Урок-путешествие по окружающему миру по теме "Помогите планете"

Разделы: Начальная школа


I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы превратимся в жителей далекой неизвестной планеты Челми - челмиков и совершим путешествие.

Дорогие челмики, мы с вами совершим межпланетное путешествие на школьном звездолете. Во время путешествия нам необходимо выполнять правила. Прочитайте их. (Приложение. Слайд 2)

Правила путешественников:

Быть смелыми.

Быть внимательными.

Быть активными.

Помогать друг другу.

Заботиться о нуждающихся.

Итак, садимся в звездолет и отправляемся в путешествие.

II. Работа по теме урока.

1. Беседа

Сейчас мы находимся в солнечной системе. Здесь есть одна планета Земля, на которой живут разумные существа. Это люди. Приближаемся к ней. Видны два основных цвета, которые, как бы поделили земной шар на два огромных пространства. (Приложение. Слайд 3) Какие? (Синий и зеленый, цвет воды и растительности)

Подлетим поближе к Земле. Челмики, посмотрите, эта планета посылает нам сигналы. Кто знает, что обозначают эти сигналы? (Это сигналы бедствия)

Расскажите, что случилось? (Приложение. Слайд 4) (Дети рассказывают по картинкам об экологических проблемах Земли)

Отправляясь у путешествие, мы говорили, что будем помогать нуждающимся. Давайте же поможем этой планете.

Человеку и другим существам нужен чистый воздух. Но в городах он загрязнен. Заводы и фабрики ежедневно выбрасывают тысячи тонн вредных газов. Уничтожаются леса, которые очищают воздух. Загрязняется воздух газами автомашин. Как сберечь чистоту воздуха? (Охранять воздух от загрязнения.)

Как это сделать? Дайте советы землянам.

(Подготовленный ученик читает сообщение об охране воздуха от загрязнения.)

Спасибо!

Какое значение в жизни людей, растений, животных имеет вода?

(Жить на земле без воды невозможно. Без воды не вырастет урожай на полях, не будут работать заводы. Вода используется для бытовых нужд человека. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода!)

Прочитайте текст о воде. (Приложение. Слайд 5)

Людям нужна только чистая, пресная вода. Но чистой воды становится все меньше. Ученые подсчитали: каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли частицы стирального порошка. Воду, как и воздух, надо охранять.

Дайте совет, как охранять воду от загрязнения?

(Подготовленный ученик читает сообщение об охране воды от загрязнения: Для очистки сточных вод строят очистные сооружения, где загрязненную воду пропускают через фильтры. Сейчас есть предприятия, у которых вообще нет сточных вод: там загрязненную воду очищают и снова используют.)

Для существования жизни нужно еще одно условие - состояние почвы. Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Приложение. Слайд 6)

(Земля - это кормилица. На земле растут растения. Растения очищают воздух, дают человеку и животным пищу.)

Какой вред человек наносит почве?

(Загрязняет почву мусором, который не разлагается. Вырубает леса, осушает большие территории.)

Молодцы! Давайте послушаем советы об охране почвы.

(Сообщение об охране почвы)

2. Групповая работа

Челмики, давайте обобщим все, о чем мы говорили. Запишите выводы в таблицах, которые лежат у вас на столах. Мы оставим эти записи в экологической книге, чтобы земляне помнили наши советы и заботились о своей планете. А так как работать легче вместе с друзьями, выполнять задание будем в группах.

Задание группе 1: заполните таблицу "Воздух".

Воздух

Охрана воздуха
 

Задание группе 2: заполните таблицу "Вода".

Вода

Охрана воды
 

Задание группе 3: заполните таблицу "Почва".

Почва

Охрана почвы
 

(Дети самостоятельно заполняют таблицы, затем группы зачитывают результаты.)

3. Вымершие животные и растения.

Если бы человек каждый день заботился о всем живом, то может быть до сих пор на земле жили бы те растения и животные, которых мы больше не увидим никогда - люди уничтожили их. Мы больше никогда не увидим: морскую корову и тюленя - монаха, птицу дронт и белоклювого дятла. (Приложение. Слайды 7,8)

4. Красная книга

Но сейчас люди пытаются сохранить животных и растения, которые находятся под угрозой уничтожения. Они создали записи таких животных и растений о оберегают их в заповедниках, заказниках, ботанических садах. Челмики, а как называется книга, в которой люди записывают редких и исчезающих животных и растений? (Красная книга)

Правильно. А почему ее так назвали? (Красный цвет - цвет опасности. Он означает - не губите растения, не убивайте животных)

Каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. (Приложение. Слайд 9) За последние 60 лет на планете Земля исчезло 77 видов зверей, несколько сотен видов растений и 26 видов птиц. Каких животных и какие растения Земли, занесенные в Красную книгу, вы знаете?

Сообщения детей:

(Ученик 3. Аисты - крупные, красивые птицы. Часто, особенно на пролетах и зимовках, они становились добычей охотников. Это привело к резкому сокращению числа аистов. Сейчас они повсюду взяты под охрану. Каждая птица и ее гнездо на учете. Черный аист, как очень редкий вид, занесен в Красную книгу.

Ученик 4. Слонов убивают из-за бивней. Было уничтожено несколько сотен тысяч слонов. Теперь охота на них ограничена, а в некоторых странах запрещена. Но браконьеры по-прежнему отстреливают слонов по 10-20 тысяч в год. Индийский слон занесен в Красную книгу.

Ученик 5. Сейчас на планете осталось всего 10-20 тысяч белых медведей. Варварская охота поставила этого хищника на грань вымирания. Принят закон, запрещающий охоту на него. Белый медведь занесен в Красную книгу.

Ученик 6. Кувшинки всплывают на поверхность рано утром, а вечером они закрывают свои цветки и прячутся под водой. Это очень красивое растение с приятным тонким запахом. Многие люди стремятся сорвать его цветы. Кувшинка занесена в Красную книгу.)

А вот еще несколько представителей Красной книги: (Приложение. Слайды 10, 11) Прочитайте о них.

Мы говорили о ранах, которые человек наносит природе. Взрослые люди должны устанавливать на заводах очистительные сооружения, очищать моря от нефти, строить заповедники. А как могут помочь природе ваши сверстники?

(Не оставлять мусор в лесу, не тревожить гнезда птиц, не ломать деревья и кустарники.)

Каждая сломанная веточка, сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесет каждый человек, что же будет с природой? Есть такие хорошие слова... (Приложение. Слайд 12)

Обращение челмика:

Ты пошел в гости к природе - не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях.

Землянин, зачем бы ты ни пришел в лес - собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, - помни: ты в гостях. Ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняй эти правила!

5. Творческая работа

Челмики, мы с вами знаем, что есть экологические знаки. Давайте напишем на них памятки и оставим в этом гостеприимном лесу, чтобы люди не забывали о том, что нужно бережно относиться к дарам леса.

(Ученики составляют памятку "Заповеди юных защитников природы". Каждой группе дается задание - написать правила поведения в природе на карточках с экологическими знаками.)

III. Итог урока.

Дорогие челмики, сегодня мы путешествовали по этой страдающей Земле и говорили о том, что она нуждается в помощи. Необходимо всем помнить, что если ты взял у Земли что-то, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. А сейчас планета Земля больна и о ней нужно заботиться.

Наш урок-путешествие заканчивается. Садимся в звездолет возвращаемся домой.

Ребята, я хочу, чтобы вы поняли. Нет на свете никаких челмиков. Это всего лишь игра. А значит забота о нашей прекрасной планете Земля лежит на нашей совести. Только мы можем сохранить свою Землю. Помните советы, которые сегодня звучали на уроке и выполняйте их.

А закончить наше занятие я бы хотела следующими строчками: (Приложение. Слайд 13)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Спасибо за работу.