сияет золотой,
Ах, как сердце бьётся,
Надо петь, но страх такой
Всё внутри трясётся!
Наконец Шаляпин спел,
Низко поклонился,
Отступил и на пол сел,
А точней свалился.
Кто-то в сторону убрал
Кресло от солиста.
Так Шаляпин начинал
Трудный путь артиста.
Став известным, вспоминал
Свой дебют на сцене.
Так тепло уфимский зал
Встретил его пение!
После первой сольной партии Фёдор получил
небольшую прибавку к жалованию, и ему был
предложен бенефис. Он выбрал «Аскольдову могилу»
А.Верстовского и, по-волжски окая в речитативах,
отлично исполнил вокальную партию. За удачное
выступление ему подарили сюртук, серебряные часы
с крышкой на стальной цепочке и 80 р. Денег.
Шаляпин впервые ощутил себя богатым, такой суммы
у него никогда не было.
Молодой артист наконец-то купил себе пальто – до
сих пор, несмотря на морозы, бегал в пиджаке,
прикрывшись шалью, купил кожаную куртку, сапоги и
перчатки. И стал Шаляпин франтом, гулял по улицам
Уфы, фотографировался, и дарил карточки с
трогательными надписями своим друзьям.
По поводу и без повода доставал часы и щёлкал
крышкой. Но и это не самое главное, а то, что, самое
главное, памятное – собственная фамилия на
театральных афишах.
С первого же дня работы в труппе все оценили его
голос, оценили старание, с которым он отдавался
работе в театре, всех покаряли его увлечённость и
беспредельная преданность делу… Не покидала его
гордая радость – сбылась мечта, он служит в
театре, он артист.
Как-то произошёл курьёзный случай, перед
окончанием сезона труппа выехала с концертами в
Златоуст. Должны были играть акт из «Синей
бороды», но вот синюю бороду впопыхах не
захватили с собой. Шаляпин едва узнал об этом,
отрезал прядь своих длинных светлых волос,
выкрасил их в синий цвет и приподнёс
антерпренёру. Тот был тронут, а Федя тогда
подумал: он не знает, что если бы ему потребовался
мой палец или ухо, я охотно предложил бы ему ухо
или палец…
Сумасшедшая любовь к театру которая не прошла до
конца дней его жизни. Позже им были исполнены им
лучшие хоровые партии на сцене Московской
русской частной оперы С.Мамонтова, в Большом
театре в Москве, в Мариинском театре в
Петербурге. Появление Шаляпина на сцен
мамонтовского театра было сенсацией в Москве.
Пошли слухи, одни нелепее других…
Зажигаю свечу. Играют дети.
– Слышали про чудо?
– Какое?
– Савва снова поразил Москву!
– Разыскал где-то в малороссийском хоре вв Уфе
или Казани парня с таким голосом, что всех затмил!
– Вот и неправда! Савва нашёл его на волжском
пвроходе.
– Паренёк он совсем молоденький, а голосище –
небывалый…
– Мамонтов кого хочешь найдёт!
– Ну и Савва!
М.В.Нестеров: «Бывая в Мамонтовском
театре, можно было наблюдать, что Шаляпин был в
поре величайшего творчества. Каждая новая роль
его бывала для нас, тогда живших в Москве, новым
откровением. Театральный сезон был весь заполнен
Шаляпиным, разговорами о нём, восторгами,
знакомством с ним.
– Современников поражал голос певца.
– Да, удивительный голос, мягкий бархатный тембр!
– Он объёмный, кажется его можно потрогать.
– Он звучит мощно, полнокровно, обладает
богатством интонаций.
– В своих воспоминаниях Ф.И.Шаляпин с большим
юмором описывает, как отнеслись к его голосу в
Америке, когда он там гастролировал (зажигаю
свечу на втором столе, за которым сидит
«Шаляпин»)
– Душенька, Софи, разложи мне, пожалуйста
пасьянс.
(Софи раскладывает пасьянс, барышня исполняет
романс)
– Браво, браво. Как замечательно вы исполнили
романс.
– До что вы, Федор Иванович, ни к чему такие
похвалы.
– Расскажите-ка лучше, как вы гастролировали в
Америке?
Шаляпин. Американская пресса
предупредила общество, что я_ обладатель
феноменального стенобитного баса…
Говорили, что русские басы тремя нотами
опрокидывают колокольни. В театре, видимо,
ожидали, что я выйду на сцену, гаркну и вышибу из
кресел первые шесть рядов публики. Но так как я не
изувечил американских ценителей пения, то на
другой день в газетах писали приблизительно
так: «Какой же это русский бас? Голос у него
баритонального тембра и очень мягкий.
– Ах, Фёдор Иванович, может с моей стороны это будет грубой лестью, но тембр вашего голоса неповторим, его узнаешь из тысячи. Видите, до чего вы меня довели… (достаёт из сумочки перчатки). Мои перчатки лопнули от апплодисментов на вашем концерте.
Театральная история знает много выдающихся певцов, но Шаляпин остаётся непревзойдённым. Мощь голоса основана не на силе звука. Секрет его исполнения заключён в одухотворениикаждой мелодической фразы, он создавал на сцене глубокие психологические образы, создавал сложный внутренний мир героя. Ирина Селантьева вспоминает:
«Когда Ф.И.Шаляпин входил в образ сценического
героя, зрителям порой казалось, что у него
менялись цвет глаз и овал лица, длина шеи и даже
рост. А может быть не казалось, может быть так оно
и было? Но вероятно ли такое? И ещё – эта, как
говорили его современники, страшная сила,
похожая на гипноз, приводившая в состояние
буквально порабощения всех, кто видел его игру,
слушал его голос».
– Как хочется послушать голос Ф.И. Шаляпина.
– И нам представится сейчас эта возможность.
Запись эта была сделана в начале века. Кто мог
сравниться с Шаляпиным, когда он пел «Блоху»
М.П.Мусоргского (портрет)
– Что умел мастерски делать Мусоргский? (Создавать
музыкальные портреты)
В одном из писем М.Горького есть подробный
рассказ о том, как исполнял Шаляпин «Блоху»
«И вот – Блоха! Вышел к рампе огромный парень, во
фраке, перчатках, с грубым лицом и маленькими
глазками. Помолчал. И вдруг – улыбнулся, и – ей
богу! – стал дьяволом во фраке. Запел не громко
так: «Жил был король когда-то, при нём блоха жила».
Спел куплет и до ужаса тихо захохатал: «Блоха?
Ха-ха-ха!» Потом властно, королевски властно!
крикнул портному: «Послушай, ты! Чурбан!»
И снова засмеялся дьявол: «Блохе кофтан? Ха-ха!
Кафтан? Блохе? Ха-ха!
И это невозможно передать! – с иронией,
поражающей, как гром, как проклятье, он,
ужасающей силы голосом заорал: «Король ей
сан министра и с ним звезду даёт, за нею и другие
пошли все блохи в ход». Снова смех, от которого
мороз по коже подирает. И снова негромко,
убийственно-иронично: «И самой королеве и
фрейлинам её от блох не стало мочи, не стало и
житья»
Когда он кончил петь, кончил этим смехом дьявола,
публика – театр был битком набит, – публика
растерялась. С минуту – я не преувеличиваю! – все
сидели молча и неподвижно, точно на них вылили
что-то клейкое, густое, тяжёлое, что придавило и
задушило. Мещанские рожи побледнели, всем стало
страшно. А он опять пришёл Шаляпин, и снова начал
петь Блоху!
Ну, брат, ты не можешь себе представить, что это
было!
Слушание М.П.Мусргский «Блоха».
– Время шло. Шаляпин был всероссийскойзнаменитостью. Он создавал один за другим дивные образы: Мефистофиль,Владимир Галицкий, Сусанин, Мельник, царь Борис Годунов, Иван Грозный – все они были великолепными, быть может гениальными созданиями, его прославившими.
(На экране Шаляпин в роли Б.Годунова, звучит ария)
Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой
музыкальной интонацией, это было нечто
поразительно живое, выпуклое, яркое.
Перед нами царь величавый, чадолюбивый,
пекущийся о народе и всё-таки роковым образом
идущий по наклонной плоскости к гибели,
благодаря свершённому преступлению, словом, тот
Борис Годунов, который создан Пушкингым и
воссоздан Мусоргским.
– Удивительно серьёзно и осознанно Шаляпин подходил к созданию каждого образа, каждой роли.
Он очени много читал, внимательно
прислушивался к советам друзей. Это был
интеллектуальный, глубокий артист. Образы, им
созданные, возвышались до Сурикова, трагичны и
историчны.
Когда Шаляпин выступал в русских операх,
национальная их природа помогала ему проникнуть
в суто изображаемых образов. А вот с Мефистофелем
было не легко.
А с партией Олоферна неизмеримо сложнее. На
помощь пришёл Валентин Серов.
«…Однажды в студии Серова, рассматривая
фотографии памятников старинного искусства
Египта, Ассирии, Индии я наткнулся на альбом, в
котором я увидел снимки барельефов, каменные
изображения царей и полководцев то сидящих на
троне, то скачущих на колесницах, водиночку,
вдвоём, втроём.
Меня поразило у всех этих людей профильное
движение рук и ног – всегда в одном направлении.
Ломаная линия рук с двумя углами в локтевом сгибе
и у кисти наступательно заострено вперёд. Ни
одного в сторону раскинутого движения!
В этих каменных позах чувствовалось великое
спокойствие, царственная медлительность. Не
дурно было бы, – подумал я, – изобразить Олоферна
вот таким, в этих типических движениях, каменным
и страшным.
(слайд Олоферна)
– Да, ассирийский барельеф ожил, родился
шаляпинский Олоферн, какого до той поры не знала
русская сцена.
…густо чёркн, большая борода с бирюзой поперёк,
глаза ярко-красные, толстые губы. Движения его
как у зверя – походка, при остановке быстрый
поворот, локоть под прямым углом.
Необычаянная спаянность движений с музыкой и её
ритмом. И какя во всём точность расчёта! Всё он
вымерил, всё заранее сообразил. Наблюдаешь его не
издали, а вблизи, в двух шагах от него, а –
иллюзия…
Берёт ужас!»
Большое значение он придавал костюму, гриму,
декорациям.
Шаляпин сам накладывал грим, и одеваясь, перед
спектаклем, какбы подготавливался к
преображению. Стены его артистической в
Мариинском театре были, как писалось в газетной
заметке «испачканы углем» – это были наброски
тех образов, причём в разных позах, которых он
изображал. Также выглядела театральная уборная
Шаляпина и через 25 лет в Париже. Т.е. он перед
выходом на сцену настраивался на роль таким
образом. Талант артиста считал он, ко многому
обязывает. «Трудна моя жизнь, но хороша!» –
говорил художник.
В 1922 г. Ф.И.Шаляпин был вынужден покинуть Родину.
До конца своих дней он жил за границей. За рубежом
он ни в чём не уронил чести русского художника,
напротив – высоко нёс знамя священного
искусства.
Из воспоминаний А.Вертинского:
«Без преувеличения можно сказать – ни один
артист в мире не имел такого абсолютного
признания как Шаляпин. Все склонялись перед ним.
Его имя горело яркой звездой. Тех почестей, тех
восторгов, которые выпали на его долю не имел
никто»
Очереди за билетами на Шаляпина выстраивались с
вечера и нередко под охраной конной полиции. В
стужу, прямо на тротуарах разводили костры. По
двадцать-тридцать часов простаивали даже те, кто
уже видел и слышал артиста в объявленной роли,
потому, что на каждой втстрече с публикой Шаляпин
неизменно преподносил ей сюрприз, открывая в
десятки раз игранном образе нечто такое, отчего в
душу закрадывался молитвенный страх и трепет.
Оглядывая многоярусную громаду театра, кто-то из
театралов однажды сказал: «Публики не было
только на люстрах».
(Зажигаю свечу на 3 столе)
– Заглянем на минутку в кабачок к Куманову, и послушаем господина Вертинского.
Вертинский: Однажды мы сидели с ним в
Праге, в кабачке у Куманова после концерта. С нами
было несколько журналистов. После ужина Шаляпин
взял карандаш и начал рисовать прямо на скатерти.
Когда все расплатились и пошли, хозяйка догнала
нас уже на улице. Не зная с кем имеет дело, она
набросилась на Шаляпина.
– Вы испортили мне скатерть! Заплатите за неё 10
крон!
Шаляпин. Хорошо. Я заплачу 10 крон, но
скатерть возьму с собой. (Хозяйка принесла
скатерть и получила деньги).
Приятель: Глупая, ты бы вставила эту
скатерть в рамку под стекло и повесила в зале как
доказательство того, что у тебя был Шаляпин. И все
бы ходили к тебе смотреть на неё.
Хозяйка: (протянула10 крон с
извенениями)
– Извините, Ф.И., возьмите деньги, разрешите
мне забрать скатерть обратно.
(Шаляпин покачал головой)
– Простите, мадам. Скатерть моя. Я купил её у
вас. А теперь, если вам угодно, получите её
обратно за 50 крон.
Вертинский: хозяйка безмолвно
заплатила деньги.
Объехавший множество стран и все континенты,
имевший потрясающий успех, Ф.И.Шаляпин говорил,
что его сердцу, любящему Римского-Корсакова
роднее всего свирель на опушке леса.
«Родину он любил», – писал А. Вертинский –
любил той любовью, которой может любить её
только тот, кто плоть от плоти, кровь от крови сын
своего народа, чьё существование до глубочайших
корней связано с русской землёй. В его яркой
незабываемой личности воплотились гениальность,
мощь, величие русского народа, который сегодня,
как маяк надежды и жизни светит всему миру»
Читаю эпиграф: «Только Россия может создавать таких колоссов. Он – точно памятник самому себе»… (А. Вертинский)
«Ф.И. Шаляпин – лицо символическое» – писал М.Горький – «такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот. как силён, красив, талантлив русский народ».
(Звучит «Элегия» Масне. Зрительный ряд, все слайды,последний С.В.Рахманинов)
«Да! Шаляпин – богатырь. Для будущих
поколений он будет легендой» – откликнулся
на смерть художника С.В.Рахманинов.
(Слайд Ф.И.Шаляпина)
«Шаляпин – певец и артист необыкновенный, это
гигант, которому предназначено создать в
искусстве нечто такое, что не было ведомо прежде,
что именно ему суждено вести за собой массу
последователей. Словом, начать новую страницу в
истории отечественного оперного искуксства» Ю.Д.
Энгель.
Урок наш подошёл к концу, и в заключение я хотела
бы сказать, что слова Энгеля, сказанные в1899 году
оказались поистине пророческими.Шаляпин всё
также молод. Его поиски всё так-же современны, как
и десятки лет назад. Каждый год в феврале месяце
наш Башкирский театр оперы и балета и весь город
начинает жить по-новому фестивальному
времени.
Что это значит?
Кто знает, может и грядущий фестиваль подарит нам
новые имена.
А Ф.И. Шаляпин для всех нас останется легендой. И
встречи с этим многогранным, гениальным артистом
и великим человеком всегда будут удивительно
интересны.
Звучит 1 часть «Второго концерта для ф-но с оркестром С.В.Рахманинов.