Цели урока:
– рассказать о ходе Отечественной войны 1812г.,
героической обороне российского населения;
– развивать навыки работы с документами, с
картой, умения определять и объяснять понятия,
сравнивать;
– дальнейшее овладение обучающимися
художественными и выразительными свойствами
языка;
– воспитывать чувство гордости и любви к Родине
на примерах подвигов российского народа.
Новые термины и даты: 12 июня 1812 г., 24 июля (3 августа) 1812 г., 26 августа 1812 г., Отечественная война, Бородинское сражение, флеши, редут, батарея.
Оборудование: контурные карты “Отечественная война 1812 года”, индивидуальные атласы “История России XIX века”, документы “Начало войны. Вторжение”, “Бородинское сражение”, мультимедийное пособие “Энциклопедия истории России”, слайды
Эпиграф: “Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России”
Ход урока
I. Орг. момент
/по гуманной педагогике; посмотреть друг на друга и пожелать: “Будем добрыми, искренними, терпеливыми по отношению к товарищам. Успех всех, зависит от каждого”/
II. Проверка домашнего задания /тестирование/:
1 – правление Александра I /дата/;
2 – что такое внешняя политика;
3 – направления внешней политики;
4 – что такое коалиция;
5 – о ком сказано “Светило российской бюрократии”;
6 – как назывался кружок единомышленников Александра I;
7 – сражение под Аустерлицем/ дата/;
8 – Тильзитский мирный договор /дата/.
III. Объяснение нового материала. Вторжение Наполеона в Россию.
1. Расположение русской армии накануне войны:
а) 1-я армия Барклай де Толли;
б) 2-я армия Багратиона;
в) 3-я армия Тормасова.
/сообщения обучающихся, историческая справка о командующих/
Слайд – портреты командующих армий.
2. 12 июня 1812 г. – армия Наполеона перешла реку Неман. Начало Отечественной войны.
Слайд – р. Неман. Знакомство обучающихся с одним из эпизодов переправы наполеоновских войск.
3. Работа с документом “Начало войны”
– Что вспоминает французский воин Сегюр о переправе?
– Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию?
4.
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу,
Иль все падем в родных полях.
/Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии/
24 июня 1812 г. – соединение 1 и 2 русской армии в Смоленске.
Слайд – Смоленское сражение
/Сообщение учителя/
5. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим;
/Сообщение ученика о русском полководце Кутузове/.
Слайд – прибытие М.И.Кутузова в Царево-Займище.
/Сообщение учителя/
6. “Поле славы народной” – Бородинское сражение;
а) м/медийное пособие “Энциклопедия истории России 862-1917гг. Бородино”
б) м/медио-фрагменты панорамы “Бородинская битва”
Вам не видать таких сражений…
Французы двинулись как тучи…
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
7. Работа с документами “Бородинское сражение”;
– Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы
– Приведите примеры героизма русских воинов.
8. Подвести итог Бородинской битвы /работа с учебником/.
9. Работа с контурной картой:
– отметить на карте расположение русских армий накануне войны;
– отметить реку Неман;
– отметить город Смоленск, Бородино.
IV. Закрепление. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Командующий 2-ой армией, смертельно раненый в Бородинском сражении.
2. Где произошло соединение 1 и 2 армии.
3. Именно об этом человеке Александр I сказал “Общество желает, ...я назначаю…”
4. Полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.
5. О каком событии эти строчки:
Вам не видать таких сражений…
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
6. По вертикали:
Как называется война, когда на защиту своего Отечества поднимается весь народ.
V. Проблемный вопрос.
-Как вы понимаете эпиграф урока “Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России”.
VI. Домашнее задание, дифференцированное.
– исторические справки о партизанах /Денис Давыдов, Василиса Кожина, Герасим Курин/.
– пословицы об Отечественной войне 1812 г.
– подготовить отрывки из стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.
– составить кроссворд.