"Сказочные герои в музыке и живописи"

Разделы: Музыка


Цели и задачи:

  • Продолжить работу по выявлению связей музыки и живописи, показать, как разные виды искусства независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.
  • Учить детей говорить о музыке, используя знания о средствах музыкальной выразительности.
  • Развивать творческое воображение.
  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Дополнительный материал:

  • «Цветик-семицветик» (пособие, помогающее рассказать о музыке, проанализировать её);
  • Карточки «картина», «иллюстрация», «репродукция»;
  • Репродукция картины В. Васнецова «Алёнушка»;
  • Репродукция картины М.Врубеля «Царевна-лебедь»;
  • Иллюстрации к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
  • Учебник «Изобразительное искусство в начальной школе», книга 1. Москва, издательский дом «Дрофа», 1996.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

  • Музыкальное приветствие;

  • Распевание «добрый день»;

  • Распевание, элементы двухголосия.

2. Новый материал

  • Вводная беседа по теме урока.

Звучит фонограмма «Песни о сказке» (В. Шаинский, Ю. Энтин).
Пою первый куплет и припев. На доске записаны слова, дети могут подпевать.

В мире много сказок, – 2 р
Грустных и смешных. – 2 р
И прожить на свете – 2 р
Нам нельзя без них. – 2 р

Припев:

Лампа Алладина в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути.

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живёт!
Когда и кто её сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый сторожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей, и про царей,
И что на свете было –
Всё сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живёт в любом дому
И странствует по странам.
А почему? Да потому,
Что без неё нельзя нам.

– А любите ли вы сказки?
– Назовите своих любимых сказочных героев.

Ответы детей.

– Тема нашего урока «Сказочные герои в музыке и живописи». Мы продолжим разговор о влиянии друг на друга двух видов искусства: музыки и живописи. С некоторыми героями, которых назвали, мы сегодня сможем встретиться.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального произведения, но наряду с воплощением её содержания разрастался, становился всё более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падают снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и полёт сказочного Конька-Горбунка совсем иной, не похожий на обычный конский бег.

Сейчас мы послушаем музыку, рассказывающую о сказочном герое. На доске наш знакомый – цветик-семицветик. (Приложение 1). Он волшебный. Помогает нам на уроках. Как?
Д: Говорить о музыке музыкальным языком.

Самая главная в музыке – интонация. Из её зёрнышка-фразы вырастает музыка. Назовите слова-средства музыкальной выразительности, помогающие говорить о музыке.
И сразу проговаривайте «перевод» этого слова.

Ответы детей.

  • Вводная беседа к слушанию музыки.

На доске портрет великого композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова. Сказочником его называют потому, что Николай Андреевич создал 7 опер на сказочные сюжеты. Среди них опера «Сказка о царе Салтане», по произведению А. С. Пушкина. В каждой сказке есть чудо. Какие чудеса есть в этой сказке? (Белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь).

  • Работа с учебниками.

Откройте учебники на странице 137. Перед вами репродукция с картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь». (Приложение 2).

…на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

Ребята, это она? Расскажите о ней. (Нежный поворот головы, огромные, наполненные печалью и загадкой глаза; оперенье, воздушные ткани и брызги моря в убранстве костюма).
Обведите рукой, пальцами линии царевны, её платья. (пластическое интонирование).
Покажите мне.
Расскажите, какая музыка должна звучать.(поможет цветик-семицветик).
Ответы детей.

  • Слушаем оркестровый фрагмент 3 чудо из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

  • Анализ фрагмента.

– Правильно ли мы догадались, какая должна быть музыка?
– Что помогло определиться с музыкой?
Закройте учебники.

Сказки и сказочные герои, их образы занимают большое место в искусстве и в изобразительном, и в музыкальном.
По репродукции с картины мы определили и описали музыку, а теперь попробуем сделать наоборот: по музыке узнаем и представим сказочного персонажа русских волшебных сказок.

  • Слушание. (Звучит произведение М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга»).

– Кто же это? Какая она? Что делает?

Ответы детей.

Старая злобная колдунья с устрашающим обликом – хромая, горбатая, Баба-Яга живёт в глухом лесу, в избушке на курьих ножках. Композитор этой музыки Модест Петрович Мусоргский, русский композитор. О нём мы с вами уже говорили, когда слушали Песню Варлаама, пытались нарисовать его портрет. И вот новая музыка. Эта музыка из его цикла «Картинки с выставки» по рисункам Виктора Гартмана. Вы сейчас рассказали, какой представляете Бабу-Ягу.
Композитор Мусоргский хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалёванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Такой – смешной и страшной – изобразил её композитор. Его Баба-Яга – настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.

  • Повторное прослушивание.

Ребята, расскажите о музыке.

Ответы детей.

А вот как описал музыку пьесы Д. Б. Кабалевский: «Ни одного простого, натурального звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная – сначала топчется на одном месте, потом движется, подскакивая, или внезапно нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем недобрым… Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…».

Домашнее задание. Дома на альбомном листе нарисуйте ту Бабу-Ягу, которую представили, слушая музыку Мусоргского. Проиллюстрируйте музыку, и принесите своё художественное произведение в класс.

Перед вами репродукция картины В. Васнецова «Алёнушка». (Приложение 3). В какой сказке встречается этот образ? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка). Вы совершенно верно определили, узнали сказку. Но перед вами не иллюстрация. Это самостоятельная картина. Находится она в Третьяковской галерее. Это крупнейший музей русского искусства. Находится в Москве. Основал этот музей Павел Михайлович Третьяков в 1856 году. Но это не сама картина, а её репродукция.

– Сегодня на уроке я называю слова, на первый взгляд не относящиеся к музыке: иллюстрация, репродукция, картина. Понимаете ли вы разницу? (Разбираем).

Картина – это художественное изображение.
Репродукция – печатная копия.
Иллюстрация – наглядное изображение какого-либо фрагмента сказки, рассказа и т. д.
Далее рассматриваем иллюстрацию (Приложение 4) к сказке и картину В. Васнецова «Алёнушка». Закрепляем понятия картина, иллюстрация, репродукция.
Иллюстрацией к сказке, только музыкальной, можно считать и песню «Не послушал брат сестрицу». (Приложение 5).

3. Пение. Песня «Не послушал брат сестрицу» (слова Г. Горбовского, музыка Г. Портнова). (Приложение 6).

  • Работа над песней: пропеваем отдельные фрагменты песни, показываем рукой движение мелодии (пластическое интонирование), отмечаем разницу в исполнении куплетов и припева, повторяем слова, исполняем песню.

4. Домашнее творчество детей

Песен о различных сказочных героях много. Одна из них – «Золушка». Ваши одноклассницы Журбенко Настя и Мальцева Лера к сегодняшнему уроку выучили песню, а образ Золушки придумала и станцует Ширшина Маша. Ей поможет «принц» Глебов Сергей. Давайте послушаем и посмотрим, что у них получилось.

  • Исполнение песни «Золушка» и танец. Благодарность исполнителям.

5. Итог

Сегодня ещё раз убедились, как дружно живут живопись и музыка. Причём разные виды музыки: и инструментальная, и вокальная, и танец. Разные искусства дополняют друг друга, помогают и глубже раскрывают замыслы авторов: композиторов и художников. А также мы вновь встретились с произведениями литературы, со сказками.
– С какими сказочными героями мы встречались на уроке? Кто из них больше запомнился? Почему?

  • Домашнее задание. (напомнить).
  • Оценки за урок.
  • И закончим наш урок песней Владимира Шаинского и поэта Юрия Энтина «В мире много сказок». (Приложение 7).

Исполнение песни.

  • Выход.