В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
- отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
- ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
- субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудится в XXI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
То есть речь идет о формировании ключевых компетенций:
- общенаучной;
- информационной;
- познавательной;
- коммуникативной;
- ценностно-смысловой;
- социальной;
- компетенции личностного самосовершенствования.
А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является проектное обучение.
Наша школа с 2004 года начала апробацию учебно-методического комплекса «Планета знаний». С момента внедрения предметной линии «Планета знаний» мы используем в работе метод учебных проектов. В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» проектная деятельность выступает как форма организации внеурочной деятельности школьников.
Новый учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (см. журн. «Вестник образования России». - 2004.- №12). Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы.
Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Знакомство с каждым учебником и с каждой крупной темой начинается со специальных разворотов – маршрутов, в которых с помощью изобразительных средств и текста представлены все темы учебника. Это позволяет формировать у учащихся понимание плана предстоящего обучения и отслеживать эффективность его реализации.
Учебный материал каждого учебника разделен на инвариантную и вариативную части.
В инвариантной части находятся обязательные для всех учащихся задания, которые обеспечивают освоение ими учебного материала в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования.
В вариативной части – задания, выполняемые по выбору учителя и учащихся. Эти задания направлены на самостоятельный поиск необходимой информации, творческую и интеллектуальную деятельность, дифференцированную работу по выбору учителя и учащихся.
Такая структура организации материала дает возможность осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки.
Во всех книгах комплекта с помощью специально подобранных заданий заложена возможность работы в парах. Это позволяет: привлечь максимальное количество учащихся к активному выполнению заданий; разнообразить формы выполнения заданий репродуктивного характера; ввести воспитательные моменты в учебную деятельность.
В учебниках, в конце каждой темы, представлены проверочные работы и тренинговые задания. Проверочные и тренинговые задания могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.
В организации внеурочной деятельности учителю помогут специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер.
Содержание и структура учебников предоставляют возможность формировать у учащихся умения: решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач, а так же формировать навыки самоконтроля.
Например, работа над учебным проектом ведется на уроках окружающего мира.
В 1-м классе пропедевческая работа ведется следующим образом: проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением; проведением уроков – исследования; с кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями.
Тема «Пришла пора учиться» является вводной к курсу и обеспечивает адаптацию ребенка к школе. Она представлена проектом «Школа» и осуществляется в процессе изучения всей темы. Ее цель расширение кругозора учащихся, формирование умений работать с информацией, решение различных творческих задач. В проекте по данной теме учитель предлагает ученикам организовать работу по сбору информации о школе: какой она была раньше (исторический аспект), устное описание школы в настоящее время (культурный аспект), какой школа может стать в будущем (творческий аспект). Ребенок выбирает любое из этих трех направлений, а также может предложить свое направление. В проекте предусмотрены различные способы получения информации (посещение библиотеки, беседа со взрослыми: учителями, родителями, выпускниками школы, посещение краеведческого музея). Возможно получение информации из книг, газет, журналов, видеофильмов. Результатами работы над проектами могут быть рисунки, макеты или модели школы, стенды, альбомы, театрализованные представления. Сначала ребята выбирают интересующий их аспект единой темы и собирают различные сведения. Затем они выбирают проекты из предложенных, реализуют выбранный проект и проводят представление результатов своей деятельности.
Во 2-м классе предполагается работа над проектами по четырем разделам: «Знание - сила», «Мы живем в космосе», «Жизнь леса» и «Наши питомцы». В качестве примера рассмотрим организацию работы над проектом «Мы живем в космосе». Цель этой работы – расширить представления детей о космосе: звездах, созвездиях, планетах Солнечной системы. На страницах учебника для учащихся предлагается ряд тем: «Мы – дети Солнца» (выставка рисунков), «Солнечная система» (книжка-самоделка). Кроме этого детям предлагалось придумать свой проект. Трофимов Александр изготовил наглядное пособие «Знаки зодиака». Мальчик вместе с мамой нашёл информацию о зодиакальных созвездиях и дал им подробную характеристику. Горшкова Софья изготовила наглядную модель Солнечной системы. В своем проекте девочка рассказала об интересных фактах каждой планеты. По разделу «Наши питомцы» Соколова Елизавета провела исследовательскую работу «Чей хвост длиннее?». Девочка познакомилась с домашними питомцами своих одноклассников. Выбрала для исследования кошек. Составила таблицы: возраст кошек, порода, длина хвоста. Выделила призера, чей хвост оказался длиннее. В процессе работы девочка составила памятку для любителей кошек «Что означают повадки вашего любимца».
В 3-м классе в процессе изучения раздела «Человек в обществе» детям предлагается участвовать в подготовке и реализации проекта «Мой родной край (город)». Цель проекта – расширение знаний детей о природе родного края, об его истории, о достопримечательностях. Тютюнников Илья выполнил проект «Мой город», в котором рассказал о достопримечательностях города Нижневартовска. Особенность данной работы в том, что ученик использовал компьютерные технологии, программу PowerPoint.
Ежегодно в апреле в нашей школе проводится общешкольная научно-практическая конференция. Подготовку к данной конференции учителя и учащиеся начинают с начала учебного года: выбирают тему проекта, определяют цели и задачи, прогнозируют желаемый результат. Далее работа над проектом делится на несколько этапов.
Учащиеся знакомятся с информационными ресурсами по теме, анализируют, отбирают и систематизируют необходимую информацию. Затем учащиеся приступают к практическому выполнению проекта, создаю проектную папку, готовятся к защите своих творческих (исследовательских) работ. На каждом из этапов выполнения проекта учащиеся работают в тесном сотрудничестве с учителем. На научно-практической конференции проходит презентация ученических проектов. Лучшие работы защищаются на городском уровне. В этом учебном году учащиеся нашей школы принимали участие в городском конкурсе ученических проектов «Грани познания» и «Открытие».
Таким образом, в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Литература:
- Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория. В. 2009
- Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. 2002.
- Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
- Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся образовательных школ. М. 1985.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования. М. 1986.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.1983.
- Сергеева В.П. «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» М.2002
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в общеобразовательном учреждении. В. 2007
- Петрова И. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4-й классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний». М.2006
- Журнал «Вестник образования России». -2004.-№12