Оборудование: запись голосов птиц, фотографии с изображениями птиц.
Цели:
- познакомить с птицами, которые живут в нашей стране, узнать как появились их имена, познакомить с новыми названиями птиц
- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.
- воспитывать любовь к живому, воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Сообщение целей, темы
– Сегодня у нас необычный урок. На нем мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие – в поле, а третьи – на болоте или в горах. Всех птиц мы собрали у нас (на доске) и они очень этому рады. Послушайте как громко они поют песни (грамзапись). Сегодня мы поближе познакомимся с ними. Узнаем почему они получили название свое.
2. Тема занятия
Ученик: Послушайте рассказ Сладкова «Имена птиц»
«Забавные у птиц встречаются имена. Вот,
например, птица поганка. Поганка,
да еще рогатая! Вот совсем милые имена: овсянка,
просянка, малиновка, чиж
Зарянка – это та, что поет на заре
Кукушка – «Кукушка, кукушка, сколько
мне лет еще жить?» А она «ку-ку». И чем дольше она
кукует, тем ты довольнее.
Бывают названия скучные: каменка обыкновенная,
горлица обыкновенная. Но послушай, как они
поют!»
Учитель: А сейчас ребята нам расскажут, как и за что они получили свое название.
1-й ученик: Многие птицы сами себя назвали. Эту серую птицу знают все. Это кукушка. Она сама подсказала как себя назвать. И это услышали люди во всем мире, и название птицы звучит одинаково.
2-й ученик: Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что означает «сдавливать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест.
3-й ученик: Зарянка. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю.
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная – зарянка
Песню запела заре.
4-й ученик: А вот эта птичка зяблик. Почему ее так назвали? Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще лежит снег. Улетает поздней осенью, в холодное «зяблое» время. Ее и назвали зяблик.
5-й ученик: Эту птичку знают все – воробей. Это небольшая серенькая птичка, за лето 3 раза выводит птенцов – 5-6 штук. Детей кормят только насекомыми. А аппетит у него огромный, очищают поля, огород от вредных насекомых.
Учитель: Эта птичка любит и семечки, и
ягоды. Целые стаи собираются на токах,
элеваторах, воруя выращенные зерна.
– Вора – бей! – кричали люди. Отсюда и название –
воробей.
– А какую птицу еще можно назвать вором? (Ворона,
сорока)
– Да, не очень повезло с названиями. Почему можно
воробья и ворону считать ворами?
– Но эти птицы летом сберегают тонны урожая
от вредных насекомых.
3. Загадки о птицах
1) У меня ходули
–
4) Днем сидит он как слепой,
Не страшит
болото: А
лишь вечер – на разбой:
Лягушат найду ли
– Голубей
ловить, лягушек
Вот моя забота. (Цапля)
И мышей во тьме ночной. (Филин)
2) Ходит на
рыбалку 5)
Между веток новый дом,
Не спеша, в
развалку:
Нету двери в доме том.
Сама себе
лодочка, Только
круглое окошко –
Сама себе
удочка,
Не пролезет даже кошка
А зовется … (уточка)
(Скворечник)
3) В лесу
темно, 6)
Что за птица –
Все спят
давно.
На яйцо не садится,
Одна птица не
спит, По
чужим гнездам шныряет,
На суку сидит, мышей сторожит Своих
деток не знает?
(Сова) (Кукушка)
4. Отношение к живой природе
Учитель: Многообразен мир птиц. Все они разные по оперению, по повадкам. Попугаи, канарейки – птицы из далеких мест, где нет зимы. И хотя жизнь в клетке не мед, птички приспособились и успешно размножаются. Выпусти их на волю – погибнут. А как быть с птицами наших мест, которые ловят птицеловы. Нужно ли их ловить? Где им лучше жить – на воле или в клетке?
Послушайте стихотворение С. Михалкова «Зяблик»
Ученик:
«Зяблик» С. Михалков
Хотел иметь я птичку и денег накопил,
И вот на птичьем рынке я зяблика купил.
Сидел мой зяблик в клетке и зернышки клевал,
И как в лесу, на ветке все пел и распевал.
Ребята заходили на зяблика смотреть,
И каждому хотелось такого же иметь.
Я с зябликом возился, хоть было много дел,
А через две недели певец мне надоел.
Однажды я за город уехал на три дня,
И он на это время остался без меня.
Когда же из деревни вернулся я домой, –
Лежал в пустой кормушке голодный зяблик мой.
Я спас его от смерти – я выходил его.
И выпустил на волю живое существо.
Хотят на день рождения мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо! Я не готов пока!»
Вопрос: Почему мальчик отказался от щенка?
5. Итог занятия