"Счет в пределах 20. Связь сложения с вычитанием"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для закрепления детьми блока информации по теме: «Счет в пределах 20. Связь сложения с вычитанием».

Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-сказка.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, дифференцированная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска, рабочая доска, рабочие тетради, раздаточный материал.

Цель урока: Создание условий для закрепления знаний о связи вычитания со сложением.

Задачи урока:

  • продолжить работу над первоначальным представлением о связи  вычитания со сложением;
  • закрепить знания и умения по составлению и решению задач;
  • развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение целей урока

– Сегодня мы отправимся в математическую сказку. Встретимся со своими старыми знакомыми – героями известной вам сказки. А какой вы узнаете сами. Ну что, готовы? Тогда начинаем.

В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок,
Шла лягушка из болота
Видит: заперты ворота.
На воротах тех плакат:
«В домик тот войдет,
Кто ответ найдет,
Код замочка отгадает».

III. Работа над темой урока

1. Устный счет. Актуализация знаний

1) Индивидуальная работа. (Состав чисел 8, 9, 10).

А) 8      Б) 9      В) 10     Г) 1 дм 1 см =      см

1 дм 9 см =       см
2 дм =      см
13 см =       дм      см
20 см =      дм

2) Коллективная работа.

А) Работа по ряду чисел:

13 – * = 7              6 + * = 13          6 + * = 12
14 – * = 8              8 + * = 12          14 – * = 9
9 + * = 13             11 – * = 5           7 + * = 12

– Молодцы!

А вот и мышка – норушка сюда спешит:

Он не низок, не высок,
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка:

«Не могу попасть я в дом,
Он от нас закрыт ключом.
На замке висит записка:
«Ключ вертите столько раз,
Сколько елочек у вас».

Б) Решение задач.

1. Возле теремка росло 11 березок, а елочек на 4 меньше. Сколько елочек росло возле теремка? Сколько всего деревьев растет возле теремка?
– Дверь открылась, молодцы!

«Что это за теремок?
Он не низок, не высок.
Эй, откройте петушку!
Ко-ко-ко, кукареку.
Я задачи вам несу.

1) В корзинке у лягушки 8 белых грибов и 3 подосиновика. Сколько всего грибов у лягушки?

2) Мышка нашла 6 пшеничных зернышек, а ржаных на 7 больше. Сколько ржаных зернышек нашла мышка?

Мы вошли в пушистый бор,
Увидали мухомор,
Две лисички, два сморчка,
Два масленка, два опенка,
От счета устали до слез,
Сколько мы нашли грибов?

3) На столе стояли три стакана с вишнями. Петушок съел вишни из одного стакана. Сколько осталось стаканов?

– Стали жить они втроем: лягушка, петушок, мышка. Их водой не разольешь. Вдруг стучится серый еж. Попросился ежик в теремок.

– Так и быть, пожалуй, в дом,
Жить мы будем вчетвером.
Но сначала выполни задание.

В). Составь задачу по выражению.

9 + 3
9 – 3

2. Физминутка

Шел ежик по лесу, по лесу, по лесу!
Встретил там ежиху, ежиху, ежиху!
Давай с тобой попрыгаем – раз, два, три!
Давай с тобой потопаем – раз, два, три!
Давай с тобой похлопаем – раз, два, три!

– Вот живут они вчетвером.
Бежит зайчик.
«Я зайчик-побегайчик, пустите меня в дом»
– «Так и быть, пожалуй, в дом – веселее впятером».

3. Работа по учебнику. Связь вычитания со сложением

– Объясните, почему для проверки ответов не нужно  выполнять вычисления.

(8 + 6) – 6 =

(13 – 5) + 5 =

(9 + 6) – 5 =

№5, 6 с 80.

4. Работа в тетради. Взаимопроверка.

5. Работа с геометрическим материалом

– Весело живут они впятером. Работают, играют, песни поют. Но однажды…
(Отрывок из сказки, медведь разрушает теремок).
– Ой, беда. Давайте из геометрических фигур построим новый дом.
(Работа на интерактивной доске).
– Красивый получился теремок. У вас на столе лежат карточки, сколько строительного материала надо для отделки теремка.
(карточки с дифференцированным заданием)
– Хороший получился теремок. Давайте его перенесем на лесную полянку (презентация нового теремка).
– Просторный теремок, светлый, места всем хватит. Чтобы никто больше не причинил теремку вреда, построим вокруг него забор.

6. Игра «Торопись, но не ошибись!»

– Если красим забор зеленым цветом – отвечают мальчики, а если синим – девочки.

7. Рефлексия

IV. Итог урока

– Дружно живут звери в теремке. Вместе играют, вместе работают. Никто их не обидит. А мы хорошо поработали. Давайте вспомним, что мы сегодня повторили?
– Мы прощаемся с этой сказкой. Всем спасибо.

Литература:

1. Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие для учителей начальных классов. Серия «Школа для всех» – М. Новая школа, 2002 г.

Приложение