Урок изобразительного искусства в 5-м классе "Красота осеннего пейзажа в живописи"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: формирование у учащихся  художественной средствами эпического пейзажа в технике монотипии.

Задачи:

  • закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении;
  • закрепить представления детей о жанре пейзажа и развивать  умения передавать свое отношение к изображаемому;
  • развивать самостоятельность и умения работать в коллективе;
  • познакомить с новым видом творческого задания;
  • воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Зрительный ряд:  презентация, учебники «Изобразительное искусство. 5 класс», словари.

Музыкальный ряд: сборник «Мелодии в осенних ритмах», 2008

Литературный ряд: стихи русских поэтов об осени.

Дидактические пособия: дидактический раздаточный материал для групп, лото

Оборудование: компьютерный класс, мультимедиа-проектор.

Задание: осенний пейзаж в технике монотипии.

Форма организации деятельности групповая работа.

Тип урока комбинированный.

Оформление класса. Класс подготовлен к работе в группах по 4-5 человек. На столах композиции, символизирующие одно из четырех времен года (осенние листья с рябиновой гроздью – осень, еловая ветвь с мишурой и серпантином – зима,  веточки вербы – весна, колосья – лето).

ХОД УРОКА

Дети входят в класс, берут на учительском столе карточки с изображением времен года, соотносят пейзаж с символом и,  объединяясь в группы, рассаживаются за столы. Пока учащиеся занимают места, на экране демонстрируются сменяющиеся картины осени в музыкальном сопровождении.
Учитель, начиная урок, приветствует класс строками из стихотворения Николая Заболоцкого:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся открыть для себя красоту осенней природы, рассмотреть ее красочную палитру и колорит, ощутить прелесть русского пейзажа  и передать полученное впечатление в своей творческой работе.
Но для начала неплохо было бы вспомнить, что же такое пейзаж?  Какими правилами и законами руководствуются художники при работе над пейзажем. Ответьте на вопросы, обсуждая их в группе. Можете даже обратиться за помощью к словарям.  Учащиеся работают в группах (2-3 мин). Затем вопросы обсуждаются в классе. Каждая группа отвечает на один из вопросов, если у группы ответа не, может ответить другая группа, тем самым, заработав бонусный балл.

Вопросы:

  1. Жанр живописи, в котором главный герой – природа? (Пейзаж)
  2. Какие произведения мы называем живописными? (Выполненные красками)
  3. Что является главным выразительным средством живописи? (Цвет)
  4. Назовите русских художников-пейзажистов? (И. Шишкин, И. Левитан, А.Саврасов, Ф.Васильев)

Учитель: В рисовании пейзажа есть два основных закона — линейная и воздушная перспективы. (Смотрим видео-фрагмент). Об этих законах вы прочитаете в учебнике, при подготовке к следующему уроку.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников. (Приложение 1)
Рассмотрите репродукции картин, которые лежат у вас на столах. Обсудите в группе, что общего в данных произведениях искусства, в чем различие. Какие характерные цвета и оттенки красок использовал художник? Какое настроение, состояние природы он изобразил? Какого цвета осень, Какая она?
Задание группам: совместно создать колористический портрет Осени не используя названия явного цвета (т.е. желтый, красный, оранжевый и т.п.). Разрешается подобрать эпитеты в стихах об осени (сборники есть в каждой группе).

Возможные варианты ответов 1, 2 групп: золотая, волшебная, небо – лазурь, багряная, рыжая, красивая, пестрая, алая рябинка, разноцветная, расписная.
Возможные варианты ответов 3, 4 групп: хмурая, пожухлая, унылая, печальная, подернутая дымкой, седая, поблекшая, нахмуренное небо.

Каждая группа зачитывает свои эпитеты. Создается настроение для выполнения творческого задания – монотипии. Учитель объясняет принцип работы в данной технике и предлагает группам создать монотипию либо золотой осени,  либо осени поздней. Группы приступают к работе (10-12 минут). Затем ребята рассматривают полученные оттиски и ищут элементы для прорисовки, обсуждают увиденные образы в группах, после чего работы отправляются на просушку. Учитель объявляет о том, что работа по прорисовке деталей будет продолжена на следующем уроке, задает домашнее задание и объявляет о необходимых материалах на следующий урок.

Итог урока: Так каков же он осенний пейзаж. Что вы увидели и открыли для себя на уроке? (Пейзаж-настроение, эпический пейзаж, открыли новую художественную технику).

В завершении урока игра-лото «Палитра осени» (Приложение 2)

Какой картине соответствует данные строки? Выберите из предложенных репродукций ту, которая наиболее подходит к стихотворной строке, а также автора картины.

…Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат как ковер.

Н.А.Некрасов

…Все деревья блистают
В разноцветном уборе

К.Д. Бальмонт

Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин.

М.В. Исаковский

Проносятся тучи толпою
И холодом веет вокруг…

С.Д.Дрожжин

(Репродукции картин: И.С. Остроухов «Золотая осень»,  И.И. Левитан «Золотая осень». И.Э.Грабарь «Рябинка», А.А.Киселев «Осень. Ветреный день»). (Приложение 2)