Урок в 8-м классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (Программа А.Г. Кутузова)

Разделы: Литература


Цель:

обучающая

- выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина; показать актуальность этих идей сегодня.

развивающая

- развитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;

- развитие речи учащихся; навыков групповой исследовательской работы (лабораторный практикум, лексическая работа)

- развитие ассоциативного мышления;

воспитательная

- пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;

- увидеть и понять нравственные уроки повести.

Ход урока

СЛАЙД - портрет А.С.Пушкина. Презентация

1) Интрига.

МУЗЫКА

Настоящий мастер никогда не поставит точку в своём произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин- мастер. 170 лет как его нет с нами, а споры по поводу его книг не прекращаются. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с вами ждёт сегодня интересный разговор.

СЛАЙД - ЯПОНСКОЕ ЖИЛИЩЕ

А для начала посмотрите на экран. Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение-хокку, написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё.

- Скажите, о чем это стихотворение?

- Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах?

- Странно, почему же когда окна целы, вдруг стало очень холодно? (Холод в душе, с ребёнком что-то случилось, дом опустел)

- Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, когда звучит детский лепет или смех. И наоборот, отсутствие ребёнка вызывает ощущение пустоты.

- А как это японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина “Станционный смотритель”? (Холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит к трагедии)

Итак, тема нашего урока “Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”. Запишите в тетрадь.

2) Анализ темы.

- Как вы понимаете смысл темы?

На доске: Проблема - сложный вопрос, задача, требующие исследования, разрешения. А слово нравственные о чем вам говорит?

Нравственность – духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

- Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон, закон совести.

Нравственные проблемы - это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

И одну проблему мы уже затронули, сопоставляя японское стихотворение и пушкинский текст. Какую? Проблема чьих отношений уже прозвучала (Отношения детей и родителей) В тетрадь: проблема отношений детей и родителей (поступок Дуни).

- Произведение называется “Станционный смотритель”. Как вы понимаете смысл названия? Как вы поняли из текста, что такое станция в то время? (Место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей)

СЛАЙД-СТАНЦИЯ

Станция пункт, место остановки, сооружения и службы, относящиеся к этому пункту.

Смотритель - должностное лицо, выполняющее обязанности по надзору, охране.

Станционный смотритель - начальник почтовой станции; устар.

- О чем говорит пометка УСТАР.?

Ребята, вы, наверное, помните, что во времена Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах.

СЛАЙД - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

- К какому классу относится должность станционного смотрителя? (Текст, стр. 235)

- Посмотрите по таблице, как называется чин 14 класса?

- Где мы встречаем это словосочетание? (Эпиграф)

- Как вы поняли из таблицы, какой чин является самым высоким?

- Почему же повесть так называется? Почему чин, должность вынесены в название и более того в эпиграф? “Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор”

Какая авторская мысль за этим стоит? (Автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого любой может обидеть)

-Какая вторая проблема поднимается Пушкиным в повести? (Проблема отношений сильных и малых мира сего, проблема “маленького человека”)

В тетрадь.

- Начиная с произведения А.С.Пушкина, в литературе звучит тема “ маленького человека”, которая продолжится в творчестве Гоголя, Достоевского и др. русских писателей. Но новаторство принадлежит Пушкину. Он первым в литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса и сумел вызвать сочувствие читателя к нему.

-В центре нашего внимания сегодня будут эти две нравственные проблемы.

3) Работа с текстом.

ВИДЕО-ОТРЫВОК

Посмотрите небольшой видео-отрывок и скажите, кого вы узнали из героев?

- Кто из главных героев повести отсутствует? (Рассказчик)

- А как же относится рассказчик к герою? Стр. 235, 236 по одной фразе.

(Войдем в их положение:

- мученик 14 класса

- покою ни днем, ни ночью

- какие ругательства! Боже!

- вникнем, вместо негодования сердце наше исполнится сострадания, люди мирные, услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести, не слишком сребролюбивы - память одного из них мне драгоценна)

СЛАЙД-ДРАГОЦЕННЫЙ

Драгоценный.

1) Очень ценный, самого высокого качества. Д.камень.

2) Очень важный, нужный. Д.сведения.

3) Милый, дорогой. Д.друг.

Прочитайте слова драгоценный. Почему Пушкин употребляет именно это слово, ведь можно было бы сказать дорога?

- Сделайте вывод, как относится рассказчик к станционному смотрителю. При ответе употребите фразы: я думаю, мне кажется, я считаю. (Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует, сопереживает ему и осуждает людей высшего сословия)

- Отсюда и вытекает цель рассказывания - “наполнить сердца состраданием”.

- Прочтите начало истории Самсона Вырина. “В 1816 году в мае месяце…через ***скую губернию, по тракту ныне уничтоженному…”

- С чего начинается рассказ? (Указывается время и место; 1816, май, ныне уничтоженному)

- А зачем так точно указывать время и место происходившего? (Указание на достоверность событий). И хотя это всё-таки художественный вымысел Пушкина, литература берёт свои сюжеты из жизни, и подобные истории происходили и происходят. Впоследствии литературоведы назовут повесть Пушкина реалистической.

Реализм - направление в литературе, ставящее себе целью точное и полное воспроизведение действительности.

И как подтверждение реальности происходившего в Петербургской области и ныне существует деревня Выра, в которой с 1972 г. находится музей “Домик станционного смотрителя”.

СЛАЙДЫ-МУЗЕЙ НА СТАНЦИИ ВЫРА

Посвящен музей дорожному быту начала 19 в.

Тема дороги проходит через все творчество поэта. В странствиях провел он многие годы. В музее собраны карты путешествий Пушкина, тексты дорожных стихотворений, ноты ямщицких песен. Единственный в нашей стране музей литературных героев Пушкина. Экспозиция посвящена повести “Станционный смотритель”

- Повествование ведётся с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги той нет, нет станции, нет смотрителя.

- Как вы поняли, рассказчик совершает три поездки к домику ст. смотрителя.

Есть музеи, где мёртвое прошлое
В пышных залах лежит под стеклом,
Где, блестя, экспонаты роскошные
Равнодушно молчат о былом.

Не к такому музею таинственный
Столб старинный мне путь указал;
Верстовой, полосатый, единственный,
Он с прошедшим нас прочно связал.

На столе треуголка смотрителя,
Только нет самого старика.
Связь времён до того удивительна,
Что теряют значенье века.

СЛАЙД-ТАБЛИЦА

Посмотрите на время. (Первая поездка в мае 236-237, вторая зимой 238, а третья летом 244-245)

Заполните остальные строчки таблицы сами, используя текст.

МУЗЫКА

Анализ частей таблицы.

Вывод: Время в повести выбрано не случайно. Зима - холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Некому стало делать дырки в бумаге окон. Но как стало холодно. А лето – пора созревания плодов, для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

- Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему не боится, что смотритель будет на него жаловаться, и почему Самсон не жалуется, а говорит “подумал, махнул рукой и решил отступиться. (Бесполезно, т.к. см.-мелкий чиновник, никто его не послушает, а послушают Минского, т.к. тот богат и имеет более высокое звание)

- Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что “маленький человек” Самсон Вырин в нравственном смысле намного выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не всё в этом мире продается и покупается, гордый человек.

- О каком эпизоде речь? Прочитайте, стр.242. (В этих смятых ассигнациях отношение к человеку)

- А почему всё-таки возвращается за деньгами? (Маленький человек)

ФИЗМИНУТКА

- В художественном тексте повторы имеют особое значение. Это подсказка автора, чтобы читатель случайно не пропустил важное. Вернёмся к таблице. Найдите повторяющийся элемент.

- Что же изображено на картинках? (Чтение стр.237)

СЛАЙДЫ-ПРИТЧА

- Посмотрите на различные репродукции этой притчи.

- Что самое главное в этой истории? (Мотив покаяния и прощения)

- Как он дальше работает в тексте?

СЛАЙДЫ-ДУНЯ

МУЗЫКА

Но стр.245 чтение текста учителем.

- Почему же Дуня плачет в конце повести, долго лежит на могиле отца? В чем её вина?

СЛАЙД-ПРИТЧА

Посмотрите на картины художников: каждый из блудных детей на коленях вымаливает прощение.

- Почему рассказчик часто употребляет эпитет БЕДНАЯ ДУНЯ (… но прежде ему хотелось ещё хоть раз увидеть бедную свою Дуню,… я остановился у домика, где некогда поцеловала меня бедная Дуня).

Теперь, когда вернулась блудная дочь, никто её уже не ждёт, никто не может простить, ничто уже не напоминает ей о том времени, когда они с отцом были счастливы.

С этим осознанным чувством вины Дуне придется жить до конца своих дней. Опустел дом станционного смотрителя, как стало холодно его душе.

Теперь холод в душе Дуни.

МУЗЫКА

И помните самое главное:

Не забывайте своих родителей, чтобы не было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношению к ним.

Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но придет время, когда они будут нуждаться в вас, и ваш долг, не забыть о них. Иначе рано или поздно вы осознаете свою ошибку, и это будет мучить вас всю оставшуюся жизнь.

“Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце”. А.С.Пушкин

“Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно”. А.С.Пушкин

ИТОГИ УРОКА

- Какие же проблемы поднимает Пушкин в своём произведении?

Проблема маленького человека в повести (поступок Минского).

Проблема отношений между детьми и родителями (поступок Дуни).

Эти темы поднимаются многими писателями, и вы будете говорить о них и в 9 , и в 10, и в 11 классе при встрече с Гоголем, Достоевским, Толстым, Тургеневым. А чтобы эти встречи были интереснее, я предлагаю вам расширить свой читательский кругозор и познакомиться с книгами Ф.М.Достоевского “Бедные люди”, К.Г.Паустовского “Телеграмма”, А.П.Чехова “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”.

А дома напишите небольшое сочинение-размышление на тему “Моё отношение к поступку Дуни”.

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА

- Чего ждали от урока?

- Что получили? Что дал вам сегодняшний урок? Какое открытие вы для себя сделали? Это может быть открытие, связанное с текстом, или вы что-то в себе открыли, осознали?