Дидактическая цель: создать условия для закрепления детьми блока информации по теме: «Счет в пределах 20. Связь сложения с вычитанием».
Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-сказка.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, исследовательский.
Форма организации: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, дифференцированная.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска, рабочая доска, рабочие тетради, раздаточный материал.
Цель урока: Создание условий для закрепления знаний о связи вычитания со сложением.
Задачи урока:
- продолжить работу над первоначальным представлением о связи вычитания со сложением;
- закрепить знания и умения по составлению и решению задач;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать интерес к изучаемому предмету.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение целей урока
– Сегодня мы отправимся в математическую сказку. Встретимся со своими старыми знакомыми – героями известной вам сказки. А какой вы узнаете сами. Ну что, готовы? Тогда начинаем.
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок,
Шла лягушка из болота
Видит: заперты ворота.
На воротах тех плакат:
«В домик тот войдет,
Кто ответ найдет,
Код замочка отгадает».
III. Работа над темой урока
1. Устный счет. Актуализация знаний
1) Индивидуальная работа. (Состав чисел 8, 9, 10).
А) 8 Б) 9 В) 10 Г) 1 дм 1 см = см
1 дм 9 см = см
2 дм = см
13 см = дм см
20 см = дм
2) Коллективная работа.
А) Работа по ряду чисел:
13 – * =
7 6 + * =
13 6 + * = 12
14 – * = 8
8 + * = 12 14 – * = 9
9 + * = 13 11 –
* = 5 7 + * = 12
– Молодцы!
А вот и мышка – норушка сюда спешит:
Он не низок, не высок,
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка:
«Не могу попасть я в дом,
Он от нас закрыт ключом.
На замке висит записка:
«Ключ вертите столько раз,
Сколько елочек у вас».
Б) Решение задач.
1. Возле теремка росло 11 березок, а елочек на 4
меньше. Сколько елочек росло возле теремка?
Сколько всего деревьев растет возле теремка?
– Дверь открылась, молодцы!
«Что это за теремок?
Он не низок, не высок.
Эй, откройте петушку!
Ко-ко-ко, кукареку.
Я задачи вам несу.
1) В корзинке у лягушки 8 белых грибов и 3 подосиновика. Сколько всего грибов у лягушки?
2) Мышка нашла 6 пшеничных зернышек, а ржаных на 7 больше. Сколько ржаных зернышек нашла мышка?
Мы вошли в пушистый бор,
Увидали мухомор,
Две лисички, два сморчка,
Два масленка, два опенка,
От счета устали до слез,
Сколько мы нашли грибов?
3) На столе стояли три стакана с вишнями. Петушок съел вишни из одного стакана. Сколько осталось стаканов?
– Стали жить они втроем: лягушка, петушок, мышка. Их водой не разольешь. Вдруг стучится серый еж. Попросился ежик в теремок.
– Так и быть, пожалуй, в дом,
Жить мы будем вчетвером.
Но сначала выполни задание.
В). Составь задачу по выражению.
9 + 3
9 – 3
2. Физминутка
Шел ежик по лесу, по лесу, по лесу!
Встретил там ежиху, ежиху, ежиху!
Давай с тобой попрыгаем – раз, два, три!
Давай с тобой потопаем – раз, два, три!
Давай с тобой похлопаем – раз, два, три!
– Вот живут они вчетвером.
Бежит зайчик.
«Я зайчик-побегайчик, пустите меня в дом»
– «Так и быть, пожалуй, в дом – веселее впятером».
3. Работа по учебнику. Связь вычитания со сложением
– Объясните, почему для проверки ответов не нужно выполнять вычисления.
(8 + 6) – 6 =
(13 – 5) + 5 =
(9 + 6) – 5 =
№5, 6 с 80.
4. Работа в тетради. Взаимопроверка.
5. Работа с геометрическим материалом
– Весело живут они впятером. Работают, играют,
песни поют. Но однажды…
(Отрывок из сказки, медведь разрушает теремок).
– Ой, беда. Давайте из геометрических фигур
построим новый дом.
(Работа на интерактивной доске).
– Красивый получился теремок. У вас на столе
лежат карточки, сколько строительного материала
надо для отделки теремка.
(карточки с дифференцированным заданием)
– Хороший получился теремок. Давайте его
перенесем на лесную полянку (презентация нового
теремка).
– Просторный теремок, светлый, места всем хватит.
Чтобы никто больше не причинил теремку вреда,
построим вокруг него забор.
6. Игра «Торопись, но не ошибись!»
– Если красим забор зеленым цветом – отвечают мальчики, а если синим – девочки.
7. Рефлексия
IV. Итог урока
– Дружно живут звери в теремке. Вместе играют,
вместе работают. Никто их не обидит. А мы хорошо
поработали. Давайте вспомним, что мы сегодня
повторили?
– Мы прощаемся с этой сказкой. Всем спасибо.
Литература:
1. Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие для учителей начальных классов. Серия «Школа для всех» – М. Новая школа, 2002 г.