Тип урока – комбинированный.
Тема урока: “Алюминий”.
Цель урока: Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.
1. Конкретизация знаний о металлах на
примере алюминия.
2. Ознакомиться с особыми свойствами алюминия,
обусловившими его широкое применение:
а) строение атома;
б) физические свойства;
в) химические свойства;
г) природные соединения алюминия;
д) амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Задачи:
1. Закрепить знания понятий:
P элементы – металлы;
P металлы – оксиды;
P оксиды: основные и амфотерные.
2. Закрепить знания о свойствах
амфотерных соединениях.
3. Развивать навыки работы с химическим
оборудованием и реактивами.
4. Формировать навыки самостоятельной работы,
культуры труда и поведения.
Оборудование: Электрохимический ряд напряжения металлов, спиртовка, спички, стеклянная палочка, керамическая плитка, штатив с пробирками.
Реактивы: парашёк алюминия, парашёк серы, растворы: HCl, NaOH, AlCl3, алюминий металлический
Демонстрационный материал: пластинки металлического алюминия.
Формы и методы работы на уроке:
P Фронтальная опрос учащихся;
P Лекция с элементами беседы;
P Работа по слайдам + фронтальная работа с
учащимися;
P Самостоятельная работа в тетрадях по слайдам, с
использованием учебника;
P Демонстрация опытов и раздаточного материала;
P Лабораторные опыты
P Индивидуальная работа по проверке пройденного
материала и на закрепление изученного материала.
Домашнее задание: § 13, упр. № 6, стр.62.
Оснащение урока:
P слайды к уроку по изучаемой теме;
P таблица химических элементов, таблица
растворимости, электрохимический ряд напряжения
металлов;
P приборы и реактивы;
P тетради и учебники учащихся.
Основные этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала (работа по слайдам,
работа в тетродях)
III. Демонстрация опытов.
IV Лабораторные опыты
V. Закрепление и повторение знаний
VI. Домашнее задание.
Ход урока
План урока.
1. Положение алюминия в Периодической
системе, строение атома.
2. Физические свойства.
3. Химические свойства.
4. Получение
5. Распространённость в природе. Соединения
алюминия.
6. Применение.
1. Положение алюминия в Периодической системе, строение атома.
Фронтальная беседа.
Какое положение занимает алюминий в Периодической системе:
1. Порядковй номер и заряд ядра.
2. Номер группы и какая подгруппа.
3. Количество валентных электронов.
4. Номер периода и количество электронных
уровней.
5. Как изменяется радиус атомов элементов главной
подгруппы III группы.
Алюминий Al – элемент главной подгруппы III группы Периодической системы Д.И. Менделеева. В соединениях проявляет степень окисления +3
Электронная формула: Al +13 - 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1 ; В +5 - 1s2 2s2 2p1
Радиус атома Al – 0,143 нм > чем у бора В (0,080нм), так как Al содержит промежуточный 8e
слой, который препятствует притяжению внешних электронов к ядру и поэтому у атомов алюминия восстановительные свойства выражены гораздо сильнее, чем у атомов бора, который проявляет неметаллические свойства.
2. Физические свойства.
Серебристо-белый лёгкий металл. T плавления – 6600 С. Пластичен, имеет хорошую тепло- и электропроводимость. Обладает малой плотностью, сплавам придает прочность и коррозионную стойкость
3. Химические свойства.
Название “алюминий” происходит от латинского слова alumen, означающего квасцы – одну из его солей.
Алюминий – химически активный металл. в ряду напряжений он находится сразу после щелочных и щелочноземельных металлов, но тончайшая плёнка оксида (Al2O3), покрывающая его поверхности, надёжно защищает металл от окисления кислородом воздуха и от воздействия воды.
P Если порошок Al сильно нагреть, то он воспламеняется и сгорает ослепительным пламенем.
4Alo + 3O2o = 2Al2+3O3-2
P После удалении оксидной плёнки с поверхности, Al энергично взаимодействует с водой, втесняя водород из воды.
Демонстрационный опыт.
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3v + 3H2^
(Для этого в стакан помещают крепкий раствор поваренной соли(NaCl), сульфата меди (II) (CuSO4) и опускают в раствор алюминиевую проволоку. Через некоторое время стакан разогревается, наблюдается энергичное выделение водорода, обусловленное: а) слабокислой средой (следствие гидролиза сульфата меди (II); б) образование гальванической пары Cu – Al, ускоряющей растворение алюминия в воде).
P Как и все металлы, Al легко взаимодействует с неметаллами, особенно в порошкообразном состоянии. Для того чтобы началась реакция, необходимо первоначальное нагревание.
2Al + 3Br2 = 2AlBr3
4AL + 3C = Al4C3
2Al + 3S = Al2S3
Демонстрационный опыт.
Взаимодействие алюминия с серой ( выполняется под тягой).
Навески порошков алюминия и серы тщательно смешиваем до получения однородной смеси и высыпаем на металлический лист или керамическую плитку. Нагреваем в пламени спиртовки стеклянную палочку и касаемся ею смеси.
Вопросы к учащимся:
1. Каковы признаки данной реакции?
2. Запишите уравнение реакции.
3. Какие свойства проявляет алюминий в этой реакции?
P Алюминий легко растворяется в растворах кислот.
Лабораторный опыт
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2^
2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2^
Вопрос к учащимся: Каковы признаки данной реакции?
Концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий, образуя на поверхности металла прочную и плотную оксидную плёнку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.
P Оксид и гидроксид алюминия обладают амфотерными свойствами, поэтому алюминий растворяется в водных растворах щелочей, образуя соли – алюминаты.
Повторить: свойства амфотерных соединений.
Лабораторный опыт
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na{Al(OH)4} + 3H2^ - в растворе
2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2 + 3H2^ - в расплаве
Вопросы к учащимся:
1. Каковы признаки данной реакции?
2. Какие свойства проявляет алюминий при
взаимодействии с кислотами и щелочами?
3. Что такое амфотерность?
P Оксид алюминия Al2O3 – белое вещество с очень высокой температурой плавления (2050оС). Может быть получен разложением при нагревании гидроксида алюминия (Al(OH)3)