Цели и задачи:
- Продолжить работу по выявлению связей музыки и живописи, показать, как разные виды искусства независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.
- Учить детей говорить о музыке, используя знания о средствах музыкальной выразительности.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать вокально-хоровые навыки.
Дополнительный материал:
- «Цветик-семицветик» (пособие, помогающее рассказать о музыке, проанализировать её);
- Карточки «картина», «иллюстрация», «репродукция»;
- Репродукция картины В. Васнецова «Алёнушка»;
- Репродукция картины М.Врубеля «Царевна-лебедь»;
- Иллюстрации к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- Учебник «Изобразительное искусство в начальной школе», книга 1. Москва, издательский дом «Дрофа», 1996.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие;
Распевание «добрый день»;
Распевание, элементы двухголосия.
2. Новый материал
- Вводная беседа по теме урока.
Звучит фонограмма «Песни о сказке» (В. Шаинский,
Ю. Энтин).
Пою первый куплет и припев. На доске записаны
слова, дети могут подпевать.
В мире много сказок, – 2 р
Грустных и смешных. – 2 р
И прожить на свете – 2 р
Нам нельзя без них. – 2 рПрипев:
Лампа Алладина в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути.
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живёт!
Когда и кто её сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый сторожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей, и про царей,
И что на свете было –
Всё сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живёт в любом дому
И странствует по странам.
А почему? Да потому,
Что без неё нельзя нам.
– А любите ли вы сказки?
– Назовите своих любимых сказочных героев.
Ответы детей.
– Тема нашего урока «Сказочные герои в музыке и живописи». Мы продолжим разговор о влиянии друг на друга двух видов искусства: музыки и живописи. С некоторыми героями, которых назвали, мы сегодня сможем встретиться.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального произведения, но наряду с воплощением её содержания разрастался, становился всё более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падают снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и полёт сказочного Конька-Горбунка совсем иной, не похожий на обычный конский бег.
Сейчас мы послушаем музыку, рассказывающую о
сказочном герое. На доске наш знакомый –
цветик-семицветик. (Приложение
1). Он волшебный. Помогает нам на уроках.
Как?
Д: Говорить о музыке музыкальным языком.
Самая главная в музыке – интонация. Из её
зёрнышка-фразы вырастает музыка. Назовите
слова-средства музыкальной выразительности,
помогающие говорить о музыке.
И сразу проговаривайте «перевод» этого слова.
Ответы детей.
- Вводная беседа к слушанию музыки.
На доске портрет великого композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова. Сказочником его называют потому, что Николай Андреевич создал 7 опер на сказочные сюжеты. Среди них опера «Сказка о царе Салтане», по произведению А. С. Пушкина. В каждой сказке есть чудо. Какие чудеса есть в этой сказке? (Белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь).
- Работа с учебниками.
Откройте учебники на странице 137. Перед вами репродукция с картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь». (Приложение 2).
…на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Ребята, это она? Расскажите о ней. (Нежный
поворот головы, огромные, наполненные печалью и
загадкой глаза; оперенье, воздушные ткани и
брызги моря в убранстве костюма).
Обведите рукой, пальцами линии царевны, её
платья. (пластическое интонирование).
Покажите мне.
Расскажите, какая музыка должна звучать.(поможет
цветик-семицветик).
Ответы детей.
Слушаем оркестровый фрагмент 3 чудо из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Анализ фрагмента.
– Правильно ли мы догадались, какая должна быть
музыка?
– Что помогло определиться с музыкой?
Закройте учебники.
Сказки и сказочные герои, их образы занимают
большое место в искусстве и в изобразительном, и
в музыкальном.
По репродукции с картины мы определили и описали
музыку, а теперь попробуем сделать наоборот: по
музыке узнаем и представим сказочного персонажа
русских волшебных сказок.
- Слушание. (Звучит произведение М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга»).
– Кто же это? Какая она? Что делает?
Ответы детей.
Старая злобная колдунья с устрашающим обликом
– хромая, горбатая, Баба-Яга живёт в глухом лесу,
в избушке на курьих ножках. Композитор этой
музыки Модест Петрович Мусоргский, русский
композитор. О нём мы с вами уже говорили, когда
слушали Песню Варлаама, пытались нарисовать его
портрет. И вот новая музыка. Эта музыка из его
цикла «Картинки с выставки» по рисункам Виктора
Гартмана. Вы сейчас рассказали, какой
представляете Бабу-Ягу.
Композитор Мусоргский хорошо представлял себе
облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её
костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие
космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в
онучах, костлявые руки, реденькая бородка на
остром подбородке, страшные глаза на
размалёванном лице. Колдунья быстро семенила
ногами, разметая дорогу взмахами громадной
метлы. Такой – смешной и страшной – изобразил её
композитор. Его Баба-Яга – настоящая волшебница.
Она способна на неожиданные превращения.
- Повторное прослушивание.
Ребята, расскажите о музыке.
Ответы детей.
А вот как описал музыку пьесы Д. Б. Кабалевский: «Ни одного простого, натурального звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная – сначала топчется на одном месте, потом движется, подскакивая, или внезапно нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем недобрым… Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…».
Домашнее задание. Дома на альбомном листе нарисуйте ту Бабу-Ягу, которую представили, слушая музыку Мусоргского. Проиллюстрируйте музыку, и принесите своё художественное произведение в класс.
Перед вами репродукция картины В. Васнецова «Алёнушка». (Приложение 3). В какой сказке встречается этот образ? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка). Вы совершенно верно определили, узнали сказку. Но перед вами не иллюстрация. Это самостоятельная картина. Находится она в Третьяковской галерее. Это крупнейший музей русского искусства. Находится в Москве. Основал этот музей Павел Михайлович Третьяков в 1856 году. Но это не сама картина, а её репродукция.
– Сегодня на уроке я называю слова, на первый взгляд не относящиеся к музыке: иллюстрация, репродукция, картина. Понимаете ли вы разницу? (Разбираем).
Картина – это художественное изображение.
Репродукция – печатная копия.
Иллюстрация – наглядное изображение какого-либо
фрагмента сказки, рассказа и т. д.
Далее рассматриваем иллюстрацию (Приложение
4) к сказке и картину В. Васнецова
«Алёнушка». Закрепляем понятия картина,
иллюстрация, репродукция.
Иллюстрацией к сказке, только музыкальной, можно
считать и песню «Не послушал брат сестрицу». (Приложение 5).
3. Пение. Песня «Не послушал брат сестрицу» (слова Г. Горбовского, музыка Г. Портнова). (Приложение 6).
- Работа над песней: пропеваем отдельные фрагменты песни, показываем рукой движение мелодии (пластическое интонирование), отмечаем разницу в исполнении куплетов и припева, повторяем слова, исполняем песню.
4. Домашнее творчество детей
Песен о различных сказочных героях много. Одна из них – «Золушка». Ваши одноклассницы Журбенко Настя и Мальцева Лера к сегодняшнему уроку выучили песню, а образ Золушки придумала и станцует Ширшина Маша. Ей поможет «принц» Глебов Сергей. Давайте послушаем и посмотрим, что у них получилось.
- Исполнение песни «Золушка» и танец. Благодарность исполнителям.
5. Итог
Сегодня ещё раз убедились, как дружно живут
живопись и музыка. Причём разные виды музыки: и
инструментальная, и вокальная, и танец. Разные
искусства дополняют друг друга, помогают и
глубже раскрывают замыслы авторов: композиторов
и художников. А также мы вновь встретились с
произведениями литературы, со сказками.
– С какими сказочными героями мы встречались на
уроке? Кто из них больше запомнился? Почему?
- Домашнее задание. (напомнить).
- Оценки за урок.
- И закончим наш урок песней Владимира Шаинского и поэта Юрия Энтина «В мире много сказок». (Приложение 7).
Исполнение песни.
- Выход.