Глашатай.
Всем! Всем! Всем!
Слушайте! Слушайте! И не говорите, что вы не слышали!
Сегодня вся почтеннейшая публика соберётся в школе № 6,
чтобы лицезреть вечер, посвящённый …Cлову!
Слушайте! Слушайте! И не говорите, что вы не слышали! (Уходит)!
Ксанф (древнеримский философ). Эзоп, у меня будут обедать друзья. Ты должен приготовить самое лучшее, что есть на этом свете.
Эзоп (древнеримский баснописец, раб). Уходит, возвращается с блюдом. Ксанф, я купил свиных языков, поджарил и предложу их твоим гостям.
Ксанф (гневно) ты считаешь это дешёвое угощение самым лучшим?
Эзоп. Да, без языка в этом мире ничего не совершить: не попросишь, не прикажешь, не продашь, не напишешь, не огласишь законы, которые поддерживают порядок, в государстве – всё в этом мире существует благодаря языку. И твоя философия, Ксанф, тоже.
Следующее появление Ксанфа и Эзопа.
Ксанф. А сегодня приготовь самое худшее, что только можно придумать.
Эзоп возвращается с блюдом и языками на нём.
Эзоп. Ксанф, я купил свиных языков, поджарил и предложу их твоим гостям.
Ксанф (злорадно). Но вчера ты утверждал, что язык – самое лучшее, что есть на этом свете. А сегодня ты говоришь, что нет ничего хуже.
Эзоп (невозмутимо). Это так, хозяин. Что может быть хуже языка? Он начинает ссоры, обманывает, оскорбляет и завидует. Он – причина конфликтов, драк и войн. Из-за него гибнут люди. Ксанф, а ведь ты ругаешь меня тоже с помощью языка.
Ксанф, соглашаясь, только разводит руками. Оба уходят
1-й ведущий: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Это написал Ф.И. Тютчев, но сегодня мы будем говорить не о поэте Тютчеве, а о Слове.
2-й ведущий: Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры.
1-й ведущий: Особенно остро это ощущается здесь, в России. Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному написанному великое значение.
2-й ведущий: Вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова.
Слова
Много слов на земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамёна в чехле их в душе берегу.
Кто их часто твердит, я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту.
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, что в тёмных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь
1-й ведущий: Есть восточная мудрость: «Говорить с глупым - терять слова. Не говорить с умным - терять себя». Мудрый человек не будет терять слов и себя.
2-йведущий: От своего рождения человек включен в семью, общество, народ, государство. Как важны слова, которые скажут ему мать, отец.
1-Й ведущий: Слушаем урок, который дает сыну мать: Митрофан и г-жа Простакова из комедии Фонвизина «Недоросль».
(Сцена из комедии Д. Фонвизина «Недоросль».)
Простакова: Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись.
Митрофан: Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только чтоб был последний раз.
Простакова: Придет час воли Божией.
Митрофан: Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Вот я сел.
Простакова: А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой. Софьюшкины денежки было б куды класть.
Митрофан: Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин: Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...
Митрофан (пишет): Трое.
Митрофан (пишет): Триста.
Цыфиркин: Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет): Единожды три-три. Единожды нуль — нуль.
Простакова: Что, что, до дележа?
Митрофан: Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Простакова: Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота.
Кутейкин: Шабаш, право, Пафнутьич.
Митрофан: Ступай-ка теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.
Кутейкин: Начнем, благословясь. За мною со вниманием. «Аз есмь червь».
Митрофан: «Аз есмь червь».
Кутейкин: «Аз есмь скот».
Митрофан: «Аз есмь скот».
Кутейкин: «А не человек».
Митрофан: «А не человек».
Вральман: Аи, аи, аи. Теперь я вижу, уморить хотят ребенка. Дай волю этим проклятым злодеям.
Простакова: Правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье опасно для твоей головушки, так, по мне, перестань.
Митрофан: А по мне и подавно.
Кутейкин: Конец и богу слава.
Стародум: До моих ушей уже дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать.
Правдин: Это грамматика? Что ж в ней знает Митрофан?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана места неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Простакова: Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Без наук люди живут и жили.
(Входят ведущие. Уходят Правдин и Стародум. Уходят учителя Митрофана.)
1-й ведущий: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...»
Простакова: Один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка!
Митрофан: Да отвяжись, матушка, как навязалась... (убегает).
1-й ведущий: Вот злонравия достойные плоды.
2-й ведущий: Известен факт, что один из современников Фонвизина после знакомства с комедией все сделал для того, чтобы стать образованным человеком.
Танец. Вальс.
1-й ведущий: Другому недорослю, современнику Митрофана Простакова, отец говорил другие слова. Другие слова - другая судьба.
(Сцена из «Капитанской дочки» А. Пушкина. Гостиная Гриневых. Петруша клеит змея из карты. Матушка варит варенье. Батюшка читает Придворный календарь.)
Батюшка: Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?
Матушка: Да вот пошел семнадцатый годок. Петруша родилcя в тот год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще.
Батюшка: Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни. (Батюшка пишет письмо.)
Матушка: Не забудь, Андрей Петрович, поклониться и от меня князю, я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
Батюшка: Что за вздор! К какой стати стану я писать князю?'
Матушка: Да ведь начальник Петруши - князь. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.
Батюшка: Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится Петруша, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Где его пашпорт? Подай его сюда.
Батюшка (Петруше): Вот тебе письмо. Ты едешь в Оренбург служить под началом моего старинного товарища. Прощай, Петр (все встают). Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.
(Мать крестит Петрушу, отец вытирает платком глаза. Уходят.)
1-й ведущий: Митрофан и Петр - ровесники с разной судьбой. Разные слова говорили им родители.
2-й ведущий: А какое наставление дал отец герою комедии Гоголя «Мёртвые души» Павлуше Чичикову?
Отец Чичикова: Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
1-и ведущий: Вот еще 2 ровесника, современника - Чацкий и Молчалин. Разные судьбы, разные слова, разная гражданская позиция.
(Сцена из «Горе от ума» А. Грибоедова.)
Чацкий:
Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов.
Ну, образ жизни ваш, каков?
Молчалин:
По мере я трудов и сил...
Три награжденья получил.
Чацкий: Взманили почести и знатность?
Молчалин: Нет-с, свой талант у всех.
Чацкий: У вас?
Молчалин:
Два-с: Умеренность и аккуратность.
Вам не дались чины, по службе неуспех?
Чацкий
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Молчалин:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь, Потом разрыв...
Чацкий: С ней век мы не встречались; Слыхал, что вздорная.
Молчалин:
Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом
Все ей друзья и все родные,
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить Вам.
Чацкий: На что же?
Молчалин: Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Чацкий: Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Молчалин:
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать, и весело пожить?
Чацкий:
Когда в делах - я от веселья прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Молчалин:
В мои лета не должно сметь
свое суждение иметь.
Чацкий:
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других?
Чацкий: Зачем же надобно?
Молчалин:
В чинах мы небольших...
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья.
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Чацкий: Молчалины блаженствуют на свете? (Уходят.)
1-й ведущий: Комедия Грибоедова - чудесный кристалл точного русского слова и глубокой мысли.
2-й ведущий: Кто мыслит четко, тот и говорит ярко.
Исполнение романса.
1-й ведущий. Издавна народ говорит, что слово горы ворочает, подчеркивая этим великую силу слова. Красивая страстная человеческая речь может и учить, и разить, надо только умело пользоваться ею.
2-й ведущий. «Мы знаем, что с заряженным ружьём надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом, - говорил Л.Н.Толстой.
1-й ведущий. Давайте перенесёмся в 21 век и посмотрим, как же обращается со словом современное поколение?
Танец под песню «Ивана Купалы»
Сценка «Вали кулём»
Ведущий. Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них (Л. Успенский).
Ведущий 2 (отрывок из М. Пришвина): В лесу не в полночь самое темное время, а перед рассветом. Как темно! - скажет кто-нибудь. Другой ему отвечает, поднимая голову: Темно? Значит, скоро будет светать.