Внеклассное мероприятие "Экологический марафон"

Разделы: Экология


Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.

Задачи:

  • Формирование познавательного интереса, коммуникативных навыков при работе в группе.
  • Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике.
  • Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.

В рамках предметной неделе  экологии или естественных наук в нашей школе проводится мероприятие, которое охватывает учащихся среднего и старшего звена. Неделя, как правило, насыщена информационным материалом и поэтому проведение такого рода «марафона» логично завершает неделю и позволяет применить полученные знания в нестандартной ситуации, попробовать себя в новой роли и провести время с пользой. Обычно участвуют учащиеся  7 и 10 классов. Десятиклассники выступают в роли ведущих и организаторов, а семиклассники – марафонцы.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

За две-три недели до всемирного «Дня Земли» 22 апреля с учащимися 10-х классов разрабатывается маршрут  предстоящего марафона. Ученики делятся на 4-5 команд и продумывают содержание, оформление, поощрения для младших учеников на своей станции. Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика (чтобы задания соответствовали возрастным особенностям).
За неделю вывешивается объявление,  и учащимся 7-х классов выдаются приглашения на марафон (Приложение 1). Классные руководители седьмых классов помогают ребятам распределиться на 4 группы по способностям, интересам или желанию. А так же классный руководитель контролирует готовность  к работе (наличие карандашей, ножниц, скотча и т.д.).
Марафон начинается стартом (торжественной линейкой). Ведущие озвучивают задачи марафонцев, звучат слова о значимости  природоохранных мероприятий и тревожных фактах последствий нашего воздействия на природу. Классам раздаются маршрутные листы (Приложение 2) и в течение часа все работают по маршрутам. На каждой станции присутствует учитель-предметник, который наблюдает за работой ребят, объективностью выставления баллов ведущими и корректностью в проведении соответствующего этапа. После работы все получившиеся материалы сдаются и распределяются места, согласно участия. При одинаковом количестве баллов присваиваются номинации (это заранее обсуждается со старшеклассниками).

2. Технологический этап

После получения комплекта маршрутных листов на каждый класс, семиклассники распределяются в группы, согласно договорённости и отправляются на станции. Таким образом,  на каждом станции находятся по четыре команды из разных классов.
На станции «Интеллектуальная»  проводится брейн-ринг «Чудеса в природе».
На станции «Оч.умелые ручки» учащимся предлагают сделать массу полезных вещей из «Мусора». Для этого каждой команде выдаётся одинаковый комплект с так называемым мусором: пластиковые бутылки, тетрапаки, коробки из-под пищевых продуктов и т.д. главное условие,  чтобы изделие функционировало и чтобы осталось минимум отходов.
На станции «Знаки природы» учащимся выдают по три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача ребят нарисовать знаки, запрещающие  какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.
А на станции «Лесная аптека» – учащиеся не только узнают много полезной и новой информации про лекарственные растения, но и пытаются сочинить рекламу для одного из них.  Отправимся и мы по маршруту марафона…

Брейн-ринг «Чудеса в природе»

Оборудование: название станции,  звуковое (звонок) или сигнальное (настольная лампа) устройство, столы, вопросы-задания, песочные часы, музыка для рекламной паузы, таблички для оценивания,  дипломы победителям и участникам.

Ведущий: сегодня мы говорим о живой природе, которая сильно пострадала от рук человека,  призываем вас беречь и сохранять всё живое на Земле. Но для того, чтобы беречь нужно знать. На сегодняшнем турнире мы попробуем вспомнить о некоторых из них. Для этого мы играем в «брейн- ринг». Вам нужно выбрать капитана команды, поучаствовать в разминке и ответить на несколько вопросов. Перед каждым раундом капитаны выбирают тему вопроса из представленных номинаций: птицы,  животные, растения, цветы, вопросы-шутки, альтернативный вопрос. Играют по две команды.  На ответ командам даётся  1 минута, ног можно ответить и раньше, нажав на кнопку  сигнала. Если ответ не верен, то по истечении времени право ответа у соперников. Если и соперники дали неправильный ответ, то вопрос снимается, а следующий тур оценивается в 2 очка. Желаю удачи!

ХОД ИГРЫ

I. Разминка

Команды выбирают капитана, говорят название и угадывают ключевое слово.

Вопросы для ключевого слова:

1. Птица, питающаяся змеями? (Змееед)
2. Как в народе называют хвойный лес? (Ельник)
3. Как звали корову дяди Фёдора и кота Матроскина? (Мурка)
4. Травка зеленеет, солнышко блестит, … с весною в сени к нам летит. Что нужно вставить вместо …? (Ласточка)
5. Пища северного оленя? (Ягель)

Ключевое слово – ЗЕМЛЯ.

II. Отборочный

По жеребьёвке выходят первые две команды. Они отвечают на 3-4 вопроса, затем другие две команды.

III.  Перед финалом следует музыкальная пауза – голоса природы

IV. Финал.

Проигравшие в отборочном туре соревнуются за 3-4 места, а выигравшие в первом туре – за 1-2 места.

V. Итоги и награждения

Ведущий благодарит за участие,  обращает внимание на книги,  которые можно прочитать,  чтобы победить в следующий раз. Вручаются грамоты за места. (Приложение 3)

Вопросы:  

Животные

1. Животные эти необыкновенные. За ними «числятся» рекорды ныряния, битвы с гигантами спрутами, глотание людей. (Кашалот)
2. Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверёк похож на гордо подтянутого командира. (Суслик)
3. Мчится  «птица-зверь» – не видно, как земля касается, скорость – 50 км/час. Длинный хвост его как руль, помогает на скаку менять направление. Кто это? (Тушканчик)
4. какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит)
5. Название они получили от того, что их мясо похоже на поросёнка, а завезены они были «из-за моря». (Морские свинки)
6. Замечательные строители и инженеры, созидатели различных «проектов»  и построек. (Бобры)
7. Его оружие – иглы. Зверь оглушительно гремит ими, угрожая противнику, может в коротком беге вонзить их  в тело врага. (Дикобраз)
8. Рекордсмен спячки  среди животных. Недаром говорят «спит как…». (Сурок)
9. Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка)
10. Спор о положении этого зверька в животном мире длился около ста лет. Кто он: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью? (Утконос)

Цветы:

1. Какой цветок полицейские всего тура считают врагом номер один? (Мак)
2. какой цветок является символом Шотландии? (Чертополох)
3. славяне считают этот цветок «одолень-травой» и используют для заговоров. (Кувшинка)
4. В каком балете звучит «Вальс Цветов»? (Щелкунчик)
5. Цветок – символ самовлюблённости. (Нарцисс)
6. Искусство составления букетов. (Икебана)
7. Какой цветок украшал плечо героини известного романа А.Дюма? (Лилия)
8. Цветы «Вестники- разлуки». (Жёлтые тюльпаны)
9. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
10. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)

Птицы:

1. Какая птица не умеет летать? (Страус)
2. Птенцы у неё появляются зимой, в самые морозы. (Клёст)
3. Птица,  питающаяся только падалью? (Сип)
4. Какая ночная птица не вьёт гнезда?  (Козодой)
5. Какая птица бегает в поисках  корма по дну реки? (Оляпка)
6. У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)
7. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок)
8. Какая птица не садится не на воду, не на дерево? (Стриж)
9. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

Растения:

1. Родина – индия. В России разводят со времён Ивана Грозного. Само слово от греческого «незрелый». На 96% состоит из воды. (Огурец)
2. Родина Америка. Там возделывалось уже 5 тысяч лет тому назад. Рекордный экземпляр – 302 кг. Мякоть – оранжево-жёлтая. (Тыква)
3. Родина – Бразилия. Дословно с английского переводится как «Сосновое яблоко». Плоды похожи на большие шишки. Встречаются в любой Африканской и азиатской деревне. (Ананас)
4. Родина – Юго-Восточная Азия. В Америку это растение проникло ещё до Колумба. В тропических странах заменяет хлеб. В основном плод жёлтого цвета, но бывает и красный. (Банан)
5. Родина – Китай. В Европе известно с XVI века. Плоды весьма питательны, содержат рекордное количество железа. Приезжающие в Закавказье удивляются «помидорным деревьям». (Хурма)
6. Родина Южная Америка. В России разводят в Краснодарском крае. Плод похож на сливу по форме, по цвету – на зелёные огурцы. Это кустарник от 2 до 5 метров. (Фейхоа)

Правда ли , что…

1. Стрижи спят на лету? (Правда.  На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются ближе к земле.)
2. Голубые розы растут только в Китае? (Нет.  Голубых роз в природе не существует).
3. Крокодилы могут взбираться на деревья? (Правда. Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и спят на ветвях).
4. На зебрах водятся полосатые блохи? (Нет. Блохи на зебрах не маскируются).
5. Змеи могу прыгать до 1 метра в высоту? (Правда. Гадюка в Центральной Америке).
6. Зелёный картофель ядовит. (Правда. В нём содержится яд – соланин, который вреден, особенно для детей).

Шуточные вопросы:

1. Каким гребнем не расчёсывают голову? (Петушиным)
2. Петух снёс яйцо, кому достанется оно? (Петухи не несутся)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
4. Как сорвать лист с ветки, чтобы не спугнуть птицу? (Подождать когда птица улетит)
5. Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый)
6. Какой город носит название птицы? (Орел)
7. Отчего гусь плавает? (От берега)
8. Почему птицы летают? (По воздуху)
9. почему утка плавает? (По воде)
10. Сколько нужно взять букв «А», чтобы получить птицу? (Сорок – А)
11. На какое дерево ворона садится после дождя? (На мокрое)
12. Отчего петух, когда поёт, закрывает глаза? (Хочет показать, что знает песню наизусть)

«Оч. умелые ручки»

Оборудование: название станции, столы, музыка для хорошего настроения, таблички-ярлыки для оформления работ,  подручный материал (комплекты одинаковые для команд), ножницы, клей, шило, проволока, суровые нитки, дипломы командам  победителям и участникам, личные номинации.
В течение часа учащиеся мастерят поделки, стараясь оставить как можно меньше отходов. Затем подписывают работы и оформляют выставку. (Приложение 4).

«Знаки природы»

Оборудование: название станции, столы, музыка для хорошего настроения, заготовки для изображения знаков,  таблички-ярлыки для оформления работ,  кисти, краски, цветные карандаши,  дипломы командам  победителям и участникам. (Приложение 5)

«Зелёная аптека»

Оборудование: название станции, столы,  альбомные листы для изображения реклам,  таблички-ярлыки для оформления работ,  кисти, краски, цветные карандаши,  дипломы командам  победителям и участникам. (Приложение 6)

Рефлексивный этап:

На финише (итоговой линейке) проводится церемония награждения. Все классы получают грамоты за призовые места или участие, а затем каждый класс получает диплом за участие и сладкий приз на каждый класс. Учителя и учащиеся десятых классов поздравляют участников, высказывают пожелания всем марафонцам, а всех семиклассников просят оформить  записку с итоговой анкетой.

Анкета

1. Ф.И.О.
2. Класс.
3. На какой станции был
4. Что понравилось?
5. Что не понравилось?
6.Твои пожелания организаторам.

Примеры пожеланий и отзывов ребят приводятся  в приложении… (Приложение 7)
По итогам  мероприятия оформляется газета с фотографиями и отзывами,  выставки знаков природы и поделок.