Знакомство детей с миром профессий через логопедические занятия

Разделы: Логопедия


В современном обществе успех во многом от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленных волевых качеств необходимо начинать уже в дошкольном детстве, особое внимание, уделяя самостоятельности ребенка, воспитанию уверенности в своих силах, умению отвечать за свои поступки и решения, совершенствовать себя и окружающий мир. В наши дни профессий стало очень много, их уже много тысяч. И новые все время появляются.

В ходе работы над этой проблемой в нашем детском саду создается образовательная среда, обеспечивающая условия для предпрофильного развития воспитанников, организуется деятельность на основе самостоятельного выбора детей в пределах возрастных особенностей.

Для реализации поставленных задач разработаны логопедические занятия, через которые дети знакомятся с миром профессий. В рамках двух занятий широко представлены различные задания и упражнения, с элементами предпрофильного развития дошкольников.

Статья №1 по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Тема: «Звуки [п], [п']».

Статья №2 по коррекции звукопроизношения. Тема: «Звук [л]».

Цели занятий:

  • Закрепить представления детей о содержании труда почтальона, строителя, хлебороба, плотника, лесника.
  • Закрепить положение органов артикуляционного аппарата при произношении звуков.
  • Закрепить умение правильно произносить звуки изолированно, в слогах, во фразах.
  • Развивать подвижность речевого аппарата.
  • Развивать навыки фонематического слуха и восприятия.
  • Воспитывать уверенность в себе.

Данные занятия предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Статья №1. Занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Тема «Звуки [п], [п']».

Цели:

  1. Познакомить детей с профессией почтальона.
  2. Закрепить понятие «гласные звуки».
  3. Закрепить правильное произношение «гласных звуков», цветовое их обозначение.
  4. Различать звуки [п], [п'] по акустическим признакам, цветовое обозначение.
  5. Определять звуки [п], [п'] в словах.
  6. Развивать фонематический слух, внимание, память, воображение.
  7. Знакомство с буквой П. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: посылка, письмо; звуковые замки красного и синего цвета; зеркала на каждого ребенка; символы «гласных», «согласных» звуков; предметные картинки: апельсин, помидор, пирамидка, петух, кот, шкаф; счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам в детский сад приходил почтальон. Это не очень сложная профессия, но очень полезная! Помните почтальона Печкина из книжки про дядю Федора. Хоть он и вредный был, а дело свое знал. Почтальон ходит от дома к дому с большой сумкой. Почту вовремя принесет, отдаст в нужные руки и адрес не перепутает. Очень нужная профессия! Много писем и журналов почтальоны развозят и разносят по домам, школам, детским садам.

- А что нам сегодня принес почтальон? (Письмо, посылку.)

- Какой первый звук вы услышали в слове почтальон, посылка? (Звук [п].)

- А в слове письмо? (Звук [п'].)

- Давайте посмотрим, что в письме. Что мы обозначаем этими фишками? (Гласные звуки.)

- Назовите гласные звуки, какие вы уже знаете? (А, у, о, и.)

- Почему они называются гласными? (Воздушная струя выходит свободно.)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы узнаем, какие звуки называются согласными. Итак, гласные звуки в красном замке обозначаются красными фишками, когда мы их произносим воздух изо рта выходит свободно. Согласные звуки будут жить в синем замке. Возьмите зеркала и произнесите звуки – [п], [п']. Воздух выходит изо рта свободно или встречает преграду? Если при произнесении звука воздушная струя встречает преграду – это губы или зубы, то он называется согласным.

- Какие звуки называются согласными?

3. Различие звуков [п], [п'] по акустическим признакам.

Ира, произнеси еще раз звук [п]. Ребята, как произнесла Ира звук [п] – твердо или мягко?

- Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук [п]. (Согласный, твердый, глухой.)

- Твердый, согласный звук [п] мы обозначим синим кружочком.

- А теперь произнесите звук [п'] мягко. Звук [п'] – братец звука п. Этот звук называется мягкий согласный. Его будем обозначать зеленым кружочком.

4. Физкультурная минутка «Наши алые цветы».

Наши алые цветы
Распускают лепестки, (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет, (качание руками влево-вправо)
Наши алые цветы
Закрывают лепестки, (присели, спрятались)
Головой качают,
Тихо засыпают (движения головы вправо-влево).

5. Произношение звуков [п] и [п'] в слогах.

Сейчас я буду бросать звуки, а вы должны их поймать. Ловите звук [п], какой звук вы поймали? Ловите звук [а]. А теперь все вместе верните мне слог па.

Аналогичная работа проводится со слогом пи.

6. Определение звуков [п], [п'] в словах.

- Посмотрим, что у нас в посылке? (Картинки.)

- Ребята, назовите только те картинки, в которых есть звук [п] или [п']. (Помидор, пирамида, сапог, петушок.)

7. Произнесение звуков [п], [п'] потешках. Работа над мимикой и просодией.

Чтение шутки-потешки.

Говорит попугай попугаю:
- Попугай, попугай, я тебя попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Не пугай, не пугай, не пугай!

Дети повторяют шутку-потешку. Одна группа изображает сердитого попугая, другая – испуганного.

8. Знакомство с буквой П. Работа над мелкой моторикой пальцев рук.

- Звуки [п], [п'] обозначаются вот такой буквой П. На что она похожа? (Стол, перекладина и т.д.)

- А теперь возьмите счетные палочки и выложите из них эту букву.

9. Итог занятия.

Статья №2. Занятие по коррекции звукопроизношения. Тема: «Звук [л]» (этап автоматизации).

Цели:

  1. Закрепить положение органов артикуляционного аппарата при произношении звук [л].
  2. Закрепить умение правильно произносить звук [л] изолированно, в слогах, во фразе.
  3. Развивать подвижность речевого аппарата.
  4. Развивать навыки фонематического слуха и восприятия.
  5. Воспитывать уверенность в себе.
  6. Закрепить представления детей о содержании труда строителя, хлебороба, плотника, лесника.

Материалы и оборудование:

  • артикуляционный профиль звука [л];
  • предметные картинки;
  • демонстрационные картинки с изображением артикуляционных упражнений;
  • аудиокассета «Говорим правильно [л], [л']»;
  • зеркала, мольберт, указка;
  • магнитная доска, магниты.

Методы и приемы:

  • игровой (игровые действия, упражнения и задания);
  • словесный (обобщающая беседа, словесные упражнения, вопросы, указания, пояснения, рассказывание самими детьми, индивидуальные и хоровые ответы и повторения, художественные тексты, педагогическая оценка);
  • наглядно-практический (комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Вы скоро пойдете в школу, а для того чтобы хорошо учиться, надо уметь правильно произносить все звуки. Вспомните, какой звук вы научились говорить правильно.

2. Сообщение темы.

Сегодня мы продолжим учиться правильно, произносить звук [л].

3. Артикуляционная гимнастика.

Итак, первое задание. Помните, в сказке «Волк и семеро козлят» кузнец ковал волку тоненький голосок? Мы сегодня тоже будем ковать, только не голосок, а наш язычок, чтобы он правильно умел произносить звук [л]. Возьмите волшебное зеркало, расправьте плечи вот так, попробуйте сделать свой язык «лопаточкой».

Упражнение «Лопаточка».

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи,
А потом раз, два, три –
Как иголку заостри.

Упражнение «Иголочка».

Острый кончик потяни,
До пяти считать начни
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

Упражнение «Качели».

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

Упражнение «Маляр».

Красить комнаты пора,
Приглашали маляра.
Челюсть ниже опускаем
Маляру мы помогаем.

4. Анализ артикуляции (работа с профилем).

Вот наш язычок и готов правильно произнести звук [л]. Давайте посмотрим на профиль и вспомним, в каком положение у нас:

- губы (в улыбке),

- зубы (сближены),

- язык (широкий кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугоркам),

- воздушная струя (проходит бокам языка),

- голосовые связки (вибрируют).

Оценивающее мышление: почему вы раньше не умели произносить звук [л]?

5. Произношение изолированного звука.

Откройте рот, широкий кончик языка вверх поднимите, и к бугоркам его прижмите, улыбнитесь, глубоко воздух вдыхайте, и звук [л] выдыхайте. Индивидуальное произношение звука [л].

6. Произношение звука в слогах. Работа над голосом.

Вы помните, наше волшебное заклинание? Произнесите его все вместе: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛУ, ЛЭ (имя ребенка), произнеси заклинание с грустью (радостно, громко, тихо).

7. Физкультурная минутка «Самолеты».

Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.

8. Произношение звука в словах.

Внимательно рассмотрите картинки (имя ребенка), назови картинки, которые находятся в правом верхнем углу (имя ребенка), назови картинки, в названии которых есть звук [л], в слове, где мы его слышим: в начале, в середине или в конце слова. Аналогичная работа проводится с картинами, которые находятся в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу.

9. Предпрофильное развитие.

- Что делает человек, который работает строителем? (Строит дома.)

- Что делает человек, который работает плотником, хлеборобом, лесником?

10. Произношение звука во фразе (работа по аудиокассете «Говорим правильно [л], [л']).

А теперь прослушайте задание по кассете и правильно повторите слова и фразы за автором.

11. Итог.

Мы сегодня учились правильно произносить звук [л]. Спасибо, вы меня очень порадовали! Ваши язычки работали хорошо, и вы правильно произнесли звук [л]. Я уверенна, что вы теперь никогда не забудете, как правильно произносить звук [л]. А вам понравилось? Спасибо за ваши старания. До свидания!