Цели:
- Познакомить с заглавной буквой Д.
- Рассмотреть случаи написания слов с заглавной буквы.
- Познакомить с понятиями «Отечество», «Родина», «малая родина».
- Развивать речь, мышление.
Оборудование:
- иллюстрации символов государства,
- географическая карта России и иллюстрации различных уголков России,
- иллюстрация русского богатыря,
- ребус,
- фонограммы песен,
- гимн РФ.
Ход урока
I. Организационный момент. (Презентация, 1-й слайд. Вступление.)
II. Сообщение темы и целей урока. (Презентация, 2-й слайд. Тема урока.)
Прочитайте тему урока. Какие цели на урок поставим?
– Сегодня мы отправимся в путешествие по дорогим сердцу родным местам, милым краям нашей Родины – России. Научимся писать заглавную букву Д.
(Презентация, 3-й слайд. Моя Россия.)
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В. Харитонова.
Ты, России моя, дорогие края,
Ты, Россия, родная, безбрежная.
За твою красоту,
За твою доброту
Я люблю тебя, Родина светлая.
III. Введение в тему.
Презентация, 4-й слайд. «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», – писал К. Паустовский.
− Наша страна многонациональна. У каждого народа свои обычаи, сказки, своя музыка, свои танцы, песни, но государственные символы России почитают и знают все.
(Презентация, 5-й слайд. Государственный гимн России (приложение 1))
Заранее подготовленный ученик исполняет роль Знайки.
– В нашей постоянной рубрике «Хочу все знать!» выступление Знайки … (имя ученика) о символах государства.
«В мире много государств. Они отличаются языком, традициями, символами. Символами нашего государства являются гимн, герб, флаг. Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение.
Государственный гимн − это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине».
− Обычно, пока жизнь идёт своим чередом, граждане не очень часто вспоминают о государственных символах − не ходят ежедневно по улицам с государственными флагами, не любуются часами своим государственным гербом и, собираясь вместе, поют не государственный гимн, а другие песни.
Но если вдруг появляется какая-то серьёзная, угрожающая всем опасность, например, приходят жестокие враги или, наоборот, случается всеобщая радость, допустим, сборная страны становится чемпионом мира, тут-то как раз и оказывается, что государственная символика и есть то самое, что помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое. Граждане выходят на улицы с государственными флагами, с гордостью смотрят на герб своей страны и даже, стоя плечом к плечу, со слезами на глазах могут спеть государственный гимн.
(Презентация, 6- слайд. Государственный флаг.)
Известно, что флаг создан для того, чтобы развеваться. Поэтому обычно флаги поднимают высоко вверх на флагштоках и мачтах - туда, где побольше ветра и где флаг может красиво реять, − чтобы все его видели и гордились своей страной.
(Презентация, 7-йлайд. Государственный герб.)
− У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы и бессмертия.
IV. Изучение нового материала.
− Есть одно слово, самое дорогое, самое важное для всех людей. Это слово – Родина. Что же такое для человека Родина?
(Презентация, слайд 8. Карта мыслей «Родина, родина».)
– Послушайте стихотворение З. Александровой «Родина» и сравните свое мнение с мнением автора.
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
– В чем ваше мнение о Родине не совпадает с мнением автора? (Автор рассказывает о маленькой родине, но есть большая Родина − наша страна Россия.)
– Чем отличаются эти слова? (Одно – с большой буквы, другое – с маленькой.)
(Презентация, слайд 9. Карта России, иллюстрации уголков России.)
– Сравните географическую карту России и иллюстрации различных уголков России. Что можно сказать о нашей Родине, глядя на карту? (Мы живем в большой стране, чтобы попасть из одной части в другую, надо пройти огромный путь.)
– А на иллюстрации? (Мы видим знакомые нам места, объекты природы.)
− Когда мы говорим о государстве, то пишем слово Родина, когда мы говорим о конкретном уголке, месте, где вы родились, то пишем – родина.
Работа по Букварю.
а) Первичное восприятие.
– Прочитайте название текста. («Наше Отечество».)
– Сделайте предположение, о малой или о большой родине будет этот текст. (О нашей общей родине, Отечестве, о России. Слова Родина и Отечество имеют одно значение)
(Презентация, слайд 11. Ключевые слова.)
– Прочитайте ключевые слова.
– Прочитайте имя автора этого текста.
(Далее нечитающие дети находят в тексте и подчеркивают слова, которые они могут прочитать, а читающие читают весь текст.)
– Сколько слов вы подчеркнули? (Вопрос задан тем детям, которые только учатся читать.)
б) Чтение текста с комментариями.
– Как ласково назвал автор нашу Родину? (Матушка.)
– Почему Родина по-другому называется Отечество? (Зачитывается второе предложение. Вывод: отцы и Отечество – однокоренные слова.)
– Найдите в тексте однокоренные слова к слову Родина. (Родились, родные.)
– Определите корень (-род-).
(Презентация, слайд 12. Пословица «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».)
– Найдите и прочитайте пословицу.
– Подчеркните пословицу в тексте. Это главная мысль.
– Что нового узнали вы из текста?
– Рассмотрите иллюстрацию. Какова главная мысль? (Родная земля красива, просторна, свободна, милосердна.)
(Презентация, слайд 13. Родной город.)
Беседа о родном городе.
− Что вы знаете о родном городе? (Ответы детей.)
− Об истории родного города могут рассказать музей-панорама Сталинградская битва, краеведческий музей, Музей Обороны, памятник-ансамбль Мамаев Курган.
(Презентация, слайд 14. Физкультминутка.)
(Презентация, слайд 15. Добрыня Никитич (приложение 2))
– Русский богатырь Добрыня Никитич. Он добр, человеколюбив – и его любят, у него много друзей. Он ненавидит лицемерие, его речь пряма, без уловок. Добрыня любит трудиться и получать удовольствие от работы. Он приятный собеседник, которому вредит только излишняя прямолинейность.
Работа по группам. Каждая группа получает карточки для работы. Дети распределяют обязанности, назначают командира.
Социализация. Проверка работ, рассказы учащихся о проделанной работе.
Работа в прописи. Знакомство с заглавной буквой Д.
(Презентация, слайд 16. Образец написания Д.)
– Сейчас он научит вас писать правильно и красиво первую букву своего прославленного имени. (Показ учителем на доске и объяснение написания.)
Последовательность выполнения заданий.
1. Рассматриваем образец, определяем, откуда рука начнет движение и где она его закончит.
– Начинаем писать букву сверху так, как пишется I элемент в букве Г, внизу пишем петлю, касаемся строки, закругляем вверх.
2. Выполняем однообразные, повторяющие действия в образцах.
3. Пишем небольшими «островками», т. е. обычно обводим по 3 одинаковых элемента, чтобы соблюсти ритмичность.
4. Анализируем написанное (после написания каждой группы из трех элементов и после завершения строки, когда каждый ребенок найдет и подчеркнет свои наиболее удачные элементы).
а) Письмо буквы Д.
– Обведите элементы и букву Д.
– Прочитайте слог. (Ди.)
– Какое соединение? (Верхнее.)
– А у сочетаний Дл, До? (Нижнее.)
– Обведите до конца строки.
– На следующей строчке попробуйте самостоятельно написать Д, Ди, Дл, До.
– Какие еще буквы будут иметь верхнее соединение с буквой Д? (Ду, Ды, Дш, Дт, Дп.)
– Запишите.
Пальчиковая гимнастика
Вышел палец Андрияшка, (Кулаки с поднятыми большими пальцами).
А навстречу – Забияшка.
Стали они бороться, (Боремся подушечками больших пальцев).
Стали силой мериться.
Боролись – боролись,
Мерились – мерились
Никто не победил. (Разводим руки в стороны).
Тогда Андрияшка позвал братьев, (Резко разворачиваем ладонь).
И Забияшка позвал братьев. (Резко разворачиваем другую ладонь).
Стали они бороться (Смыкаем пальцы рук и давим подушечками пальцев друг на друга).
Силой мериться.
Боролись – боролись,
Мерились – мерились
Никто не победил. (Разводим руки с раскрытыми ладонями).
Тогда Андрияшка стал (Смыкаем все пальцы одной руки в щепоть).
С братьями советоваться.
И Забияшка стал (Другой рукой – то же самое.)
С братьями советоваться.
И вот что они решили: (Большой и указательный пальцы образуют «терем» и «двери»).
Сели за столы дубовые,
Закрыли ворота тесовые (Остальные переплетаются и вкладываются внутрь ладоней).
И стали в тереме пир пировать
Да мир мировать.
Попили, поели,
Да домой пошли. (Разводим руки в стороны).
б) Написание слов и предложений.
– Прочитайте предложения.
– Запишите их, заменяя рисунки словами, а печатные буквы письменными.
– Прочитайте слова и предложения орфографически правильно.
Работа по Букварю.
– Прочитайте слова, написанные с большой буквы Д. (Дима, Даша, Дина, Диана, Двина, Даугава.)
– Почему они написаны с большой буквы? (Это имена собственные.)
– Разделите их на две группы. (Имена и названия рек.)
IV. Закрепление и обобщение изученного материала.
(Презентация, слайд 17. Ребус и пословицы.)
– Отгадайте ребус?
– Объясните смысл пословиц:
– Какой город называют сердцем нашей Родины? (Москва.)
(Презентация, слайд 18. Сердце России.)
– Почему? (Это столица нашей страны.)
– Там живет и работает наше правительство.
– Где находится кабинет Президента? (В Кремле.)
(Презентация, слайд 19. Кабинет Президента.)
– Что считать родиной – родной город или Россию? (И то и другое, большая и малая Родина.)
– Послушайте стихотворение и определите, о какой родине идет речь, большой или малой?
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные –
Раздольные русские песни поют.
(Презентация, слайд 20. Мир людей и профессий.)
− Родина – это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Это горд или деревня. Это имена замечательных людей.
− Кого вы узнали на слайде?
Это портрет Константина Дмитриевича Ушинского – автора текста «Наше Отечество». К. Д. Ушинский работал учителем и считал, что все ученики должны обязательно читать хорошие книги, чувствовать и понимать народную мудрость, выраженную в пословицах, загадках, сказках. Он создал несколько книг для детей. По его учебнику «Родное слово» многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.
− Чьи фотографии можно добавить? Почему? (Дети называют имена других знаменитых людей, добавляют имена своих родителей.)
− Кем работают ваши родители? Кем хотите стать вы?
Итог.
– Наше путешествие подходит к концу.
– Чему мы научились? (Отличать большую родину от малой, т. д.)
– Дома (по желанию) нарисуйте иллюстрацию на тему «Родной край», подберите пословицы о Родине.
Литература. Демонстрационный материал:
- http://media.kremlin.ru/rf_gimn_melody.mp3
- http://kremlin.ru/
- http://www.ru-people.info/
- http://www.uznai-prezidenta.ru/index.php?p=6-5&v=fh0
- www.school2100.ru
- www.ariom.ru
- www.textbook.ru/data/catalog/ucheb/275.htm
- http://fotki.yandex.ru/users/santaoka/view/62193/
- http://armarot.narod.ru/literatura/tolstoi.htm
- http://mediateka.km.ru/bes_2002/encyclop.asp?TopicNumber=5834&rubr=857
- http://www.kalitva.ru/2008/08/29/page/1/?subaction=
- http://pravda.kursknet.ru/index.php?number=240583
- http://www.regions.ru/news/politics/1988554/
- http://www.7travel.ru/photos/0-729/
- www.rushopsearch.com
- www.russianslc.com
- www.66.ru/news/society/30558/
- Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: Баласс, 2009.
- О. В. Пронина. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику “Букварь ”. – М.: Баласс, 2009.
- Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука” и прописям “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. / под научной редакцией Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2005.
- Ивантер Ю. Е. Маленькая куколка на руке ребенка: Кукольный театр в школе. – М.: Чистые пруды, 2008.
- Сборник кроссвордов и головоломок № КиГ 0711 (Богатыри). − ЗАО Эгмонт Россия Лтд, 2007.
- Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Литература / Авт.-сост. Н. В.Чудакова; под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: Издательство АСТ–ЛТД, 1997.
Музыка к уроку (приложение 3).