Разработка внеклассного мероприятия "В клубах табачного дыма"

Разделы: Внеклассная работа


Самая большая победа – это победа над собой, а самое постыдное – это быть побеждённым своими страстями.
Демокрит
Спирт и опиум – близнецы яда и гибели.
Эдгар По

Цели:

  • развитие у учащихся осознанного неприятия курения;
  • воспитание здорового образа жизни;
  • развитие умения отстаивать свою точку зрения,  анализа, самоанализа и самооценки.

Подготовительный этап:

1. Класс необходимо разделить на несколько творческих групп. У каждой группы – своё задание. Классный руководитель помогает учащимся в подготовке (помогает подбирать материал; советует, куда обратиться по интересующему вопросу; организует встречи и т. д.).

2. 1-я группа – корреспонденты телевидения (во главе их папа одного из учеников с видеокамерой). Эта группа берёт интервью у главного врача поликлиники города, у учителя биологии, у нескольких прохожих и учащихся школы, чтобы узнать их мнение о том, что заставляет людей курить? Какие у них возникают ощущения? Как курение влияет на их здоровье (по их наблюдениям)?
2-я группа – статисты. Подбирают статистические данные по городу о заболеваниях среди курящего населения и данные в печати.
3-я группа – докладчики. Классный руководитель помогает ребятам подготовить доклады по данной проблеме:
I.  «Из истории появления табака»
II. «По следу дымящей сигареты»
4-я группа – эксперты. Проводят анкетирование в некоторых классах (7-х, 9-х, 11-х), обрабатывают анкетные данные с помощью родителей.
5-я группа – оформители. Подготавливают наглядный материал, плакаты, рисунки, вырезки из газет и журналов и т. д.

Оборудование: телевизор с видеомагнитофоном, плакаты, рисунки.

Содержание классного часа

На доске написана тема классного часа, высказывания великих мыслителей и вопросы:

– Почему в подростковом возрасте недопустимо курить?
– Если ваши друзья курят и предлагают вам, что вы будете делать?
– Почему трудно бросить курить?

Растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало своё победоносное шествие по континентам

 1 выступление докладчиков – «Из истории табака»

Употребление табака началось в Европе с конца XV века, после возвращения из Америки участников второй экспедиции Колумба в 1496 году. Семена этого растения, называемого индейцами «кохоба», привёз испанский монах Роман Пано. Первоначально табак выращивался в Испании в качестве декоративного растения. В 1535 году один из испанских путешественников впервые описал обычай курения: «Индейцы, живущие на острове Гиспаньола, имеют очень вредный обычай. Они вдыхают в себя через нос дым, происходящий от выжигания травы, похожей по своим свойствам на белену, и делаются от этого пьяными. Обычай этот они называют «табако»… Сжигаемую ими траву они ценят очень высоко и высаживают её в садах».
Европа с завистью наблюдала за тем, как обогащались испанцы за счёт вновь открытых земель. И табак, сначала медленно, распространялся из Испании к Европе.
В средние века медицина, к сожалению, располагала весьма скудным арсеналом лечебных средств. И вполне понятной была надежда людей найти какое-нибудь новое лечебное средство. В 1625 году в Базеле (во Франции) вышел учебник медицины, где о табаке говорилось следующее: «Это зелье очищает нёбо и голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы; прогоняет вшей; лечит рожу, застарелые раны и нарывы…»
Особенно быстрое распространение табака в Европе связывают с тем фактом, что посол Португалии в Париже Жак Нико (отсюда название табака – «никотин) преподнёс в 1560 году французской королеве Екатерине Медичи, страдавшей жестокими мигренями, табак в качестве средства, способного «выгонять и уничтожать болезни головы и мозга». После этого «посольская» трава вошла в моду – сначала в виде порошка для нюханья, а затем для курения.
В более консервативной Англии табак сразу же встретил отрицательное отношение властей. И уже в XVI-ом, а также в XVII-ом  веке курение табака в Англии было под запретом. Уличённых в этом занятии водили по улицам с петлёй на шее, а наиболее злостных курильщиков казнили, и их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площадь для всеобщего обозрения.
Понадобилось несколько десятилетий, чтобы и во Франции начали понимать вред табака, неумеренного потребления этого «целительного средства», и в 1680 году король Людовик XIII запретил свободную его продажу, разрешив получать его только в аптеках, по предписанию врача.
В Россию «богомерзкое зелье» было завезено в XVI веке иностранными купцами. Власти с самого начала преследовали его употребление, считая его признаком развращения нравов, средством, губительным для народного здоровья. В 1634 году после очередного пожара, возникшего вследствие безответственности курильщиков, царь Михаил Романов издал указ: «На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и не употребляли – и табаком не торговали… И за то тем людям чинить наказание большое без пощады под смертной казнью…» В связи с этим предписывалось пытать всех, у кого буде найден табак, и бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак достал. Торговцам пороть ноздри, резать носы и ссылать в дальние города.
Однако царь Пётр I, пристрастившийся за время своего пребывания в Западной Европе к курению, специальным Указом от 1697 года отменил запрет на употребление табака, одновременно положив в пользу государства налог на его продажу. Аналогичным были действия в отношении табака и правительств других государств. С введением налога на табак и табачные изделия они стали выгодными для государства, выращивание и продажа табака сделались одной из статей государственного дохода практически во всех странах.

Учитель:

– Что же заставляет людей курить?
– Какие у них возникают при этом ощущения?
– Как курение влияет на их здоровье?

С этими и другими вопросами обратились наши корреспонденты к жителям города и учащимся нашей школы (Приложение 1). С результатами этого интервью мы с вами сейчас познакомимся, посмотрев видеоматериал.

Учитель (после просмотра видеоматериала):

– Каковы же общие мотивы, побуждающие человека, независимо от его половой принадлежности, начать курить?

Обсуждение проблемы с учащимися, где они высказывают свою точку зрения и анализируют итоги интервью.
После обсуждения учитель предоставляет слово экспертам.
Эксперты знакомят с итогами проведенной анкеты (Приложение 2):
Нами было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы, чтобы выяснить, с какого возраста ребята начинают курить и каковы мотивы, побуждающие их к этому.
Мы выделили только несколько главных мотивов:

  • подражание;
  • стремление к взрослости;
  • любопытство (стремление всё попробовать).

Исходя из данных анкетирования встречаются и такие мотивы: «из-за плохого настроения», «из-за баловства», «от нечего делать», «из-за переживаний», «с тоски», «с горя», «для возбуждения умственной деятельности», «чтобы поднять трудоспособность».

Учитель:
– В чём же заключается объективный вред курения?
Давайте пойдём с вами по следу дымящей сигареты и попытаемся проследить, какое воздействие оказывает никотин на жизненно важные органы и системы.
Поможет нам в этом группа докладчиков (используется плакат, где изображено внутренне строение человека).

2 выступление докладчиков – «По следу дымящей сигареты»

 

Самой грозной расплатой за курение оказывается рак гортани и легких

Затягиваясь дымом сигареты, многие не задумываются над тем, какие изменения вызывает в организме каждая сигарета. Горячий табачный дым в первую очередь воздействует на зубную эмаль: со временем в ней появляются микроскопические трещины – входные ворота для болезненных микроорганизмов. На зубах откладывается табачный дёготь, и они чернеют, издают специфический запах.
Горячий дым обжигает слизистые оболочки рта и носоглотки, что может привести к раковому заболеванию.
Но пагубное влияние табачного дыма этим не ограничивается. Из полости рта через носовые складки он устремляется к слизистым оболочкам гортани, трахеи, бронхов. Раздражая слизистые оболочки, он вызывает выделение слизи, что приводит к усилению бронхита у курильщика.
Затем дым и табачный дёготь оседают в лёгких, окрашивая их в грязно-коричневый цвет, и выделяются при кашле с сероватой мокротой.
Одним из основных компонентов табачного дыма является угарный газ. Он направляется к лёгким, где образует молекулу-пустышку, неспособную нести каждой клетке нашего организма необходимый ей кислород. Вот почему у человека, выкурившего подряд несколько сигарет или находящегося в накуренном помещении, развивается кислородное голодание, проявляющееся головной болью, головокружением, краснотой, бледностью кожных покровов. Вдруг начинают дрожать руки, бросает то в жар, то в холод, сердце замирает в груди. Что случилось? Это начал своё разрушительное действие на центральную нервную систему и на организм в целом никотин – один из самый сильных табачных ядов. Каждый орган по-своему реагирует на это вторжение.
Первыми подают сигнал бедствия надпочечники. Они выбрасывают в кровь адреналин – вещество, сильно суживающее кровеносные сосуды. В результате повышается давление, сердце работает с большей нагрузкой, что приводит к атеросклерозу сосудов, стенокардии и даже инфаркту миокарда.
Хронический спазм кровеносных сосудов у заядлого курильщика может стать причиной развивающейся хромоты, гангреной тканей ног.
Неблагоприятно сказывается курение и на эндокринной системе, что может стать причиной расстройства половой функции и бесплодия, сахарного диабета и других заболеваний.
От действия никотина страдают и другие функции организма, в том числе и органы чувств. К болезням, связанным с курением, относятся язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки. И конечно, самое распространённое заболевание у курильщиков – рак гортани и лёгких.
Так подумайте, стоит ли рисковать?

Учитель:

– Так стоит ли рисковать?
– Как вы думаете, от чего в целом зависит здоровье человека? (Ребята высказывают своё мнение.)

Здоровье   на 10% зависит от медицины,
                  на 20% – от наследственности,
                  на 20% – от внешней среды,
                  на 50% – от образа жизни!

Статисты: В подростковом возрасте, когда организм не сформирован до конца, курить недопустимо. Отмечено, что у курящих подростков объём грудной клетки и развитие лёгких отстаёт от некурящих в среднем на 25%. Чаще они страдают и «простудными заболеваниями.
Средний вес тела у курящих на 1 кг ниже, вентиляция лёгких – на 10% ниже, чем у некурящих. Курение ускоряет процесс старения в среднем на 5-10 лет.
Хроническим бронхитом курящие люди страдают в 5 раз чаще бросивших курить и в 7 раз чаще никогда не куривших.
Вероятность рака гортани у курящих от 6 до 10 раз выше, а рака пищевода – от 2 до 6 раз выше, чем у некурящих.

Учитель: Ребята, а вы хотели бы прямо сейчас оценить своё здоровье? Существуют сравнительно простые методы самооценки здоровья. Вот один из них.

Тест «Измерим своё здоровье»

Подсчитайте пульс в положении сидя (это можно сделать за 15 секунд и умножить на 4 или за 20 секунд и умножить на 3).
Если частота пульса за 1 минуту равна:
у мужчин:                                                  у женщин:
меньше 50 ударов – 5 баллов                  меньше 55 ударов – 5 баллов
51-65 ударов – 4 балла                             56-70 ударов – 4 балла
66-75 ударов – 3 балла                             71-80 ударов – 3 балла
более  75 ударов – 2 балла                       более   80 ударов – 2 балла

Такие замеры нужно производить периодически, чтобы контролировать состояние своего здоровья, его уровень.
Подводя итог нашей встречи, давайте вернёмся к вопросам, которые у нас записаны на доске. (Проводится блиц-опрос с учащимися по этим вопросам, делаются выводы).
В заключение, мне хочется сказать: «Курение или здоровье? – выбирайте сами».