Самая большая победа – это победа над
собой, а самое постыдное – это быть побеждённым
своими страстями.
Демокрит
Спирт и опиум – близнецы яда и гибели.
Эдгар По
Цели:
- развитие у учащихся осознанного неприятия курения;
- воспитание здорового образа жизни;
- развитие умения отстаивать свою точку зрения, анализа, самоанализа и самооценки.
Подготовительный этап:
1. Класс необходимо разделить на несколько творческих групп. У каждой группы – своё задание. Классный руководитель помогает учащимся в подготовке (помогает подбирать материал; советует, куда обратиться по интересующему вопросу; организует встречи и т. д.).
2. 1-я группа – корреспонденты
телевидения (во главе их папа одного из учеников
с видеокамерой). Эта группа берёт интервью у
главного врача поликлиники города, у учителя
биологии, у нескольких прохожих и учащихся школы,
чтобы узнать их мнение о том, что заставляет
людей курить? Какие у них возникают ощущения? Как
курение влияет на их здоровье (по их наблюдениям)?
2-я группа – статисты.
Подбирают статистические данные по городу о
заболеваниях среди курящего населения и данные в
печати.
3-я группа – докладчики. Классный
руководитель помогает ребятам подготовить
доклады по данной проблеме:
I. «Из истории появления табака»
II. «По следу дымящей сигареты»
4-я группа – эксперты. Проводят
анкетирование в некоторых классах (7-х, 9-х, 11-х),
обрабатывают анкетные данные с помощью
родителей.
5-я группа – оформители. Подготавливают
наглядный материал, плакаты, рисунки, вырезки из
газет и журналов и т. д.
Оборудование: телевизор с видеомагнитофоном, плакаты, рисунки.
Содержание классного часа
На доске написана тема классного часа, высказывания великих мыслителей и вопросы:
– Почему в подростковом возрасте недопустимо
курить?
– Если ваши друзья курят и предлагают вам, что вы
будете делать?
– Почему трудно бросить курить?
Растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало своё победоносное шествие по континентам
1 выступление докладчиков – «Из истории табака»
Употребление табака началось в Европе с конца XV
века, после возвращения из Америки участников
второй экспедиции Колумба в 1496 году. Семена этого
растения, называемого индейцами «кохоба», привёз
испанский монах Роман Пано. Первоначально табак
выращивался в Испании в качестве декоративного
растения. В 1535 году один из испанских
путешественников впервые описал обычай курения:
«Индейцы, живущие на острове Гиспаньола, имеют
очень вредный обычай. Они вдыхают в себя через
нос дым, происходящий от выжигания травы, похожей
по своим свойствам на белену, и делаются от этого
пьяными. Обычай этот они называют «табако»…
Сжигаемую ими траву они ценят очень высоко и
высаживают её в садах».
Европа с завистью наблюдала за тем, как
обогащались испанцы за счёт вновь открытых
земель. И табак, сначала медленно,
распространялся из Испании к Европе.
В средние века медицина, к сожалению, располагала
весьма скудным арсеналом лечебных средств. И
вполне понятной была надежда людей найти
какое-нибудь новое лечебное средство. В 1625 году в
Базеле (во Франции) вышел учебник медицины, где о
табаке говорилось следующее: «Это зелье очищает
нёбо и голову, рассеивает боль и усталость,
успокаивает зубные страдания, оберегает людей от
чумы; прогоняет вшей; лечит рожу, застарелые раны
и нарывы…»
Особенно быстрое распространение табака в
Европе связывают с тем фактом, что посол
Португалии в Париже Жак Нико (отсюда название
табака – «никотин) преподнёс в 1560 году
французской королеве Екатерине Медичи,
страдавшей жестокими мигренями, табак в качестве
средства, способного «выгонять и уничтожать
болезни головы и мозга». После этого
«посольская» трава вошла в моду – сначала в виде
порошка для нюханья, а затем для курения.
В более консервативной Англии табак сразу же
встретил отрицательное отношение властей. И уже
в XVI-ом, а также в XVII-ом веке курение табака в
Англии было под запретом. Уличённых в этом
занятии водили по улицам с петлёй на шее, а
наиболее злостных курильщиков казнили, и их
отрубленные головы с трубкой во рту выставляли
на площадь для всеобщего обозрения.
Понадобилось несколько десятилетий, чтобы и во
Франции начали понимать вред табака,
неумеренного потребления этого «целительного
средства», и в 1680 году король Людовик XIII запретил
свободную его продажу, разрешив получать его
только в аптеках, по предписанию врача.
В Россию «богомерзкое зелье» было завезено в XVI
веке иностранными купцами. Власти с самого
начала преследовали его употребление, считая его
признаком развращения нравов, средством,
губительным для народного здоровья. В 1634 году
после очередного пожара, возникшего вследствие
безответственности курильщиков, царь Михаил
Романов издал указ: «На Москве и в городах о
табаке заказ учинить крепкий и под смертной
казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и не
употребляли – и табаком не торговали… И за то
тем людям чинить наказание большое без пощады
под смертной казнью…» В связи с этим
предписывалось пытать всех, у кого буде найден
табак, и бить кнутом до тех пор, пока не
признается, откуда табак достал. Торговцам
пороть ноздри, резать носы и ссылать в дальние
города.
Однако царь Пётр I, пристрастившийся за время
своего пребывания в Западной Европе к курению,
специальным Указом от 1697 года отменил запрет на
употребление табака, одновременно положив в
пользу государства налог на его продажу.
Аналогичным были действия в отношении табака и
правительств других государств. С введением
налога на табак и табачные изделия они стали
выгодными для государства, выращивание и продажа
табака сделались одной из статей
государственного дохода практически во всех
странах.
Учитель:
– Что же заставляет людей курить?
– Какие у них возникают при этом ощущения?
– Как курение влияет на их здоровье?
С этими и другими вопросами обратились наши корреспонденты к жителям города и учащимся нашей школы (Приложение 1). С результатами этого интервью мы с вами сейчас познакомимся, посмотрев видеоматериал.
Учитель (после просмотра видеоматериала):
– Каковы же общие мотивы, побуждающие человека, независимо от его половой принадлежности, начать курить?
Обсуждение проблемы с учащимися, где они
высказывают свою точку зрения и анализируют
итоги интервью.
После обсуждения учитель предоставляет слово
экспертам.
Эксперты знакомят с итогами проведенной анкеты (Приложение 2):
Нами было проведено анкетирование среди
учащихся нашей школы, чтобы выяснить, с какого
возраста ребята начинают курить и каковы мотивы,
побуждающие их к этому.
Мы выделили только несколько главных мотивов:
- подражание;
- стремление к взрослости;
- любопытство (стремление всё попробовать).
Исходя из данных анкетирования встречаются и такие мотивы: «из-за плохого настроения», «из-за баловства», «от нечего делать», «из-за переживаний», «с тоски», «с горя», «для возбуждения умственной деятельности», «чтобы поднять трудоспособность».
Учитель:
– В чём же заключается объективный вред курения?
Давайте пойдём с вами по следу дымящей сигареты и
попытаемся проследить, какое воздействие
оказывает никотин на жизненно важные органы и
системы.
Поможет нам в этом группа докладчиков
(используется плакат, где изображено внутренне
строение человека).
2 выступление докладчиков – «По следу дымящей сигареты»
Самой грозной расплатой за курение оказывается рак гортани и легких
Затягиваясь дымом сигареты, многие не
задумываются над тем, какие изменения вызывает в
организме каждая сигарета. Горячий табачный дым
в первую очередь воздействует на зубную эмаль: со
временем в ней появляются микроскопические
трещины – входные ворота для болезненных
микроорганизмов. На зубах откладывается
табачный дёготь, и они чернеют, издают
специфический запах.
Горячий дым обжигает слизистые оболочки рта и
носоглотки, что может привести к раковому
заболеванию.
Но пагубное влияние табачного дыма этим не
ограничивается. Из полости рта через носовые
складки он устремляется к слизистым оболочкам
гортани, трахеи, бронхов. Раздражая слизистые
оболочки, он вызывает выделение слизи, что
приводит к усилению бронхита у курильщика.
Затем дым и табачный дёготь оседают в лёгких,
окрашивая их в грязно-коричневый цвет, и
выделяются при кашле с сероватой мокротой.
Одним из основных компонентов табачного дыма
является угарный газ. Он направляется к лёгким,
где образует молекулу-пустышку, неспособную
нести каждой клетке нашего организма
необходимый ей кислород. Вот почему у человека,
выкурившего подряд несколько сигарет или
находящегося в накуренном помещении,
развивается кислородное голодание,
проявляющееся головной болью, головокружением,
краснотой, бледностью кожных покровов. Вдруг
начинают дрожать руки, бросает то в жар, то в
холод, сердце замирает в груди. Что случилось? Это
начал своё разрушительное действие на
центральную нервную систему и на организм в
целом никотин – один из самый сильных табачных
ядов. Каждый орган по-своему реагирует на это
вторжение.
Первыми подают сигнал бедствия надпочечники. Они
выбрасывают в кровь адреналин – вещество, сильно
суживающее кровеносные сосуды. В результате
повышается давление, сердце работает с большей
нагрузкой, что приводит к атеросклерозу сосудов,
стенокардии и даже инфаркту миокарда.
Хронический спазм кровеносных сосудов у
заядлого курильщика может стать причиной
развивающейся хромоты, гангреной тканей ног.
Неблагоприятно сказывается курение и на
эндокринной системе, что может стать причиной
расстройства половой функции и бесплодия,
сахарного диабета и других заболеваний.
От действия никотина страдают и другие функции
организма, в том числе и органы чувств. К
болезням, связанным с курением, относятся
язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной
кишки. И конечно, самое распространённое
заболевание у курильщиков – рак гортани и
лёгких.
Так подумайте, стоит ли рисковать?
Учитель:
– Так стоит ли рисковать?
– Как вы думаете, от чего в целом зависит
здоровье человека? (Ребята высказывают своё
мнение.)
Здоровье на 10% зависит от медицины,
на 20% – от
наследственности,
на 20% – от внешней
среды,
на 50% – от образа
жизни!
Статисты: В подростковом возрасте,
когда организм не сформирован до конца, курить
недопустимо. Отмечено, что у курящих подростков
объём грудной клетки и развитие лёгких отстаёт
от некурящих в среднем на 25%. Чаще они страдают и
«простудными заболеваниями.
Средний вес тела у курящих на 1 кг ниже,
вентиляция лёгких – на 10% ниже, чем у некурящих.
Курение ускоряет процесс старения в среднем на
5-10 лет.
Хроническим бронхитом курящие люди страдают в 5
раз чаще бросивших курить и в 7 раз чаще никогда
не куривших.
Вероятность рака гортани у курящих от 6 до 10 раз
выше, а рака пищевода – от 2 до 6 раз выше, чем у
некурящих.
Учитель: Ребята, а вы хотели бы прямо сейчас оценить своё здоровье? Существуют сравнительно простые методы самооценки здоровья. Вот один из них.
Тест «Измерим своё здоровье»
Подсчитайте пульс в положении сидя (это можно
сделать за 15 секунд и умножить на 4 или за 20 секунд
и умножить на 3).
Если частота пульса за 1 минуту равна:
у
мужчин: у
женщин:
меньше 50 ударов – 5
баллов меньше
55 ударов – 5 баллов
51-65 ударов – 4
балла
56-70 ударов – 4 балла
66-75 ударов – 3 балла
71-80 ударов – 3 балла
более 75 ударов – 2
балла
более 80 ударов – 2
балла
Такие замеры нужно производить периодически,
чтобы контролировать состояние своего здоровья,
его уровень.
Подводя итог нашей встречи, давайте вернёмся к
вопросам, которые у нас записаны на доске.
(Проводится блиц-опрос с учащимися по этим
вопросам, делаются выводы).
В заключение, мне хочется сказать: «Курение
или здоровье? – выбирайте сами».