Урок по теме "Начало Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение" (с использованием ИКТ; 8-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели урока:

– рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения;
– развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
– дальнейшее овладение обучающимися художественными и выразительными свойствами языка;
– воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Новые термины и даты: 12 июня 1812 г., 24 июля (3 августа) 1812 г., 26 августа 1812 г., Отечественная война, Бородинское сражение, флеши, редут, батарея.

Оборудование: контурные карты “Отечественная война 1812 года”, индивидуальные атласы “История России XIX века”, документы “Начало войны. Вторжение”, “Бородинское сражение”, мультимедийное пособие “Энциклопедия истории России”, слайды

Эпиграф: “Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России”

Ход урока

I. Орг. момент

/по гуманной педагогике; посмотреть друг на друга и пожелать: “Будем добрыми, искренними, терпеливыми по отношению к товарищам. Успех всех, зависит от каждого”/

II. Проверка домашнего задания /тестирование/:

1 – правление Александра I /дата/;

2 – что такое внешняя политика;

3 – направления внешней политики;

4 – что такое коалиция;

5 – о ком сказано “Светило российской бюрократии”;

6 – как назывался кружок единомышленников Александра I;

7 – сражение под Аустерлицем/ дата/;

8 – Тильзитский мирный договор /дата/.

III. Объяснение нового материала. Вторжение Наполеона в Россию.

1. Расположение русской армии накануне войны:

а) 1-я армия Барклай де Толли;

б) 2-я армия Багратиона;

в) 3-я армия Тормасова.

/сообщения обучающихся, историческая справка о командующих/

Слайд – портреты командующих армий.

2. 12 июня 1812 г. – армия Наполеона перешла реку Неман. Начало Отечественной войны.

Слайд – р. Неман. Знакомство обучающихся с одним из эпизодов переправы наполеоновских войск.

3. Работа с документом “Начало войны”

– Что вспоминает французский воин Сегюр о переправе?

– Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию?

4.

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу,
Иль все падем в родных полях.

/Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии/

24 июня 1812 г. – соединение 1 и 2 русской армии в Смоленске.

Слайд – Смоленское сражение

/Сообщение учителя/

5. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим;

/Сообщение ученика о русском полководце Кутузове/.

Слайд – прибытие М.И.Кутузова в Царево-Займище.

/Сообщение учителя/

6. “Поле славы народной” – Бородинское сражение;

а) м/медийное пособие “Энциклопедия истории России 862-1917гг. Бородино”

б) м/медио-фрагменты панорамы “Бородинская битва”

Вам не видать таких сражений…
Французы двинулись как тучи…
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..

7. Работа с документами “Бородинское сражение”;

– Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы

– Приведите примеры героизма русских воинов.

8. Подвести итог Бородинской битвы /работа с учебником/.

9. Работа с контурной картой:

– отметить на карте расположение русских армий накануне войны;

– отметить реку Неман;

– отметить город Смоленск, Бородино.

IV. Закрепление. Кроссворд.

По горизонтали:

1. Командующий 2-ой армией, смертельно раненый в Бородинском сражении.

2. Где произошло соединение 1 и 2 армии.

3. Именно об этом человеке Александр I сказал “Общество желает, ...я назначаю…”

4. Полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.

5. О каком событии эти строчки:

Вам не видать таких сражений…
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..

6. По вертикали:

Как называется война, когда на защиту своего Отечества поднимается весь народ.

V. Проблемный вопрос.

-Как вы понимаете эпиграф урока “Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России”.

VI. Домашнее задание, дифференцированное.

– исторические справки о партизанах /Денис Давыдов, Василиса Кожина, Герасим Курин/.

– пословицы об Отечественной войне 1812 г.

– подготовить отрывки из стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

– составить кроссворд.

Презентация