Внеклассное мероприятие "Птичьи имена"+ игра-викторина "Поле чудес"

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование: запись голосов птиц, фотографии с изображениями птиц.

Цели:

  • познакомить с птицами, которые живут в нашей стране, узнать как появились их имена, познакомить с новыми названиями птиц
  • развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.
  • воспитывать любовь к живому, воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Сообщение целей, темы

– Сегодня у нас необычный урок. На нем мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие – в поле, а третьи – на болоте или в горах. Всех птиц мы собрали у нас (на доске) и они очень этому рады.  Послушайте как громко они поют песни (грамзапись). Сегодня мы поближе познакомимся с ними. Узнаем почему они получили название свое.

2. Тема занятия

Ученик: Послушайте рассказ Сладкова «Имена птиц»

«Забавные у птиц встречаются имена.  Вот, например, птица поганка. Поганка, да еще рогатая! Вот совсем милые имена: овсянка, просянка, малиновка, чиж
Зарянка – это та, что поет на заре
Кукушка – «Кукушка, кукушка, сколько мне лет еще жить?» А она «ку-ку». И чем дольше она кукует, тем ты довольнее.
Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Но послушай,  как они поют!»

Учитель: А сейчас ребята нам расскажут,  как и за что они получили свое название.

1-й ученик: Многие птицы сами себя назвали. Эту серую птицу знают все. Это кукушка. Она сама подсказала как себя назвать. И это услышали люди во всем мире, и название птицы звучит одинаково.

2-й ученик: Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что означает «сдавливать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест.

3-й ученик: Зарянка. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю.

В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная – зарянка
Песню запела заре.

4-й ученик: А вот эта птичка зяблик. Почему ее так назвали? Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще лежит снег. Улетает поздней осенью, в холодное «зяблое» время. Ее и назвали зяблик.

5-й ученик: Эту птичку знают все – воробей. Это небольшая серенькая птичка, за лето 3 раза выводит птенцов – 5-6 штук. Детей кормят только насекомыми. А аппетит у него огромный, очищают поля, огород от вредных насекомых.

Учитель: Эта птичка любит и семечки, и ягоды. Целые стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.
– Вора – бей! – кричали люди. Отсюда и название – воробей.
– А какую птицу еще можно назвать вором?  (Ворона, сорока)
– Да, не очень повезло с названиями. Почему можно воробья и ворону  считать ворами?
– Но эти птицы  летом сберегают тонны урожая от вредных насекомых.

3. Загадки о птицах

1) У меня ходули –                           4) Днем сидит он как слепой,
Не страшит болото:                          А лишь вечер – на разбой:
Лягушат найду ли –                          Голубей ловить, лягушек
Вот моя забота. (Цапля)                   И мышей во тьме ночной. (Филин)

2) Ходит на рыбалку                        5) Между веток новый дом,
Не спеша, в развалку:                       Нету двери в доме том.
Сама себе лодочка,                           Только круглое окошко –
Сама себе удочка,                              Не пролезет даже кошка
А зовется … (уточка)                                                       (Скворечник)

3) В лесу темно,                                6) Что за птица –
Все спят давно.                                На яйцо не садится,
Одна птица не спит,                        По чужим гнездам шныряет,
На суку сидит, мышей сторожит     Своих деток не знает?
                                            (Сова)                                          (Кукушка)

4. Отношение к живой природе

Учитель: Многообразен мир птиц. Все они разные по оперению, по повадкам. Попугаи, канарейки – птицы из далеких мест, где нет зимы. И хотя жизнь в клетке не мед, птички приспособились и успешно размножаются. Выпусти их на волю – погибнут. А как быть с птицами наших мест, которые ловят птицеловы. Нужно ли их ловить? Где им лучше жить – на воле или в клетке?

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Зяблик»

Ученик:

                          «Зяблик»                       С. Михалков

Хотел иметь я птичку и денег накопил,
И вот на птичьем рынке я зяблика купил.
Сидел мой зяблик в клетке и зернышки клевал,
И как в лесу, на ветке все пел и распевал.
Ребята заходили на зяблика смотреть,
И каждому хотелось такого же иметь.
Я с зябликом возился, хоть было много дел,
А через две недели певец мне надоел.
Однажды я за город уехал на три дня,
И он на это время остался без меня.
Когда же из деревни вернулся я домой, –
Лежал в пустой кормушке голодный зяблик мой.
Я спас его от смерти – я выходил его.
И выпустил на волю живое существо.
Хотят на день рождения мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо! Я не готов пока!»

Вопрос: Почему мальчик отказался от щенка?

5. Итог занятия