Цель: познакомить детей с понятиями повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения, развивать речь, внимание, фонематический слух.
Оборудование: плакат с изображением корабля, маленькие кораблики у каждого ребёнка на парте, карточки с написанными словами, предметные картинки, а/запись-шум волн.
Ход урока
- Мобилизующий этап.
- Чистописание.
- Словарная работа
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Итог урока
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в плавание по океану знаний. Путь наш лежит в королевство “Предложение”. Поплывём мы на корабле. Вот он (на доске вывешивается плакат с изображением корабля. Название закрыто.)
У каждого корабля есть название. Как называется наш корабль, вы узнаете, если правильно выполните задание.
- Первая буква в названии нашего корабля такая же, как в слове утка.
- Вторая буква согласная, два раза встречающаяся в слове одежда.
- Третья буква ударная в слове аист.
- Четвёртая буква в слове задача, она обозначает всегда мягкий согласный звук.
- Пятая буква в нашем слове - первая буква алфавита.
Кто отгадал, как называется наш корабль?
Дети: Удача
У. Какая орфограмма встречается в этом слове?
Д. Сочетание ча.
У. У вас на партах лежат маленькие кораблики. Напишите на них название “Удача”. Садимся на кораблики и отправляемся в путь.
(звучит а/запись с шумом волн)
У. Лягте на парту. Положите руки под голову. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы плывёте на корабле. Морской ветер гладит вам щёки, треплет волосы. Яркое солнышко улыбается и посылает вам свои лучи. Галдят летящие за кораблём чайки, указывая путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогает восстановить силы.
У. Вот мы и приплыли в бухту “Чистописание”. Откройте глаза и послушайте задание.
Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в названии корабля 2 раза. Какую букву мы будем писать?
Д. Букву а.
У. Определите порядок написания букв в цепочке а аа ааа……
Продолжите данную запись до конца строки.
У. Ребята, а что это там за зверёк прячется? Кто это вы узнаете, если выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета соедините буквы между собой в том порядке, в котором изображены предметы на картинках.
(на доске картинки с изображениями зебры, аиста, яблока, цапли.)
У. какое получилось слово?
Д. Заяц.
У. а кто такой заяц?
( на доске картинка с изображением зайца)
Д. Заяц-маленький зверёк с большими ушами и задними ногами.
У.Посмотрите, как пишется слово заяц. Запишите его к себе в тетрадь на следующей строке, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Подберите к этому слову слова родственные.
Д. зайка, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячий (хвост, шапка)
А кто знает, что значит “заячья душа”?
- так говорят о трусливом человеке.
У слова заяц ежё есть одно значение- косвенное, связано с транспортом (безбилетный пассажир.)
Русский народ придумал пословицы о зайце. Давайте их прочитаем.
(Запись на доске)
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Я тоже приготовила вам предложение о зайце на карточках, но они рассыпались. Помогите мне его восстановить.
- Кто знает, какое предложение должно быть?
Д. У зайца длинные уши и короткий хвост.
У. Запишите это предложение на следующей строке.
- С какой буквы будем писать начало предложения? Какой знак надо поставить в конце предложения? Что такое предложение?
Д. Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
У.Сегодня мы узнаем, что в конце предложения можно поставить другие знаки препинания.
У.пока мы ходили по острову, наступил рассвет. Давайте осмотримся. Посмотрите налево, направо, вверх, вниз. (Зрительная гимнастика.)
Посмотрите на доску. Прочитайте, что здесь записано.
Наступило утро Ты видел восход солнышка Как это красиво
У. Сколько здесь предложений?
Д. Три.
У. Прочитайте предложение, в котором о чём-то спокойно сообщается.
Какой знак ставиться в конце предложения?
Д.читают. “ Наступило утро. В конце предложения ставиться точка.
У. Что говорится?
Д. в предложении говорится об утре.
У.Что говорится?
Д. Что утро наступило.
У.Предложение, в котором о чём-то говорится (повествуется) называется повествовательным)
(на доске карточка “ повествовательное”)
У. Найдите предложение, которое нужно произнести с сильным чувством?
Д.Как это красиво!
У.Сильное чувство можно назвать восклицанием, поэтому предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце ставится восклицательный знак. (На доске прикрепляется карточка “восклицательное”)
У. Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос.
Д.Ты видел восход солнышка?
У. как называется предложение, в котором содержится вопрос. Какой знак ставится в конце предложения?
Д. Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным. В конце предложения ставится вопросительный знак.
(на доске прикрепляется карточка “вопросительное”)
У. Сделайте общий вывод, сохраняя порядок рассуждения
Д. Предложение, в котором что-либо спокойно сообщается, называется повествовательным. В конце предложения ставится точка.
Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце ставится восклицательный знак.
Предложение, которое содержит вопрос, называется вопросительным. В конце предложения ставится вопросительный знак.
У. запишите все три предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
У.Переверните кораблики. Там у вас напечатаны предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.- . ? !
(На кораблике предложения)
Хорошо в мороз на улице__
Идёт мягкий снежок__
Вы любите зиму__
Докажите.
Д. Первое предложение произносится с сильным чувством. В конце поставим восклицательный знак. Во втором предложении что-то спокойно сообщается. Это повествовательное сообщение. В конце ставим точку. В третьем предложении содержится вопрос. Это вопросительное предложение. В конце поставили вопросительный знак.
У. О чём мы узнали сегодня на уроке?
Ответы детей.
На следующих уроках мы продолжим путешествие по королевству “Предложение”.