Словарный запас – это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но, скорее, количество тех слов, которые человек знает.
Различают активный словарь (совокупность слов, которыми человек владеет и которые он активно использует в своей речи) и пассивный словарь (совокупность слов, которые знакомы человеку, значения которых ему известны и которые он понимает, воспринимая чужую речь, но в своей собственной не использует или же использует крайне редко.)
В словарном запасе ребенка должны быть представлены все основные части речи:
– имена существительные,
– имена прилагательные,
– глаголы,
– числительные,
– местоимения,
– наречия,
– предлоги,
– сочинительные и подчинительные союзы.
В своей педагогической деятельности использую тематическое планирование (Приложение №1).
Это особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности на протяжении определенного промежутка времени. В нашем дошкольном учреждении этот промежуток составляет одну рабочую неделю.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавая условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Для этого воспитателю необходимо:
– внимательно и заинтересованно
выслушивать каждого ребенка,
– много говорить самому,
– вовлекать детей на определенную тему,
– помогать ребенку вступать в речевой контакт со
взрослыми и сверстниками.
Для обогащения и активизации словаря детей среднего дошкольного возраста предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения. Перечислю наиболее часто используемые:
– речевой образец (для
воспроизведения детьми слова, предложения);
– повторение воспитателем нового слова в
различном контексте (“Это фарфоровая вазочка”,
“Фарфор очень хрупкий”, “Фарфоровые изделия
очень красивые”);
– объяснение происхождения (этимология) слова молоковоз
пододеяльник, черника и т.п.;
– ответы на вопросы, требующие констатации (что?
где? какой?) и размышления (как? зачем? почему?);
– договаривание слов, недосказанных
воспитателем (“Так они живут…” (пряники жуют);
– игра “Подскажи словечко” (гриб – грибочек,
сын – сыночек, поле – полюшко, хлеб – хлебушко);
– ответы на вопросы: “Что может быть сделано из
дерева?” (ложки, лопатка, матрешка), “Что можно
сшить?” (платье, пальто, фартук).
Воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются и специальные и дидактические игры, упражнения:
– с опорой на наглядность:
“Вершки-корешки”, “Кто лишний и почему?”, “Что
лишнее?”, “Определи на ощупь”, “Что не так?”,
“Что изменилось?”,
– словесные дидактические упражнения: “Кто
скажет иначе?”, “Кто заметит больше?” (качеств,
деталей), “Кто расскажет подробнее?”, “А как
наоборот?”;
– составление воспитателем и детьми нелепицы.
В этой возрастной группе особое внимание должно уделяться развитию у будущих школьников желания и умения проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду: разнообразное, периодически обновляющееся предметное окружение (выставки хохломы, гжели, заводных игрушек, книг, словарей, энциклопедий, буклетов, альбомов с репродукциями известных картин и т.п.), экскурсии, просмотр театральных постановок, кинофильмов.
Мною подобран материал по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста для всех возрастных групп в соответствии с тематическим планированием. Данный словарь (Приложение №2) составлен в соответствии с требованиями к “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.