Урок-игра по математике "Счастливый случай"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Повторить темы: дроби (обыкновенные и десятичные); площадь и периметр (прямоугольника и квадрата).
  2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
  3. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Оборудование: карточки для индивидуального контроля; таблицы с примерами, конверты с геометрическими фигурами, ножницы, компьютер и мультимедийная доска (если имеется). (Приложение 1)

Правила игры: (Приложение 1 - слайд 1)

  1. В процессе игры нельзя подсказывать.
  2. Если одна команда не ответила на вопрос, ход переходит к другой команде или к болельщикам.
  3. За неуважение к партнерам и соперникам по игре, снимается одно очко.
  4. Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.

Внимание! Начинаем нашу игру!

В игре участвуют две команды по 5 человек, остальные – болельщики. Команды придумывают себе название. Выбираются капитаны.

Итак, в бой уважаемые игроки! Начинаем первый тур. Я прошу Вас быть очень внимательными, и не забывать правила игры.

I тур. Разминка

К доске выходят по одному игроку от каждой команды, тот, кто первый выполнит задание “принесет” своей команде одно очко. Затем, первая пара садится на свои места, а их заменяет следующая пара и т.д.

  1. Задание. Написать (на доске) (Приложение 1 - слайд 2)
  2. Любую обыкновенную дробь
  3. Любую правильную дробь
  4. Любую неправильную дробь
  5. Дробь, которая больше единицы
  6. Дробь, которая меньше единицы.
  7. Дробь, которая равна единице
  8. Любое смешанное число
  9. Любую дробь со знаменателем 4
  10. Любую дробь с числителем 5
  11. Любую десятичную дробь
  12. Любое натуральное число
  13. Любую дробь, где числитель меньше знаменателя.

II тур. Головоломка “Сложи квадрат”

Знание свойств квадрата необходимое, но не достаточное условие для победы в этом конкурсе. Понадобится и смекалка, и знание пословицы: “Семь раз отмерь ….”

Каждая команда делится на пары, капитаны участвуют в одиночку. Команды получают три конверта, на каждом конверте дана инструкция.

Конверт №1. Из данных семи фигур, (три пары треугольников и один квадрат), составить квадрат <Рисунок 1>.

Конверт № 2. Из данных фигур сложить квадрат, так, чтобы одна фигура осталась лишней <Рисунок 2>.

Конверт № 3. Разрезать фигуру по линиям клеток, так, чтобы получились четыре равные фигуры.

За каждое правильно и быстро выполненное задание команды получают 5 очков <Рисунок 3>.

III тур “Заморочки из бочки”

(Приложение 1 - слайд 3)

Члены команд по очереди вынимают из мешочка бочонки (бочонки сделаны из картона и разукрашены) с номерами, затем ведущий читает вопрос, записанный под этим номером. Если команда дает правильный ответ, ей начисляется одно очко, в противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды или болельщикам.

  1. Что такое знаменатель дроби?
  2. Что такое числитель дроби?
  3. Что показывает числитель дроби?
  4. Что показывает знаменатель дроби?
  5. Какую дробь называют правильной?
  6. Какую дробь называют неправильной?
  7. Как найти площадь прямоугольника?
  8. Как найти площадь квадрата?
  9. Как найти периметр квадрата?
  10. Как найти периметр прямоугольника?
  11. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
  12. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?

IV тур “Эстафета”

(Приложение 1 - слайд 4)

На доску вывешиваются таблицы, с одинаковыми, по трудности, примерами. Каждый член команды, решив задание, передает эстафету другому и т.д., пока одна из команд не решит первой. За каждое правильно выполненное задание команда получает одно очко.

I команда II команда

IV тур “Художники”

В этом конкурсе надо правой и левой рукой, с закрытыми глазами, нарисовать числа 6 и 9. Участвует один человек из команды. Выигрывает та команда, которая быстро и красиво выполнит задание (3 очка).

V тур “Помогай-ка”

(Приложение 1 - слайд 5)

Обе команды получают одинаковые задания из пяти карточек, у каждого из игроков индивидуальные задания, но члены команды могут помогать друг другу, когда задания будут выполнены капитан команды должен громко крикнуть “стоп”, другая команда сразу прекращает свою работу. За каждое правильное задание 1 очко.

1 карточка. Вычислить.

2 карточка. Записать в виде десятичной дроби.

3 карточка. Найти площадь прямоугольника, если его длина равна 15 метров, а ширина 23 метра.

4 карточка. Выделить целую и дробную часть.

5 карточка. Найти периметр квадрата, если дана его сторона 4,5 сантиметров.

VI тур. Конкурс капитанов

(Приложение 1 - слайд 6)

Капитаны выходят к доске. Им выдаются задания, кто первый решит, тот получает 5 очков.

1.  Превратить в десятичную дробь.

2. Выполнить действия.

Итог игры. (Приложение 1 – слайд 7) На все вопросы вы ответили, все примеры вы решили, не обошлось и без ошибок, по результатам, в нашей игре победила команда.., она награждается красным дипломом за 1-е место. Команда… за 2-е место награждается, синим дипломом. Все участники игры награждаются поощрительными призами (играет музыка). До свидания ребята и спасибо вам за игру!